Урок. Физические и химические свойства кислорода

Материал данного урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей. Выбранные формы, методы и приёмы обучения обеспечивают личностно-ориентированную направленность урока. На этапе изучения нового материала основной учебно-воспитательной задачей является формирование умений и навыков поисковой и творческой деятельности  применение  ранее усвоенных знаний и умений  в новой нестандартной ситуации.   Для формирования и стимулирования субъектной позиции, учащихся на уроке запланирована парная работа при составлении кластера «Физические свойства кислорода»,  индивидуальная деятельность по осмыслению и проработке заданного материала, т.е. выполнение упражнений по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства кислорода.  Подобран дидактический материал с разноуровневыми задачами, варьирующего для учащихся с разной успеваемостью. Представленный урок построен с учётом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности и умения.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 10кл

Тема : Общая характеристика VI - А группы. Кислород. (слайд 1)

Цель : (слайд 2)

  • повторить, обобщить, углубить знания учащихся о кислороде, его строении и свойствах;

  • подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислороде;

  • способствовать развитию образного и логического мышления, применять свои знания в новых условиях;

  • воспитывать активную жизненную позицию, самостоятельность

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и приемы: проблемный, частично - поисковый, письменный.

Оборудование: презентация «Когда и кем был открыт кислород на Земле?», карточки, портреты ученых, зеленые листочки по числу учащихся

Ход урока:

І Организационный момент.

Психологический настрой учащихся: тренинг «Улыбка»

ІІ. Актуализация знаний.

Тестирование по теме: «Фосфор и его соединения»

ІІ Изучение нового материала

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним и стар и млад
Он и для вас не тайна.

Известно, что горит отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний энергично,
Сгорает также водород.

Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети
Ведь это... (кислород)

Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Кислород - это вещество вокруг, которого вращается земная химия

Я.Берцелиус

2. «Когда и кем был открыт кислород на Земле?» Опережающее задание, выступает учащаяся класса.

(Слайды презентации) (портреты ученых и информация)

  • Еще в начале ХVІІ газ. Позднее названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К.Дреббелем, который установил его способность поддерживать Однако результаты этих исследований были засекречены из - за их военной направленности,. и поэтому они не были известны современникам

  • В 1750 г. М,В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл

  • В 1771 Это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом

Шееле.

  • В1774 г. английский химик и философ Джозеф Пристли нагревал красный оксид ртути, направляя на него солнечные лучи с помощью увеличительного стекла. При этом он получал газ, который считал воздухом. Пристли писал : «Этот воздух не поглощается водой. Каково же было его удивление, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем.»Он поместил двух мышей,, одну в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую - в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и активно двигалась. Ученый и сам попробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно

  • 1775 г Антуан Лоран Лавуазье что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах

3. Он всюду и везде

В камне, в воздухе, в воде.

Он и в утренней росе

И в небесной голубизне.

3. Где же на земле встречается кислород? (слайд 3)

Литосфера -47%

Атмосфере -33% по массе и 21% по объему

Гидросфера -85,8%

Входит в состав: растений - 40% , животных - 20%, тело человека на 65% состоит из этого элемента.

Задание. Подсчитайте, сколько кислорода по массе находится в вашем организме. (оценивание 1)

4. Дать общую характеристику элементу кислород по положению в ПСХЭ и написать строение атома. (у доски учащийся)

О - неМе, 2 период, VI А группа, Ar =16, Z=8, +8) ) , O 1s22s22p4

(8р, 8n)8е.

5. Составить кластер: «Физические свойства кислорода». (конспект составляют ученики в парах, работа с учебником стр.256). Озвучивание. (Оценивание 2)

O2 ↑ плохо растворим в воде

в 100V H2O растворяется 3V O2 (н.у.);

t°кип= -183°С Жидкость голубого цвета

t°пл = -219°C; твердое ( кристаллы синего цвета)

d по воздуху = 1,1.

6. Какие химические свойства проявляет кислород? (у доски 2 учащиxся)

Весь класс работает по заданию на слайде.

1)Напишите реакции горения простых веществ: углерода, водорода, цинка, натрия.

Проверить по слайду. (Оценивание 3)

а) с простыми веществами б) со сложными веществами

С + О2 = СО2 СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О

2H2 + O2 = 2H2O 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

2Zn + O2 = 2ZnO 2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2

2Na + O2 = Na2O2 2Fe + 2H2O + O2 =2Fe(OH)2

2) Напишите реакции горения сложных веществ: метана (СН4), сероводорода (H2S), сульфида цинка (ZnS), и процесс корродирования железа во влажном воздухе. Проверить по слайду. (Оценивание 4)

Психологическая разминка (презентация)

7 .Из чего можно получить кислород? (у доски 2 учащиxся)

  • Процесс фотосинтеза

  • Перегонка жидкого воздуха

  • Из сложных кислородсодержащих веществ.

6CO2 + 6 H2O = C6H12O6 + 6 O2

t

2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2+ O2↑ (демонстрация опыта)

t

2H2O2 → 2H2O+ O2

MnO2

t

2KClO3 → 2 KCl+ 3O2

MnO2

t

2HgO → 2Hg + O2

8. Где применяется кислород? (слайд 4)

9. Представьте, что мы в лесу после грозы. Что вы чувствуете? (запах свежести)

Это запах какого вещества ? (озона) Что такое озон? (аллотропное видоизменение кислорода)

Заполнить таблицу. Сравнение свойств кислорода и озона. (слайд 5)

Проверка работы. (оценивание 5)

Кислород

Озон

Агрегатное состояние

газ

газ

Запах

Без запаха

Запах свежести

Цвет

Бесцветный

Голубой цвет

Растворимость

малорастворим

Хорошо растворим

Токсичность

нетоксичен

токсичен

В чем же заключается токсичность озона? При длительном вдыхании озон раздражает дыхательные пути и поражает иммунную систему.

Как получают озон ?

2 = 2О3

3ВаО + 3Н24 = 3ВаSО4 + 3 Н2О + О3

Какую роль выполняет озон в природе?

ΙΙΙ Уточнение , повторение и закрепление.

Решение разноуровневых задач.

Уровень А.

Какое количество вещества кислорода расходуется на окисление меди, если образовался оксид меди массой 1,6г.

Уровень В.

Вычислите объем воздуха, который расходуется на полное сжигание 3,2г серы.

Уровень С.

Какой объем кислорода потребуется для сжигания угля массой 1 кг, содержащего 10% примесей.

Химический диктант по новой теме «Кислород». Взаимопроверка (слайд 7)

(оценивание 6)

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак

«-», если не подходит.

1. В промышленности получают из воздуха;

2. Сложное вещество;

3. При обычных условиях бесцветный газ;

4. Собирают вытеснением воздуха;

5. В природе встречается только в составе сложных веществ;

6. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд;

7. В лаборатории получают из «марганцовки»;

8. Газ, имеющий запах;

9. Поддерживает горение;

10. Тяжелее воздуха;

11. При температуре - 183 0С превращается в жидкость;

12. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды;

13. При обычных условиях - жидкость;

14. Входит в состав воздуха;

15. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Знак «+» 1, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15.

Выведите себе оценку за урок. Общую сумму баллов разделите на цифру 6. огласите оценки.

ΙV Домашнее задание

Всем спасибо, кто помог

Кто решал и отвечал.

Уравнение кто писал,

Кто пытался и не смог

Все равно он мне помог.

А еще хочу сказать

Пришла пора

домашнее задание записать

Изучить § 8.16 решить задачу № 10 стр. 259. Творческое задание составить кроссворд по теме с ключевым словом «Кислород».

V Подведение итогов урока.

Общий вывод: Самый распространенный элемент на Земле; в воздухе - 21% по объему; в земной коре - 49% по массе; в гидросфере - 89% по массе; в составе живых организмов-- до 65% по массе. В атмосфере воздуха кислород находиться в виде простого вещества О2 Он необходим для дыхания живых организмов и сгорания жидких и твердых видов топлива. Кислород входит в состав многих минералов.

Рефлексия.

Совместно с учащимися оцениваем урок и принимаем их предложения и пожелания:

- ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

- были ли моменты непонимания?

- что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

-что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?



© 2010-2022