• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на тему: Информационно - комуникативные технологии как средство формирования ключевых компетентностей в процессе изучения химии

Доклад на тему: Информационно - комуникативные технологии как средство формирования ключевых компетентностей в процессе изучения химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно - коммуникативные технологии как средство формирования ключевых компетентностей в процессе изучения химии







Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, в школах пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Средства информационных технологий имеют двойственный характер: с одной стороны - это предмет изучения, с другой - средство обучения. Учитель перестает быть первоисточником информации, превращаясь в посредника, облегчающего ее получение.

Условно можно выделить ряд этапов информатизации образования:

- компьютеры используются как предмет изучения в рамках школьного курса информатики;

-использование компьютеров в профессиональной деятельности учителя для снятия рутинной нагрузки;

- освоение новых средств: мультимедиа технологий, локальных и глобальных баз данных, организация сетевых проектов и т.п.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении материала.

Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ПТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них:

1). сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;

2). отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;

3). нарушение взаимодействия учитель-ученик. Т.к. компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

Учитель, использующий на уроках химии компьютерные технологии, становится руководителем, консультантом, координатором, экспертом, источником актуальной информации. Педагог формирует главные умения добывать информацию из разных источников, в том числе и в Интернете, обрабатывать, анализировать, сопоставлять, отсеивать, хранить и передавать ее. Он развивает у учащихся исследовательские навыки, культуру общения, расширяет кругозор.

Использовать компьютерные технологии учитель химии может на каждом уроке, и на разных его этапах.

Во-первых, целесообразно учителю химии использовать презентации при изучении нового материала, в которые обязательно должны быть включены демонстрационные опыты, так как наглядность активизирует деятельность учащихся на уроках и тестовые задания для всего класса, контролирующие восприятие учащими нового материала.

Во-вторых, повышение качества обучения на уроках химии зависит от систематического контроля знаний учащихся на каждом уроке, поэтому рекомендуется проводить в начале каждого урока тестовый контроль знаний.

В-третьих, использовать компьютерные технологии можно во время проведения лабораторных и практических работ, то есть проводить обработку данных химического эксперимента. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление.

В-четвёртых, на уроках химии можно использовать обучающие программы. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала.

Создание и применение на уроках электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них. Опыт работы в этом направлении позволил выделить этапы разработки учебной ситуации использования на уроке мультимедийной презентации.

1 .Этап - определение целесообразности использования мультимедийной презентации на уроке.

2. Если, взвесив все « ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап - определение места работы с презентацией в структуре урока.

З. Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации.

4. Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.

5. Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.

Использовать презентацию можно на любом этапе урока: на этапе мотивации; этапе актуализации знаний, умений и навыков; этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации; и этапе контроля знаний.

В процессе преподавания такого предмета, как химия, часто возникает необходимость наглядной демонстрации изучаемых явлений, законов, экспериментов. Компьютерные видео приложения позволяют наглядно продемонстрировать даже те явления и процессы, которые не могут быть показаны путем непосредственного эксперимента в школьном классе, особенно при изучении токсичных веществ или, если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, а также наглядно ознакомить учащихся с различными промышленными установками и процессами. На таких занятиях каждый ученик может работать индивидуально или в группе со слайдами. Он может неоднократно просмотреть клин с демонстрацией опыта, составить уравнения реакций, объяснить наблюдаемые явления, сделать выводы. В результате использования таких обучающих компьютерных программ происходит индивидуализация процесса обучения, реализуется дифференцированный подход в работе с разно профильными классами. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т. е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Проведение занятий контроля и коррекции знаний при наличии программ, имеющих такую возможность» а также созданных учащимися под руководством учителя. На таких уроках можно использовать разно уровневые тесты с ответами закрытого и открытого типа, проводить компьютерное тестирование с выставлением отметки, также есть возможность узнать на какие вопросы ученик дал неправильный ответ. При выполнении таких работ достигается полная самостоятельность учащихся за счет того, что задания в каждом варианте задаются программой случайным способом.

Презентации, эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. В процессе демонстрации презентации учащийся приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.

На уроке работают в группах, получив индивидуальные задания, с компьютером, принтером, сканером, извлекают информацию в Интернете, с электронной почтой, принимают самостоятельные решения на поставленные учителями задачи. Компьютер - это инструмент. Как и любой инструмент, он зависим от того, кто его применяет. Ждать от применения компьютера небывалой результативности уроков, по меньшей мере, наивно.

На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях разработки новы педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания естественны дисциплин.

Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;

2. Повышение производительности урока;

З. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от химии, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".

4. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

Собрав необходимый материал для урока на СD , учитель может в нужный момент использовать его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширяться, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету; Что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению.

Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю химии. Это связано с тем, что специфика химии предполагает постоянную работу с демонстрационным материалом.

Широкие возможности представляет Интернет. Учитель может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет-ресурсов. Информация, взятая в сети Интернет, увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различны профессиональных навыков.

Познавательную активность у всех участников образовательного процесса вызывает Интернет. Учащимся предоставляется возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях.

Для пополнения понятийного багажа и кругозора служит набор энциклопедий и словарей.

Информация, содержащаяся в сети Интернет, наполнена полезным для учителя содержанием. В Интернете можно узнать последние новости в области образования, сайты образовательной направленности (Большая перемена, Профильное обучение), нормативные документы, а также полезные программы.

Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться тестирование. Оно позволяет объективно оценить знания учащихся, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет преподавателя от необходимости траты времени на проверку контрольных работ.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении химии достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету химии.

© 2010-2022