• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект выступления на заседании методического объединения Дистанционные олимпиады как инструмент формирования ИКТ-компетенции обучающихся

Конспект выступления на заседании методического объединения Дистанционные олимпиады как инструмент формирования ИКТ-компетенции обучающихся

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционные олимпиады как инструмент

формирования ИКТ-компетентности школьника

Учитель химии МБОУ

Одинцовский лицей № 10

Полянская В.И.

Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас фундамент будущей России, не страны-поставщика сырья, а страны высоких технологий. И жить и работать в этой новой стране, продолжать начатые преобразования, предстоит именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах. Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять их во всех сферах своей жизни. Именно владение ИКТ позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и умею применять на практике».

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем - составляют основу понятия «компетентность». Несмотря на то, что на сегодняшний день уже сложилась некоторая классификация компетентностей, круг компетентностей, который необходимо формировать у сегодняшних школьников, не определён окончательно. Для каждого предмета вырабатывается своё понятие компетентности.
Особая ситуация сложилась с задачей формирования ИКТ-компетентности школьников. Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», я уверена, подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта связка между названием предмета и видом компетентности. Сами же учителя информатики говорят о том, что в нынешнем содержании предмета всё больше ощущается «инструментальный крен», и необходимо существенным образом менять как содержание, так и методику преподавания. Действительно, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что учащийся, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способен решать насущные практические задачи с помощью компьютера? Как обстоят дела в этой предметной области на самом деле, и кто в действительности должен заниматься решением проблемы подготовки ИКТ-компетентных граждан современного информационного общества?

Обратимся к расшифровке основных понятий ИКТ-компетентности,

ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в своей деятельности.

Итак, компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результата - эффективно разрешать проблему.

Авторы «Большой семёрки» определяют ИКТ-компетентность как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики» [1]. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал как на уроке, так и во внеурочное время, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Во-первых, компьютер обладает "беспредельным терпением" : он будет повторять объяснения пять, десять и даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, он позволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы. И, в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т.е. "всё его внимание" - только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же, поскольку многие программы не только познавательны, но и очень увлекательны.

Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося. Определенный тип организации интеллектуального досуга учащихся (например, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Одним из видов внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы, игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области предмета и информационно-коммуникационных технологий, повышению мотивации изучения данной предметной области.

Наши учащиеся являются постоянными участниками таких конкурсов.

Тот, кто использует Интернет-технологии, согласится со мной в том, что работа в Сети - процесс творческий, требующий больших временных затрат, именно по этой причине необходимо использовать Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихся.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности школьников мало иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет, мощную техническую базу), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно заинтересовать в этой работе школьников, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в процессе обучения. Не секрет, что у некоторых учащихся уровень этой мотивации снижается по мере их взросления. Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к

внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполне-

ние запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах,

проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоя-

тельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. - Мне компьютер поставил пятерку! - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у которых были не очень хорошие результаты.

Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.

Дистанционные обучающие олимпиады - активно набирающая обороты форма инноваций в образовании, основанная на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Хотя слово «олимпиада» и присутствует в названии, в первую очередь дистанционная олимпиада - форма получения новых знаний, повышающая мотивацию учащихся к обучению за счет использования компьютера и Интернет.

Дистанционная олимпиада - одно из самых демократичных Интернет-мероприятий - для участия в олимпиадах достаточно только электронной почты.

Но всегда надо помнить, что такие мероприятия будут приносить толк

только тогда, когда педагог, работающий с детьми в этом направлении, будет

придерживаться принципа

«Пока познаю я - будут познавать и дети, которых я обучаю».

Список интернет-источников

  1. Бурмакина, В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. ifap.ru/library/book360.pdf .

  2. olympis.org

  3. [email protected]

  4. infourok.ru/konkurs

  5. снейл.рф

3


© 2010-2022