Программа внеурочной деятельности по химии Чудеса химии

Раздел Химия
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район

Московской области

г.п. Октябрьский


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________Е.М. Попова

«____» _____________ 201__г.








Рабочая программа по внеурочной деятельности

(Кружок «Чудеса химии»)



5 «Г» класс






Составитель: учитель химии Петрик М.Ю.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом - химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Чудеса химии» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

В отличие от других подобных курсов, курс «Чудеса химии» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Рабочая программа курса «Чудеса химии» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Основной образовательной программы ОУ.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цели изучения курса «Чудеса химии»:

- Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

- Ознакомление с объектами материального мира

- Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и использования знаний).

- Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы - наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

- Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи курса

- Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)

- Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)

- Выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкция

- Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности

- Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

- Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

- Акцентировать практическую направленность преподавания.

Описание места учебного курса «Чудеса химии» в учебном плане

Программа курса "Чудеса химии" рассчитана на 35 часа (1 раз в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла обще интеллектуального направления для учащихся 5 класса, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.

Направленность: пропедевтика преподавания химии.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Чудеса химии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении курса

- химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;

- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

- раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

-занимательность;

-раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности;

Формы проведения занятий:

-эксперимент,

-защита проекта,

-беседа,

-соревнование,

-активные и пассивные (настольные) химические игры.

Содержание программы курса «Чудеса химии» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии и информатике.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

к концу 5 класса

обучающиеся должны знать:

- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;

- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);

- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Что такое тайнопись? и др.)

обучающиеся должны уметь:

- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

- определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);

- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.).

- проводить несложные опыты и наблюдения за ними

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Чудеса химии»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы «Чудеса химии» являются следующие знания и умения:

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

- умение определять признаки химических реакций

- умения и навыки при проведении химического эксперимента

- умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Содержание курса «Чудеса химии» (35 часов)

1. Введение. (3 часа)

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов

2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц) (2 часа)

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

3. «Чудеса для разминки» (5 часов)

Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы»

4. «Разноцветные чудеса» (9 часов)

Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи

5. Полезные чудеса (8 часов)

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка - адсорбент. Удаляем ржавчину

6. Поучительные чудеса (3 часа)

Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук

7. Летние чудеса (5 часа)

Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Игра - квест «Путешествие в страну Химию».

Календарно-тематическое планирование

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Чудеса химии» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.

№ п/п.

Тема раздела

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

3

Познавательная деятельность:

- познакомиться с новой наукой

- наблюдать за постановкой и проведением химических опытов

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

Практическая деятельность:

- ориентироваться в многообразии химического оборудования

- освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием


Занимательная химия

1

Оборудование и вещества для опытов

1

Правила безопасности при проведении опытов

1

2

Как устроены вещества?

2

Познавательная деятельность:

- наблюдать за каплями воды, за каплями валерианы.

- наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия в воде и поваренной соли в воде

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде)

- соблюдать правила техники безопасности

Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы

1

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

2

3

Чудеса для разминки

5

Познавательная деятельность:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

Практическая деятельность:

- проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов);

- соблюдать правила техники безопасности;

- использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания)

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- оценивать правильность выполнения действия

Признаки химических реакций

1

Природные индикаторы

1

Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания

1

Знакомство с углекислым газом

1

Проектная работа «Природные индикаторы»

1

4

Разноцветные чудеса

9

Познавательная деятельность:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

Практическая деятельность:

- соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем;

- проводить эксперименты согласно инструкции

- определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора;

- получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев.

- приготовление раствора медного купороса;

- реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем

- проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем;

- проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками;

- проведение опыта тайнописи раствором крахмала с йодом;

- проведение опыта по тайнописи молоком, луковым соком.

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- оценивать правильность выполнения действия

Химическая радуга (определение реакции химической среды)

1

Знакомый запах нашатырного спирта

1

Получение меди

1

Окрашивание пламени

1

Обесцвеченные чернила

1

Получение красителей

1

Получение хлорофилла

1

Химические картинки

1

Секрет тайнописи

1

5

Полезные чудеса

8

Познавательная деятельность:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

- сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

- проводит классификацию по заданным критериям

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Практическая деятельность:

- соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами;

- проводить эксперименты согласно инструкции

- проведение опыта по определению реакции среды раствора мыла;

- проведение опыта по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи;

- проведение опыта по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде;

- проведение опыта по очистке ткани от травяной зелени спиртом;

- проведение опыта по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела;

- проведение опыта по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта;

- проведение опыта по чистке фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты;

- проведение исследовательской работы по определение жесткости воды в различных источниках.

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- оценивать правильность выполнения действия

Друзья Мойдодыра. Почему моет мыло?

1

Определение жесткости воды

1

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

1

Как удалить накипь?

1

Чистим посуду

1

Кукурузная палочка - адсорбент

1

Удаляем ржавчину

1

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

1

6

Поучительные чудеса

3

Познавательная деятельность:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

- проводить эксперименты согласно инструкции

- проводить эксперимент по приготовлению студня из желатина;

- проводить опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки);

- проводить опыт по выращиванию кристаллов различных веществ;

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- оценивать правильность выполнения действия

Кристаллы


Опыты с желатином


Каучук

7

Летние чудеса

5

Познавательная деятельность:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

- проводить эксперименты согласно инструкции

- проводить опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела);

- проводить опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.

- Проводить опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

- Проводить опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

- Проводить опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

- Проводить опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичей гречишки);

- Проводить опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

- Выполнять проектную работу по изготовление акварельных красок и

окрашивание тканей;

Регулятивная деятельность:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять контроль над ходом эксперимента

- оценивать правильность выполнения действия

Акварельные краски

1

Окрашиваем нити

1

Катализаторы и природные ингибиторы

1

Игра-квест «Путешествие в страну - Химия»

2

Всего

35


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.

2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с

3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. - М.: «Детская литература», 2001.- 175с

4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с

5. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. - М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

6. sev-chem.narod.ru/opyt.htm

7. kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/

8. edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html

9. znamus.ru/page/etertainingchemistry

10. alhimikov.net/op/; line-height: 0.17in">




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ _________________

Подпись Ф.И.О.

«_______»______________201___г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей____________

_____________________________________

название ШМО

от «____»__________201__ №______


© 2010-2022