- Преподавателю
- Химия
- Программа спецкурса по органической химии
Программа спецкурса по органической химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова С.Н. |
Дата | 08.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1391 г. Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурс по химии в 10 классе
«За страницами учебника органической химии»
Учитель :Кузнецова Светлана Николаевна
Первая квалификационная категория.
2014г.
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии обучающихся играют спецкурсы.
Данный спецкурс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне, но интересующихся химией или связывающих свою дальнейшую профессию с этой наукой.. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии.
Содержание спецкурса сопряжено с основным курсом органической химии, изучается параллельно ему. Это даёт возможность увязывать учебный материал курса с основным . Программа курса служит для углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии , для общего развития учеников, для подготовки к ЕГЭ.
Курс рассчитан на 34 часа.
Основные цели курса:
1.Углубление знаний по основам органической химии.
2. Расширение кругозора обучающихся.
3.Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных; 4.Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задачи курса:
-
Развить общекультурную и предметную компетентности обучающихся
-
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
-
показать практическое значение органических веществ для человека;
-
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
-
Развить опыт коллективного взаимодействия, создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
-
классификацию органических соединений;
-
общие химические свойства гомологических рядов;
-
практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
-
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
По окончании спецкурса обучающиеся должны уметь:
-
устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
-
составлять уравнения реакций разных типов;
-
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
-
Решать задачи на выведение формул органических соединений по продуктам сгорания и по массовым долям элементов в веществе.
Программа реализуется при использовании различных современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
Формы уроков: лекции, семинары, коллективные формы обучения, метод проектов.
Формы контроля: решение расчетных задач ,мини- проекты.
По итогам курса учащиеся должны выполнить и защитить мини-проекты по темам:
1.Именные реакции в органической химии.
2.Искусственная пища: «за» и «против».
3.Полимеры- современные конструкторские материалы.
4.Химия и гигиена.
5.Использование органических веществ в военном деле.
6.Продукты переработки нефти-народному хозяйству.
7.Термопласты,термореактопласты,углеродопласты.
8.Эластомеры .
Литература :
1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: базовый уровень, учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009
2. О.С.Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В.И. Теренин «Химия 10 класс» Изд. «Дрофа».2007
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
№
урока
Тема урока
Тип
урока
Основные понятия
Часы
дата
план
Дата
план
1
Современные представления о строении атома, s- и р- орбитали. Валентные состояния атома углерода
Изучение нового иатериала
Валентные электроны, гибридизация, вторичный, третичный и четвертичный атом углерода
1
2
Электронное и пространственное строение углеводородов.
Комбинированный урок
Понятие о сигма-связи, пи-связи.
1
3
Классификация органических соединений. Номенклатура.
Комбинированный урок
Общие формулы классов соединений, понятие -функциональная группа.
1
4
Виды изомерии. Упражнение в составлении формул и названий гомологов и изомеров.
Комбинированный урок
Структурная и пространственная изомерия и их виды. Гомологи ,изомеры
1
5
Типы химических реакций в органической химии, типы реакционных частиц и механизмы реакций в органической химии.
Комбинированный.
Сравнительная характеристика химических реакций в органической и неорганической химии.
1
6-7
Вывод формулы вещества по его молярной массе (или относительной плотности) и массовой доле элементов
Урок изучения нового материала
Относительная плотность вещества, выведение молекулярной формулы углеводородов по относительной плотности одного газа по другому и массовой доле элементов.
2
8
Понятие о циклоалканах.
Комбинированный
Особенности строения, изомерия и химические свойства циклоалканов.
1
9
Сравнительная характеристика углеводородов.
Комбинированный урок
Химические свойства алканов: синтез Вюрца .Химические свойства алкенов , алкадиенов и алкинов, качественные реакции на кратную связь: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия , полимеризация.
1
10-11
Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
Урок изучения нового материала
Выход продукта от теоретически возможного
2
12
Гомологи бензола
Комбинированный урок
Гомологи бензола: толуол, ксилол. Их свойства.
1
13
Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов
Комбинированный урок
Выполнение упр. на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов ,составление уравнений химических реакций; характеризующих свойства углеводородов с простой, двойной и тройной связью в молекулах, а также бензола;
1
14-15
Решение задач на выведение формул органических соединений по продуктам сгорания.
Комбинированный урок
Решение расчётных задач , по продуктам сгорания находить формулы исходных веществ.
2
16
Сравнительная характеристика химических свойств кислородосодержащих соединений
Комбинированный урок
Химические свойства спиртов, альдегидов .карбоновых кислот.
.
17-18
Расчеты по термохимическим уравнениям
Комбинированный
Тепловой эффект реакции ,решение задач, используя термохимические уравнения
1
19
Экологические проблемы в курсе органической химии.
Комбинированный
Основные загрязнители окружающей среды ,вредное влияние биосферы на организм человека, вещества-тератогены.
2
20-21
Вывод формулы вещества по его относительной плотности и массе (объему или количеству вещества) продуктов сгорания (решение расчётных задач)
Комбинированный урок
Относительная плотность одного газа по другому.
1
22-23
Генетическая связь углеводородов и кислородосодержащих соединений
Комбинированный урок
Сравнение строения и свойств кислородосодержащих соединений, взаимосвязь гомологических рядов.
2
24
Сравнительная характеристика мыла и синтетических моющих средств.
Комбинированный урок
Мыла - соли высших карбоновых кислот , практические свойства мыла и синтетических моющих средств
2
25
Кислородосодержащие вещества на службе человека
Комбинированный урок
Использование кислородосодержащих веществ в быту и промышленности
1
26
Роль азотсодержащих соединений в живом организме.
Комбинированный урок
роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма.
1
27
Генетическая связь между классами азотсодержащих органических соединений.
Комбинированный урок
Сравнение строения и свойств азотосодержащих соединений, взаимосвязь гомологических рядов
1
28.
Решение качественных задач по органической химии
Комбинированный урок
Качественные реакции на различные классы органических веществ.
1
29-31
Органическая химия в ЕГЭ.
Комбинированный урок
Задания части А и В ЕГЭ по химии.
1
32
Урок -консультация по подготовке проектов
2
33-34
Защита мини-проектов.
2