- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Кислоты (8 класс)
Урок по химии на тему Кислоты (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильиных Т.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
Цели: проверить уровень усвоения добытых знаний о классификации, составе и основных свойствах кислот; научить использовать свои знания в стандартных условиях и уметь переносить их в нестандартные; развивать логическое мышление учеников; усовершенствовать работу с компьютерной техникой; воспитывать чувство причастности к общему делу, умение работать в коллективе, заинтересованность в результатах своей деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.
Формы и методы: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа; иллюстративный, познавательно-исследовательский методы.
Просто знать - это не все, знания необходимо использовать (И. В. Гете)
ХОД УРОКА.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ПРИВЕТСТВИЕ, ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (Слайд 1)
II.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель. Добрый день. Я желаю вам крепкого здоровья и надеюсь, что вы отдаете предпочтение здоровому образу жизни (Слайд 2). Недостачу витамина С пополняйте, употребляя в пищу ежедневно порцию аскорбиновой кислоты, которая содержится в лимонах, апельсинах, черной смородине и плодах шиповника. Советую не злоупотреблять кислой приправой, название которой … (ученики заканчивают фразу)… уксус. Правильное питание - залог здоровья, а также уменьшение затрат на лекарства, например, ацетилсалициловую кислоту и препараты, которые уменьшают кислотность желудочного сока и избавляют от изжоги, причина которой - избыток соляной кислоты. Вы, наверное, догадались, что все названные вещества принадлежат к классу … (ученики заканчивают фразу)… кислоты. И сегодня на уроке мы с вами будем читать журнал под названием «Кислоты». (Учитель оглашает тему урока (слайд 3) и эпиграф (слайд 4).) Желаю успеха!
Первая страница журнала «Ожидаемые результаты»
До конца урока вы должны:
-
закрепить знания о химических свойствах кислот;
-
усовершенствовать умения использовать ряд активности металлов, составлять химические реакции, которые происходят с участием металлов;
-
развивать умения составлять уравнения химических реакций;
-
знать правила техники безопасности при работе с кислотами.
(Слайд 5).
Первую страницу журнала мы прочитали. Какова же вторая страница нашего журнала?
III.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Вторая страница журнала «Внимание! Это должен знать каждый!»
(Слайд 6)
Проблема. Как правильно смешивать выданные растворы? Каких правил техники безопасности следует придерживаться во время работы с кислотами?
Ученики называют правила техники безопасности при работе с кислотами.
-
При работе с кислотами следует быть осторожным. Особенно следует беречь глаза. В случае попадания кислоты на руки необходимо сразу смыть ее большим количеством воды. (Слайд 7)
-
Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которую берете для опыта.
-
Открыв банку, не кладите пробку на стол, а поставьте ее. (Слайд 8)
-
Наливая жидкость, посуду с реактивом берут так, чтобы этикетка бала направлена в бок ладони, снимайте каплю с края шейки, иначе жидкость может испортить этикетку и повредить кожу рук. (Слайд 9)
-
Банку, с которой взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место. (Слайд 10)
-
В случае попадания кислоты на руки, необходимо промыть водой, а потом 3%-ным раствором соды.
Третья страница журнала «Служба знакомств»
-
Сообщения учащихся (Слайд 11).
Приблизительный текст сообщений учащихся.
-
Важную роль играют кислоты в организме человека. Фосфорная кислота в виде солей является основой костей и зубов. Аминокислоты образуют белок - основу жизни. Соляная кислота входит в состав желудочного сока и помогает переваривать пищу.
-
Много кислот содержит наша пища. Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют нам целый букет кислот: Яблочную, щавелевую, лимонную, молочную, уксусную. Даже синильная кислота, какую считают ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки абрикосов, слив и вишен. Количество ее в косточках ничтожно маленькое, однако почувствовать запах горького миндаля можно.
-
Если летом подойти к муравейнику, то можно надолго запомнить укусы его жителей. Муравьи не только кусают, но и впрыскивают в ранку муравьиную кислоту. Эту же муравьиную кислоту содержит и известная всем крапива.
-
Прошло 1000 лет, как люди научились получать серную кислоту. Алхимики получали ее, прокаливая купорос, отсюда и тривиальное название серной кислоты - купоросное масло. Так как серная кислота находит широкое применение во всех областях народного хозяйства, ее называют «хлебом химической промышленности».
-
Игра «Цепочка» (работа в группах (слайд 12))
Из карточек с формулами составьте цепочку.
Правильные ответы (слайд 13)
-
Из кислородосодержащих кислот:
H2CO3, H2SO4, H2SO3
HNO3, H3PO4, H2SiO3
-
Из одноосновных кислот:
HCl, HI, HF, HBr, HNO3
-
Из двухосновных кислот:
H2CO3, H2SO4, H2SO3, H2SiO3, H2S
-
Из бескислородных кислот:
HCl, HI, HF, HBr, H2S
-
«Кто быстрее» (работа в парах)
H
H2 Cl H
H SO4 H2 NO3 H
H2 CO3 H2 S H2 PO4 H2
H Br H SO3 H I H F H3
Составить формулы кислот из предложенных символов (слайд 14):
Ответы (слайд 15): HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H2S, H3PO4, HBr, H2SO3, HI, HF.
Четвертая страница журнала «Тест»
Учитель. Следующая рубрика нашего журнала называется «Тест». Тест в переводе с английского языка означает - исследование, проба. Тесты бывают учебные, психологические. А есть тесты на кислоты. Как их проводят и для чего используют? (Слайд 16).
Внимание, розыск! Определите, где, какой индикатор. (Слайд 17)
Пятая страница журнала «Политика» (Слайд 18)
Учитель. В этой рубрике мы должны вспомнить, как кислоты реагируют с другими веществами.
Проблема. Почему квашеную капусту, кислые щи, кисломолочные продукты не рекомендуется хранить в алюминиевой посуде?
-
Как ведут себя кислоты относительно металлов? Запишите уравнения на доске. (Слайд 19)
-
Как получить соли металлов, которые стоят в ряду активности после водорода? Запишите уравнения на доске (Слайд 20)
Игра «Сапер»
Учитель. Зачеркните реакции, в результате которых образуется водород. Правильность ответов подтвердите уравнениями реакций. (Слайд 21)
1 вариант
H2SO4 + Fe(OH)3
HCl + CaCO3
NaCl + H2SO4
Zn + H3PO4
Fe + H2SO4
Ca + HCl
Al(OH)3 + HCl
Cu + H2SO4
Fe + HCl
2 вариант
Cu + HCl
HNO3 + NaOH
Na2O + HCl
Ca + HCl
Na2CO3 + HCl
Ag + H3PO4
Zn + H2SO4
Ba + H2SO4
Al2O3 + HCl
Шестая страница журнала «Кулинарные рецепты» (Слайд 22)
-
Коктейль. Работа группах.
Для каждой группы готовится специальный коктейль. Учащиеся должны назвать, из каких веществ он приготовлен.
-
«Клубничный коктейль»
Рецепт: кислота + метиловый оранжевый.
-
«Молочный коктейль»
Рецепт: HCl + Ag NO3
-
«Ягодка»
Рецепт: кислота +лакмус.
-
«Лазурь»
Рецепт: CuО + H2SO4
-
«Содовый»
Рецепт: CaCO3 + HCl
-
«Шипучка»
Рецепт: Zn + HCl
«Рецепты коктейлей» (Слайд 23)
-
«Химическое печенье» (Слайд24). Работа в группах.
Учитель предлагает заполнить пропуски в таблице «Формулы солей» (Слайд 25)
Формула кислоты
Na
Mg
Fe (III)
H2SO4
HCl
Формула кислоты
Ag (I)
Cu (II)
Fe (II)
HI
H3PO4
Самопроверка. Правильные ответы - на следующей странице журнала (Слайд 26).
Отчет группы о выполнении задания (учащиеся отмечают правильные ответы и те места, где были допущены ошибки).
Далее учитель обращает внимание учащихся на следующую страницу журнала, где записано домашнее задание (Слайд 27)
IV.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. § 44, § 45 - повторить.
2. «Найди ошибку»
1) CaO + HCl = CaCl2 + H2O
2) H2SO3 + Na2O = Na2SO4 + H2
3) SO3 + NaOH = Na2S + H2O
4) MgO + H2SO4 = Mg2SO4+ H2O
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель. Мы прочитали все страницы нашего журнала. Сейчас вернемся к началу урока и вспомним, какое задание было перед вами поставлено и внимательно ли вы читали журнал. Для этого проведем игру «1,2,3…» (метод интерактивной технологии ожидания результатов) (Слайд 28).
-
Запишите три усвоенные вами понятия, правила.
-
Запишите два понятия или правила, какие вы успешно используете на практике.
-
Запишите одно понятие или правило, которое вам необходимо отработать.