• Преподавателю
  • Химия
  • С. Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования

С. Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования

В работе « С.Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования» говорится о значении исследовательской и проектной деятельность учащихся для их социализации. До 21 века исследовательская деятельность считалась внеурочной деятельностью, и только сейчас с введением ФГОС стало понятно, что исследовательская деятельность должна быть и на уроках и во внеурочное время. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.   Новаторский опыт С.Т. Шацкого – идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей. Полвека — достаточный срок для оценки воспитательной си­стемы. Признание данного опыта С.Т.Шацкого, которое проявля­ется в постоянно растущем интересе педагогической обществен­ности к его творчеству, активном использовании идей С.Т.Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования.

Змеева Инна Владимировна

МКОУ «СОШ № 7» г. Ревды, Свердловской области.

Анотация.

Направляет общую жизнь и удовлетворяет

дух исследования - работа ума

С.Т. Шацкий

Oдним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

До 21 века исследовательская деятельность считалась внеурочной деятельностью, и только сейчас с введением ФГОС стало понятно, что исследовательская деятельность должна быть и на уроках и во внеурочное время.

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно - воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной. России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие Внеурочной работы получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. Многие педагоги, в том числе и Шацкий, рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Особая заслуга в развитии внешкольного образования принадлежит выдающемуся педагогу С.Т.Шацкому.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934),- известный педагог - экспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал в 1905г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У. Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». К весне 1906 г. приют посещали около 150детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сеттльментов-поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сеттльмент» ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма.

Необычным явлением для педагогической практики того времени была

организация детского самоуправления. В 1909г. С.Т. Шацкий и его коллеги создают общество «Детский труд и отдых». Из - за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей. В 1911г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). В организации этой колонии активное участие принимала Валентина Николаевна Шацкая.

В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд, свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. В основу воспитательной работы в колонии были положены принципы свободы выбора детьми занятий по интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий для развития индивидуальных качеств личности воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. После 1917г. С.Т. Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, он открыл первую Опытную станцию по народному образованию, которая была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции

С.Т. Шацкого легла идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Новаторский опыт С.Т. Шацкого - идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей.

Сегодня актуальность проектно - исследовательской деятельности осознается всеми.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Уже в начальной школе учащихся учат планировать свою деятельность, а в основной школе мы стараемся их научить планировать, обсуждать и представлять свой результат.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Учителя естественнонаучного цикла нашего ОУ на протяжении нескольких лет работают по технологии проектов.

Виды урочных занятий для организации проектной деятельности:

  1. Проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом.

дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.

  1. У обучающихся Урок, на котором могут используются проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

  • усилилась мотивация учебной деятельности;

  • изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

  • повысилась успешность обучения, повысился интерес учащихся к предмету химия;

  • улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;

  • в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;

  • учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

У учащихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

  1. проблематизация;

  2. целеполагание;

  3. планирование;

  4. поисковые (исследовательские) умения;

  5. коммуникативные умения;

  6. презентационные умения;

  7. рефлексивные умения.

Преимущества проектной деятельности:

  • при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

  • участие в коллективной творческой деятельности;

  • организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

  • деятельностный уровень освоения реальности;

  • самообразование;

  • целостная картина окружающего мира в динамике.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Применение информационных технологий - необходимое и обязательное условие для реализации проектной деятельности.

В преподавании естественных наук основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу является для учащихся новым видом учебно-познавательной деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Изучая курс аналитической химии в 10-11кл.я поняла, что образовательная технология должна быть деятельной.

Изучив, качественный анализ, учащиеся сдают зачёт, определяя качественный состав неизвестного вещества, т.е. первые попытки мини-исследования; анализируют почву из своего сада и уже могут дать рекомендации родителям по поводу почвы.

Когда изучают количественный анализ, получая навыки титрования,постоянно проводят мини-иследования на каждой лабораторной работе. Учащиеся не просто определяют жёсткость воды, а жёсткость различных вод. Не просто жирность молока, а жирность различных сортов магазинного молока и домашнего, и делают выводы. Исследуем количество аскорбиновой кислоты в инъекциях и таблетках, и каково всегда удивление ребят, когда они обнаруживают, что в таблетированой аскорбинке витамина «С» практически нет.

Производя эти мини-исследования, ученики учатся анализировать, делать выводы, некоторые из них переходят к разработке собственных проектов, куда тоже входят исследования, но нужно уже собрать материал, произвести анализ литературы, произвести исследования, сделать вывод.

Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

На уроках химии учащиеся выполняют рефераты, с элементами исследования.

Примеры таких тем в 9 классе по теме «Подгруппа углерода»»

  • Атмосферные изменения и их влияние на организм человека.

  • Химизм кислотных дождей, их влияние на организм человека.

  • Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье.

  • Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.

  • Очистка промышленных выбросов от углекислого газа.

При изучении темы-металлы---«Вредна ли алюминиевая посуда?»

В этом году я решила запустить проект «ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

Выводы по проектам делаем вместе с детьми. Например, по проекту «Вредна ли алюминиевая посуда?» мы сделали следующий вывод. Ионы алюминия, которые попадают в организм при использовании алюминиевой посуды, особенно для кислой пищи, вредны для нашего организма. Но с другой стороны, в организм переходит очень маленькая часть и, поэтому, если раньше , по-незнанию, и употребляли алюминиевую посуду, сильного вреда здоровью это не принесло.

По проекту « Химизм кислотных дождей, их влияние на организм человека»

мы все пришли к выводу, что вредны и очень, т.к. они уничтожают на своём пути все зелёные насаждения, которые поглощают углекислый газ и выдыхают кислород, без которого нет жизни. И яркий пример этому СУМЗ, на территории, которого не живут зелёные насаждения.

И когда ребята воспринимают материал, через то, что их окружает-понимают и запоминают они его на много лучше.

Естественно, создавая малые проекты, некоторые учащиеся увлекаются темой и выходят на большие, более значимые проекты.

Полвека - достаточный срок для оценки воспитательной системы. Признание данного опыта С.Т.Шацкого, которое проявляется в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, активном использовании идей С.Т.Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение, впервые в истории педагогики созданное С.Т.Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А.Караковского, М.Н.Скаткина, А.Н.Тубельского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем - установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику.







Литература

  1. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993-1999.

  2. Бордовская Н.В. Педагогика. СПб., 2000.

  3. Виленский М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М., 1993.

  4. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.

5. Харламов И.Ф. Педаггика. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

6.Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

7. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.



© 2010-2022