Конспект урока на тему «Знакомство первоклассников с кабинетом химии»

Знакомство будущих первоклассников со школой (её кабинетами, залами) проводится ежегодно в конце августа. Предлагаю один из вариантов конспекта мероприятия посещения кабинета химии. Знакомство всегда проходит с большим интересом, дети с увлечением и даже с азартом выполняют задания учителя, у многих не всегда выходит с первого раза, но в этот момент на помощь приходят старшеклассники. Старшеклассники делятся опытом и говорят , что помнят как сами впервые попали в кабинет химии. При ознакомлении ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Знакомство будущих первоклассников со школой (её кабинетами, залами) проводится ежегодно в ГБОУ СОШ № 1370 в конце августа. Предлагаю один из вариантов посещения кабинета химии.

Знакомство первоклассников с кабинетом химии.


Подготовка кабинета. На ученических столах в пластмассовых белых штативах по одной пробирке с синей, жёлтой крышками, пробирка с воронкой; в зелёных штативах склянки и капельницы (без реактивов); два пластмассовых химических стакана; модели молекул двух органических веществ; на двух зелёных подносах наборы для сборки модели молекулы метана; на боковых частях основной доски и на боковой доске плакаты и фоторепродукции с «химическими» видами; фотовиды водопада, порогов, спокойной заводи, заснеженные пейзажи (горный и равнинный).

Цель мероприятия: первоначальное знакомство с миром химии.

Ход занятия.

На доске: «Здравствуйте, первоклассники!»

Учитель: Я приветствую вас, первоклассники, в нашей школе. Поздравляю с приходом в 1-й класс нашей школы №1370!

Вы уже многое знаете и умеете. Кто может прочитать, что написано на классной доске? (Не хором, а подняв руку, как это делают школьники). После этого вопрос:

«Кто догадался или прочитал на табличке, в каком кабинете вы сейчас?» (Можно хором). Если дети не отвечают на вопрос, то помочь: бывают кабинеты математики, русского языка, физики …, а этот кабинет?

Далее вопрос: «А чем занимается химия? Кто слышал, читал, кому говорили старшие братья и сёстры об этом?» Выслушав ответы, сказать, что практически нет предметов, нас окружающих и которыми мы пользуемся, в создании которых не участвовала бы химия: стекло, стены, столы, наша одежда - в создании всего этого участвует химия. И прежде всего краски. Все они сделаны на химических лакокрасочных заводах.

Знаете ли вы, что химия без «чудес» не бывает? Поэтому при работе с веществами у нас случаются разные непривычные результаты.

Начнём с самого простого:

вода (бесцветная) + вода (бесцветная) = что? Правильно, бесцветное вещество и останется

(проделываю это в стакане с водой + вода из конической колбы)

А теперь я опять беру бесцветную «воду», добавляю тоже бесцветную. Что получу? (Ответ, обычно, «бесцветную воду»). Посмотрим. Далее идут следующие опыты.

Опыт №1. ВаCl2 + Н24 → ↓ (Белое «молоко»). Вопрос: На что похоже содержимое пробирки? (Ответы самые разные, но подвожу к осадку, белому «молоку»).

Попробуем ещё опыты с «водой». К бесцветной «воде», добавляю тоже бесцветную «воду». Что получу? (Дети уже задумываются. Предлагаю им пофантазировать, задумать результат).

Опыт №2. NaОН + фенолфталеин → раствор малиновый. У кого задуманное совпало с тем, что увидели?

Ещё поиграем с «водой», а вы опять попробуйте угадать результат. К бесцветной «воде» снова добавляю бесцветную «воду».

Опыт №3. Na2СО3 + НCl → ↑ (газ) (Проверяю, у кого задуманное совпало с тем, что увидели?)

Ребята, кто умеет рисовать, поднимите руки? Кто уже рисовал красками? Хорошо! (Руки поднимают, обычно, все). Значит, вы знаете, что получается при смешивании красок разного цвета. Поиграем с красками. Посмотрим, как будет изменяться цвет при смешивании разных веществ, совпадёт это с вашими знаниями или нет. Какой цвет мы получим, если смешаем две краски жёлтого цвета? (Ответ: жёлтый). Посмотрим.

Опыт №4. FeCl3 + жёлтая кровяная соль → (вещество синего цвета) Дети удивлены. А если смешаем

(жёлтый)

вещество жёлтого цвета с бесцветным? Дети задумываются. Тогда предлагаю опять пофантазировать, задумать любимый цвет.

Опыт №5. FeSО4 + NН4SСN → (красное вещество)

(жёлтый) (бесцветный)

После всех этих опытов вы догадались, что бесцветное содержимое пробирок не всегда являлось водой. Это были растворы различных веществ. Итак, на уроках химии, в этом кабинете, мы изучаем самые разные вещества. (Иногда можно попробовать получить подобный ответ от первоклассников). И самым важным из них является вода.

Рассматриваем (краткий обзор) виды водопада, порогов, спокойной заводи, заснеженных пейзажей (горного и равнинного). Подчёркиваю особую роль воды в природе.

Учитель: Нам кажется, глядя на окружающие предметы, что вещества образуют сплошную массу. Проведите по поверхности стола рукой. Она гладкая и кажется единой, то есть не делится на что-то более мелкое. Но если увеличить в несколько тысяч и даже миллионов раз, то мы сможем рассмотреть мелкие частицы. Кто из вас знает, кто слышал от старших, как называются мелкие, очень маленькие частицы, из которых состоят все вещества? (Ответы бывают самые разные: микробы, рыбки, вирусы, грибы. Но обязательно кто-нибудь скажет о молекулах и при повторном вопросе о более мелких частицах - атомах. В помощь использую таблицу с изображением моделей молекул). Итог: большинство веществ состоит из молекул, а молекулы из атомов. И теперь вы вместе со мной составите модель молекулы газа метана, который используют на многих кухнях в газовых плитах. Для этого пододвиньте к себе зелёные подносы. Берём чёрный шарик-атом углерода. В отверстия на нём вставляем голубые палочки-связи, а на их кончики надеваем белые шарики-атомы водорода. Подняли их вверх - у нас в руках модель молекулы. (В процессе составления модели обязательно не менее трёх раз повторяю, какую модель мы собираем и из атомов каких элементов. Мои помощники - ученики десятого или одиннадцатого классов внимательно наблюдают за работой малышей и помогают, если что-то не получается). Вопросы:

  1. Кто запомнил, модель какого вещества мы собрали?

  2. Какие атомы (каких элементов)использовали?

  3. Как я называла шарики-атомы чёрного цвета?

  4. Как я называла шарики-атомы белого цвета?

Самые внимательные из вас справились с вопросами, а остальные научатся этому в школе. Тот, кто научится внимательно слушать учителей, обязательно будет хорошо учиться!

Ребята! Вы немного познакомились с тем, что изучают на уроках химии в этом кабинете. Через семь лет, когда вы перейдёте в восьмой класс, приглашаю вас сюда для изучения увлекательной науки химии!

Помощники-ученики помогают первоклассникам организованно пройти по кабинету и перейти в следующий по программе кабинет.

Занятие провела учитель химии ГБОУ СОШ № 1370 Дмитриева Валерия Николаевна.












2010/2011 учебный год


ГОУ СОШ № 1370; химия, 8-11-е классы


Государственная программа Н.Н.Гара


Учебники: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман,

«Химия-8», 2009г; «Химия-9», 2009г; «Химия-10», 2009г;

«Химия-11», 2008г; «Просвещение», Московский учебник







2010/2011 учебный год


ГОУ СОШ № 1370; химия, 8-11-е классы


Государственная программа Н.Н.Гара


Учебники: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман,

«Химия-8», 2009г; «Химия-9», 2009г; «Химия-10», 2009г;

«Химия-11», 2008г; «Просвещение», Московский учебник



© 2010-2022