• Преподавателю
  • Химия
  • Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси

Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси.

Цель урока: представить ученикам наиболее интересные и важные факты развития и становления химии как науки.

Форма проведения: лекция-беседа

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Ученикам задается вопрос и после этого выслушивается мнения учеников « Как и когда, появилось слово «химия?»

III. Изучение нового материала.

История развития химии.

Ответ на вопрос. По некоторым данным, слово «химия» возникло еще за 3000 лет до н. э. Большинство из ученых предполагают, что название приходит к нам из

  • Древнего Египта - «хем», что означает «темный» или «черный» (видимо, по цвету почвы в долине Нила)

  • Древнеегипетским словом «хюма» - «земля». Смысл этого названия - «египетская наука».

Существует также версия происхождения этого слова от древнекитайского «ким» - «золото». Современное название «химия» производится от позднелатинского слова «Chimia» и является интернациональным словом: немецкое Chemie, французское chimie, английское chemistry и др.

Много позднее, в начале I века нашей эры арабы-химики ввели вместо названия "химия" другое - "алхимия". Полагают, что это слово ближе к понятию "благородная химия", так как алхимию считали "искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные" - золото и серебро с помощью особого вещества - "философского камня.

Алхимиком был и выдающийся английский философ, монах францисканского ордена Роджер Бэкон (1214-1292). Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ,в другие. За отказ открыть секреты получения золота (которых он не знал) Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет.

Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало химические знания. Первый удар по бесплодным поискам алхимиков был нанесен в XVI веке. Немецкий врач и химик Теофраст Парацельс призвал всех алхимиков заниматься синтезом лекарственных средств, а не искать то, чего в природе существовать не может. Парацельс одним из первых начал использовать в медицинской практике препараты ртути, свинца, сурьмы, меди и мышьяка. К этому времени считалось, что в природе существует только восемь элементов-металлов (золото, серебро, железо, медь, олово, свинец, ртуть и сурьма) и два элемента-неметалла (углерод и сера), из которых состоят все остальные вещества.

В течение тысячелетий алхимики пытались найти "философский камень" - некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото. Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов. Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Поставив себе фантастическую цель - поиск "философского камня" - алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.

Химия - наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ друг в друга явлениях, сопровождающих эти превращения.

Задачи химии:

  1. Изучение веществ, их свойств и прогнозирование относительно их использования.

  2. Получение веществ, необходимых человеку.

Вещество - это то, из чего состоит физическое тело.

Физическим телом называют все, что имеет массу и объем. Физическими телами являются, например, капля воды, кристаллик минерала, обломок стекла, кусочек пластмассы, зерно пшеницы, яблоко, орех, а также любой предмет, изготовленный человеком, - часы, игрушка, книга, ювелирное украшение и т. д.

Назовите вещества, из которых состоят такие физические тела: льдина, гвоздь, карандаш. Первыми в истории человечества были природные материалы - древесина, камень, глина. Co временем люди научились выплавлять металлы и стекло, получать известь и цемент. В последние десятилетия на замену традиционным материалам приходят новые, в частности различные пластмассы.

Пример 1. Ложка тело (серебряная, фарфоровая, деревянная, пластмассовая).

Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории. Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела - углекислый газ.

Агрегатные состояния вещества.

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном.

При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкости закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

Каждый знает о трех агрегатных состояниях воды, в которых она существует в природе: лед, вода, водяной пар. Ho не всякое вещество может быть твердым, жидким и газообразным. Для сахара известны два агрегатных состояния: твердое и жидкое. При нагревании сахар плавится, затем его расплав темнеет, и появляется неприятный запах. Это свидетельствует о превращении сахара в другие вещества. Значит, газообразного состояния для сахара не существует. А такое вещество как графит нельзя расплавить: при температуре 3500 C он сразу превращается в пар.

Кристаллические и аморфные вещества.

Если рассматривать соль и сахар через увеличительное стекло, то можно заметить, что крупинки соли имеют форму кубиков, а сахара - другую форму, но тоже правильную, симметричную. Каждая такая крупинка является кристаллом. Кристалл - это природное физическое тело, имеющее плоские грани (поверхности) и прямые ребра (стыки граней). Следовательно, соль и сахар - кристаллические вещества. К таким веществам относятся лимонная кислота, глюкоза, алмаз, графит, металлы и др. Во многих случаях кристаллы веществ настолько мелкие, что их можно увидеть только под микроскопом.

Стекло - не кристаллическое, а аморфное вещество. Если его измельчить, то получим бесформенные кусочки, не похожие друг на друга. Аморфными веществами являются также крахмал, мука, полиэтилен и др.

Физические свойства веществ.

Все вещества чрезвычайно разнообразны; каждое обладает совокупностью определенных свойств.

Свойства вещества - это признаки, по которым вещество отличается от другого или подобно ему.

Железо легко отличить от древесины по цвету, особому блеску, а также на ощупь: металл всегда кажется более холодным, так как лучше проводит теплоту. Особенностью железа является то, что оно притягивается к магниту, а древесина - нет. В отличие от железа древесина в воде не тонет, поскольку ее плотность меньше плотности воды, а плотность железа - больше. Железо выдерживает высокую температуру, а древесина сначала темнеет, затем чернеет и загорается.

Свойства вещества, которые определяют наблюдением или измерением, без превращения его в другое вещество, называют физическими.

Важнейшие физические свойства вещества: агрегатное состояние при определенных температуре и давлении; цвет, блеск (или их отсутствие); запах (или его отсутствие); растворимость (или нерастворимость) в воде; температура плавления; температура кипения; плотность; теплопроводность;электропроводность (или неэлектропроводность).

«Смесь - целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и то же

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Изменение энергии при образовании

Происходит

Не происходит

Разделение

С помощью химических реакций

Физическими методами

Классификация смесей показана в таблице:

Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси.

Способы разделения смесей

В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.

Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей

Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси.

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

IV. Закрепление

Задача №1. Вспомните физические свойства бензина и воды и ответьте на вопрос.
Бензин и вода отличаются друг от друга по следующим физическим свойствам:
А) Запах; Б) Цвет; В) Агрегатное состояние; Г) Плотность.

Задача №2. Выпишите из предложенного списка только "вещества".
А) карандаш. Б) графит.В) снежинка. Г) полиэтилен. Д) линейка. Е) гвоздь. Ж) железо.

Задача №3. Перед вами названия различных химических систем. Из перечисленных систем выберите чистые вещества:

Дистиллированная вода. Морская вода. Кислород. Серебро. Гранит. Водка. Сталь. Раствор хлорида натрия для инъекций. Водород. Чугун. Углекислый газ. Воздух. Базальт Стекло. Эмульсия «масло в воде».Свинец

Задача № 4.

Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси.Урок 1-2. Химия раздел естествознания, наука о веществах. Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси.

Задача № 4.

V. Домашняя работа.

VI. Рефлексия.

© 2010-2022