- Преподавателю
- Химия
- Нефть – основа цивилизации
Нефть – основа цивилизации
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макоева С.Б. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Нефть - основа цивилизации
Макоева С.Б.., учитель химии
ПУ№3 г. Вдадикавказ ул. Ватутина 118
Подробный конспект урока:
Организационная информация
Тема урока
Нефть - основа цивилизации
Предмет
Химия
Группа
13
Авторы урока (ФИО, должность)
Учитель химии - Макоева С.Б.
Образовательное учреждение
ПУ№3 г. Владикавказ ул. Ватутина 113
Методическая информация
Тип урока
Интегрированный урок по химии и географии, урок изучения нового материала с использованием презентации
Цели урока
-
Дать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов»
-
Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества
-
Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды
Задачи урока
-
Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные технологии
-
Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение, основываясь на жизненный опыт
-
Формировать умение работать в группах и индивидуально
-
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки
-
Поддерживать познавательный интерес к предмету
Знания, умения, навыки, которые активизируют, приобретут, закрепят/ др. ученики в ходе урока
-
Что такое нефть, география распространения
-
Состав и свойства нефти
-
Историческая справка о нефти
-
Основные фракции нефти
-
Перегонка нефти
-
Нефть не только топливо, но и богатейшее сырье для химических производств
-
Экологические проблемы и пути их решения
-
Девиз урока, слова Менделеева Д.И. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями»
Перечень технических и программных средств
Мультимедийный проектор
Компьютер
Карты «Полезные ископаемые России», «Месторождения полезных ископаемых НАО»
Фотоаппарат
Макет «Ректификационная колонна»
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Описание методики и технологии их применения
1)Интегрированный урок (межпредметные связи химии, географии, экологии)
2) Использование на разных этапах урока ИМТСО
3)Использование:
Словесных методов:
- слово учителя
- беседа
-решение теста
Наглядных методов:
- работа с атласами, тектонической картой
- работа со слайдами презентации
-работа с макетом «Ректификационная колонна»
-коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Практических методов:
- лабораторный опыт «Физические свойства нефти»
Описание организации работы с учениками с применением ИМТСО в ходе урока
Учащиеся заранее готовили слайды по своим сообщениям, которые объединялись в общую презентацию к уроку. Высвеченный слайд сопровождался рассказом учащихся.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
-
Познакомить учащихся с нефтью, ее составом, свойствами
-
Систематизировать знания учащихся по теме «География нефтяных месторождений России и НАО», «Нефть - основа цивилизации»
-
Развитие навыков творческой деятельности учащихся
Ход и содержание урока
-
Приветственное слово учителя
-
Знакомство с целью и задачами урока
-
Выступление 1 ученика «География нефтяных месторождений России и НАО» (показ по карте)
-
Выступление учителя географии «Историческая справка о нефти»
-
Выступление 2 ученика «Физические свойства и состав нефти»
-
Выступление учителя химии Лабораторный опыт «Физические свойства нефти»
-
Выступление 3 учащегося «Перегонка нефти в ректификационной колонне и основные фракции нефти»
-
Выступление 4 ученика «Значение фракций нефти»
-
Выступление 5 ученика «Экологические проблемы, связанные с добычей нефти»
-
Вопрос классу: «Какие ваши предложения по охране природы при нефтедобыче в нашем регионе?»
-
Закрепление знаний по теме в тестовой форме
-
Итоги урока
Проверка и оценивание
За урок учащиеся смогли получить 3 оценки. Первая оценка выставлена за составление слайда, вторая за выступление на уроке, третья за решение теста при закреплении материала. Оценивание проходило в конце урока.
Рефлексия деятельности на уроке
-
Знание карты - месторождений нефти
-
Устная индивидуальная проверка по заранее заданным
дифференцированным заданиям
-
Тестовая проверка знаний
-
Умение проводить лабораторные опыты
-
Умение анализировать и делать выводы
-
Умение применять жизненный опыт в получении, обобщении знаний
Домашнее задание
Параграф № 3, письменное выполнение ответов на «5» - в. 4,13, стр. 74, на «4»- в. 12, 14 стр. 74, на «3» - в. 6,8 стр. 74 (учебник Химии, Г.Е. Рудзитис)
Собственная оценка эффективности использования ИМТСО в преподавании данной конкретной темы
Учащиеся проявили высокую активность в подготовке слайдов для презентации на уроке. Слайды презентации соответствовали содержанию урока. ИМТСО использовались при изучении нового материала и закреплении. Уровень восприятия учащимися изучаемого хороший. Психологический климат на уроке благоприятный.
Дополнительная необходимая информация
Для подготовки презентации урока учащимся заранее были предложены дифференцированные задания по данной теме.
-
Приветственное слово учителя
-
Знакомство с целями и задачами урока
Цель:
- Дать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов»
- Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества
- Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды
Задачи:
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные технологии
- Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение, основываясь на жизненный опыт
- Формировать умение работать в группах и индивидуально
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки
- Поддерживать познавательный интерес к предмету
3) Основная часть:
Учитель химии: (слайд № 1, 2) Девиз: «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Нефть - это богатство страны, основа цивилизации. На долю России приходится треть мировых запасов газа и нефти.
Учитель: Сегодняшний урок начнем мы с того, что вспомним из курса географии, где расположены основные месторождения нефти по территории РФ и Ненецкого АО. На основании географических карт, выявите основные районы нефтедобычи на территории России и НАО.
Выступление 1 ученика: (показ по карте месторождений России и НАО) (слайд №3)
Буровые кругом, и Ненецкая нефть
Черным золотом греет страну,
Тут наш дом, мы работаем здесь
И в морозы, и в злую пургу.
Выступление 2 ученика: (слайд № 4) Физические свойства нефти, ее состав.
Вывод: нефть содержит около 100 различных соединений.
Учитель химии: Лабораторный опыт: «Физические свойства нефти».
Цель работы: определить цвет, запах, растворимость нефти в воде.
Учитель географии: (слайд №5) Исторические факты о нефти: Сведения о нефти пришли с Ближнего Востока. В Китае бурение было известно еще до н.э. Первая нефтяная скважина в мире пробурена в Баку, в 1848 г. С этой скважины начинается промышленная добыча нефти. В 1745 г. на реке Ухта на Севере был построен первый нефтеперерабатывающий завод. В день он получал из 27 тонн нефти 16 тонн керосина. Нефть поставлялась для двигателей внутреннего сгорания. Был изобретен метод перегонки нефти.
Учитель химии: Д.И. Менделеев говорил го целесообразности переработки нефти. «Топить нефтью то же самое, что и топить денежными ассигнациями». Почему он так сказал? Давайте докажем.
Выступление 3 ученика: (слайд №6, №7) Перегонка нефти в ректификационной колонне + макет «Ректификационная колонна»
Фракции: Соляровая фракция:
Бензины С5Н12 - С11 Н24 (40-2000 С) Газойль С18Н30 - С24 Н50 (270-400 0С)
Лигрины С8 Н18 - С14 Н30 (150-2500 С) Мазут С19 Н40 - С53 Н108 (более 4000)
Керосины С12 Н26 - С18Н38 (180-3000)
Продукты вакуумной перегонки нефти:
-
Смазочные масла - моторное, цилиндровое
-
Не смазочные масла - кабельное, трасформаторное
-
Парафин - спичечная промышленность
-
Битумы - производство сажи, бензола, толуола
-
Вазелин - в медицине
Выступление 4 ученика (слайд №8, №9) О значении фракций нефти + коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Из нефти мы берем для нужд, страны своей
Поток бензина, масел и мазута,
И к ним в придачу тысячу вещей
Для дома и домашнего уюта.
Вывод: В результате перегонки нефти получают много веществ, являющих сырьем для многих тысяч продуктов (пластмасс, резина, мазут, асфальт и тд). Вот мы и доказали, истинность слов Д.И. Менделеева об использовании нефти.
Выступление 5 ученика (слайд №10, 11, 12): Экологические проблемы, связанные с добычей нефти
Север наш до всех своих окраин
Буровыми вышками набит.
Нынче ненец в тундре не хозяин-
Как ему без мяса в тундре жить?
Где ему пасти оленье стадо?
В речке радугой мазут блестит,
С каждым годом больше нефти надо,
А душа за Север наш болит.
Вывод: Нефть загрязнитель природной среды.
Воздействие на экосистему: - отравление живых организмов - нарушение физиологической активности - возникновение болезней - уменьшение доступа кислорода в почву, воду - изменение среды обитания
Учитель: «Какие ваши предложения по охране природы при нефтедобыче?» (Учащиеся выступают об аспектах охраны окружающей среды).
-
Необходимо удалять серу и азот из нефтепродуктов (оксиды их вредны)
-
Не допускать утечки нефти
-
Проводить мелиоративные работы в районах добычи нефти, чтобы сохранить растительный покров тундры
Общая модель решения проблемы (слайд №13) Нефть - богатство стран.
-
Нефтедобыча
Охрана экосистемы
- добыча нефти
- избегать потерь нефти
- получение сырья для производств
- изменение технологий переработки
нефти
Вывод: транспортировать нефть нужно не только обеспечив экономическую выгодность, но и экологическую безопасность
Учитель: Закрепление знаний в тестовой форме:
-
Нефть - а) имеет формулу б) не имеет
-
Нефть тяжелее воды - а) да б) нет
-
Нефть - это смесь а) органических соединений б) неорганических
-
Методы перегонки нефти: а) крекинг б) перегонка
-
Виды топлива, получаемые из нефти:
а) керосин б) бензин в) лигрин
Вопросы:
-
Какова перспектива нефтехимии в НАО?
-
В последнее время возросли цены на нефтепродукты. Возможно ли снижение цен, при каких условиях?
-
Нефтехимия и окружающая среда…возможно ли мирное существование. Каковы для этого нужны условия?
Учитель: Сегодня мы рассмотрели один из природных источников углеводородов - нефть. Убедились в том, что и наш НАО, добывая нефть, вносит определенную лепту в развитие энергетики страны. Добывая нефть из недр Земли необходимо обеспечивать и экологическую безопасность.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу.
Использованная литература:
-
Журнал «Современный урок». №11-12/2007г. Зубенко О.В. «Нефть-основа цивилизации. Роль химии в решении социально-экономических задач общества».
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
it-n.ru" Сеть творческих учителей"
4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"