Обобщающий урок по химии на тему Типы химических реакций

Авторы урока: Паргеева Маргарита Андреевна Предмет: химия Класс: 8А, 24 человек Продолжительность урока: 45 минут Тема урока: Типы химических реакций Автор учебника:учебник «Химия, 8», О.С.Габриелян, М., Дрофа 2012 г. Тип урока: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний учащихся о типах химических реакций.   Цели урока: Цель данного урока: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций, расстановки коэффициентов в уравнениях химических...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Типы химических реакций

Авторы урока: Паргеева Маргарита Андреевна

Предмет: химия

Класс: 8А, 24 человек

Продолжительность урока: 45 минут

Автор учебника: учебник «Химия, 8», О.С.Габриелян, М., Дрофа 2012 г.

Тип урока: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний учащихся о типах химических реакций.

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса:

В 8 «А» классе 24 ученика. Из них 17 девочек, 7 мальчиков. Коллектив сформирован, дисциплинирован. В классе отличников нет, 10 ученика успевают на «4» и «5», есть резервы с одной «3», неуспевающих нет.

Подростковый период - переход от детства к взрослости. Для этого сложного периода характерны с одной стороны негативные проявления, дисгармоничность в физическом строении, противоречивый характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми. Значительно расширилась сфера его деятельности. Важнейшей особенностью этого возраста является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, при котором вырабатывается критерии оценок себя и других. Важная ценность отметки в том, что она даст возможность занять в классе более высокое положение.

Класс средний. Успеваемость учащихся различна, в зависимости от их способностей и интересов. Кругозор большинства детей довольно широк, они активно интересуются окружающим миром. Микроклимат в классе здоровый, ребята дружны, доброжелательны, конфликтные ситуации решаются миролюбиво, отношения построены на основе взаимоуважении.

Учащиеся этого класса учатся охотно с увлечением и интересом. Проявляют усердие и старание. Их знания прочны. У большинства хорошо развита память, запоминают все быстро. Хорошо развито логическое мышление. Они легко устанавливают причинно- следственные связи, умеют делать выводы. Эти ребята быстро включаются в работу, имеют способности запоминать материал быстро и на долго. Они с желанием работают с дополнительным материалом.

Класс на уроках внимательный. Учащиеся регулярно выполняют домашнее задание. Пропусков без уважительных причин нет.

В классе царит дружелюбная атмосфера. Ребята душой болеют за каждого своего одноклассника. У нас с ребятами сложились очень теплые, доверительные отношения. Хотя порой и бывают проблемы, мы их решаем своевременно.

Цели урока:

Цель данного урока: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций, расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Задачи урока:

Применение полученных знаний при составлении уравнений химических реакций разных типов, определении типы химических реакций.

Образовательные: систематизировать знания обучающихся о типах химических реакций, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно,

развивать интеллектуальные качества личности, воспитывать способность к взаимовыручке.

Формируемые УУД

Личностные: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Основываясь на знаниях учащихся о классификации объектов, полученные в курсе различных наук, а также на известных учащимся из жизни данных о типах процессов и признаках реакций, рассмотреть принципы классификации химических реакций. Закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакции.

Развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение); умения рефлексии своей деятельности, диалога в общении, отстаивания своей позиции, работать с разными источниками информации.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

АМО «Лотерея» (Адаптированный)

1 мин.

Цель этапа: Распределение учащихся на группы.

Необходимые материалы: карточки с названием групп.

Предварительная подготовка: подготовить разноцветные карточки с названиями групп.

Технология проведения: учащиеся вытягивают карточки и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки. На оранжевых карточках написано слово «алхимики», на зеленых карточках - «химики», на желтых карточках - «химический элементарий», на красных карточках - «катализаторы». И вот учащиеся проходят к столам в соответствии цветами и с данными карточек

АМО «Собери рюкзак» (Адаптированный)

5 мин.

Цель этапа: Определение темы урока.

Технология проведения: класс согласно личным предпочтениям, по выбору разбивается на 4 команды. Садятся за четыре стола, образуя группы. На столе учителя карточки - снаряжения. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает карточку - снаряжение.

Учитель обращается к детям со словами:

- Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления - взаимные превращения,

Образуются всегда - новые вещества.

- Что же это за явления? (Химические реакции)

Тема нашего урока «Типы химических реакций».

Любой человек любит путешествовать. Вот и я приглашаю вас совершить вместе со мной путешествие в Страну химических реакций.

Ребята, без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания о типах химических реакций и принципах их классификации, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций.

В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы (ботаника, зоология, русский язык).

Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии.

- Что означает термин «реакция»? («Реакция» с латыни означает «противодействие», «отпор», «ответное действие». Реакция - физико - химическое взаимодействие между веществами).

- По каким признакам классифицируют химические реакции? (Химические реакции классифицируют по количеству теплоты и по составу и количеству исходных и образующихся веществ.)

- Дайте определение экзотермической реакции. (Экзотермическая реакция - это реакция, протекающая с выделением теплоты.)

- Дайте определение эндотермической реакции. (Эндотермическая реакция - это реакция, протекающая с поглощением теплоты.)

- Дайте определение реакции соединения. (Реакция соединения - это реакция, в результате которой из двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество.)

- Дайте определение реакции разложения. (Реакция разложения - это реакция, в результате которой из одного вещества получается несколько новых веществ.)

- Дайте определение реакции замещения. (Реакция замещения - это реакция между простым и сложным веществом, при протекании которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в молекуле сложного вещества.)

- Дайте определение реакции обмена. (Реакция обмена - это реакция между двумя сложными веществами, при протекании которых их молекулы обмениваются своими составными частями.)

Фаза 2 «Работа над темой»

АМО «Река уравнений реакций» (Адаптированный)

10 мин.

Цель метода: Закрепить навыки расстановки коэффициентов у учащихся, определить типы химических реакций.

Необходимые материалы: Проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, ручки.

Предварительная подготовка: Учителем заранее готовятся карточки с заданиями.

Технология проведения: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.

Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Ваша задача расставить коэффициенты и определить тип химической реакции. Необходимо не только самому правильно расставить коэффициенты, но и проверить правильность выполнения остальными членами команды.

P + O2 = P2O5

Al + Cl2 = AlCl3

H2 + O2 = H2O

Ca + O2 = CaO

4P +5 O2 =2 P2O5

2Al + 3Cl2 =2 AlCl3

2H2 + O2 =2 H2O

2Ca + O2 = 2CaO

Команды проводят взаимопроверку. Правильные ответы написаны на слайде. Команды получают по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.

АМО «Химический привал» (Адаптированный)

5 мин.

Цель метода: Закрепить умение составлять и определять типы химических реакций.

Необходимые материалы: магнит, доска.

Предварительная подготовка: подготовить карточки с химическими реакциями.

Технология проведения: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправляются на химическую рыбалку.

На одних карточках написаны начала химических реакций, а на других - правая часть уравнения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов.

Составить уравнения реакций. Победитель будет тот, который составил из них больше химических уравнений, определив, к какому типу реакции они относятся.

Na2O+ H2O→ 2NaOH

(реакция соединения)

SO3+ H2O→ H2SO4

(реакция соединения)

Fe2O3+ 6HCl→ 2FeCl3+ 3H2O

(реакция обмена)

Fe+ 2HCl→ FeCl2+ H2

(реакция замещения)

АМО «Водопад реакций» (Адаптированный)

10 мин.

Цель метода: Развивать основные мыслительные операции (сообразительность, логическое мышление).

Предварительная подготовка: подготовить рабочие карточки с формулами и с незаконченными уравнениями химических реакций.

Технология проведения: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность. Каждая команда получает инструкцию к заданию.

Инструкция.

  1. Расположите перед собой основное игровое поле. Внимательно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.

  2. Возьмите из конверта рабочие карточки.

  3. Соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.

  4. Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте, где формула вещества на карточке, логически вписывается в уравнение химической реакции.

  5. Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.

  6. Прочтите слово - код на обратной стороне карточки.

  7. Подготовьтесь к проверке учителя.

Основное игровое поле.

CaO + …→ Ca(OH)2

… + HCl →CuCl2+ H2O

Mg + …→MgCl2

… + H2 →Cu + H2O

Ba(OH)2 + …→ BaSO4+ H2O


H2O

Cu(OH)2

Cl2

CuO

H2SO4


о

к

с

и

д

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

АМО «Путевые заметки» (Адаптированный)

10 мин.

Цель метода: построить эффективную командную работу.

Предварительная подготовка: заранее на отдельных листочках подготовить кроссворд с вопросами.

Технология проведения: Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно разгадать кроссворд.

Кроссворд №1 по теме «Типы химических реакций».

Зашифрованное слово: тип реакции, в ходе которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Вопросы.

  1. Реакция взаимодействия веществ с кислородом, которая сопровождается выделением света и тепла.

  2. Вещество, в состав которого входит ОН - группа.

  3. …+ O2→NO2

  4. Обязательный элемент в составе оксидов.

  5. Вещество, которое состоит из атомов металла и кислотного остатка.

  6. …+S→ FeS

  7. Тип реакции: 2AL+3 CuO= 3Cu+Al2O3

  8. Реакция, при которой из двух или нескольких веществ образуется одно сложное.

  9. H2SO4 - класс веществ.

  10. Тип реакции: H2SO4+2NaOH→Na2SO4+2H2O


1


2



333


4



5


6


7






9


10



Ответы:

1. Горение

  1. Основание

  2. Азот

  3. Кислород

  4. Соль

  5. Железо

  6. Замещение

  7. Соединение

  8. Кислота

  9. Обмен

Зашифрованное слово: разложение.

Кроссворд №2 по теме «Типы химических реакций».

Зашифрованное слово: процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие.

Вопросы.

1. Тип реакции: 2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

2. Тип реакции: CaSO4+2HCl = CaCl2 + H2SO4

3. Тип реакции: 2Al+3CuSO4 = Al2(SO4)3 + 3Cu

4. …+ Cl2 → KCl

5. ZnSO4 + Al → …+ Al2(SO4)3

  1. Тип реакции: 4Li + O2 = 2Li2O

  2. Элемент V группы главной подгруппы 4 - го периода.


1



2


3

3



4


5


6



7




Ответы:

1.Разложение.

2. Обмен.

3. Замещение.

4. Калий.

5. Цинк.

6. Соединение.

7. Мышьяк.

Зашифрованное слово: реакция.

АМО "Комплименты" (Адаптированный)

4 мин.

Цель этапа: Выяснить и получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Необходимые материалы: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Предварительная подготовка: заранее вырезанные разноцветные фигурки химической посуды.

Технология проведения: Возьмите из коробочки разноцветные фигурки химической посуды и продолжите предложения. (Обучающиеся подходят к карте путешествия и прикрепляют их).

- Мне понравилось путешествовать…

- Я вспомнил…

- Мне запомнились тропинки…

- Я бы хотел узнать еще…

6

© 2010-2022