Урок Счастливый случай (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра «Счастливый случай»

В игре участвуют две команды учащихся 8 класса по 4 человек. На сцене сооружается игровое поле, представляющее собой круг, разделенный на 5 секторов:

  1. основные понятия, термины и химические законы

  2. химические элементы

  3. ученые-химики

  4. химические реакции

  5. счастливый случай

Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор «Счастливый случай», то команда получает дополнительное очко.

Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку.

О каком элементе идет речь?

Этот элемент алхимики обозначали тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей, почетных знаков. Этот металл лучше других металлов проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, и ее называют святой водой (серебро).

Гейм первый - знакомство

Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом поле. Таким образом команды поочередно отвечают на задаваемые им вопросы (по 3 каждой команде). На размышление дается 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, команда получает одно очко, если неверный, то заслушивают версии зрителей. За правильный ответ зрителю выдается жетон.

1 сектор «Основные понятия, термины и законы химии»

  1. Реакция, в результате которой из исходных веществ образуется одно сложное вещество (соединения)

  2. Наименьшая, химически неделимая частица вещества (атом)

  3. Определенный вид атомов (элемент)

  4. Количество вещества, которое содержит 6*1023 частиц этого вещества (моль)

  5. Цифра, стоящая справа, внизу у знака элемента, называется (индексом)

  6. «Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ» (закон сохранения массы веществ, 1748 г., М.В. Ломоносов)

  7. «Каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный состав (закон постоянства состава вещества, 1799-1806 гг., Ж.Л. Пруст).

  1. сектор «Химические элементы»

1)Назовите самый распространенный элемент - металл земной коры (алюминий)

2)Химический элемент, названный в честь великого русского химика (менделевий)

3)Какой химический элемент, необходимый для жизни, в 18 веке изображался в виде воина? (это железо, так как его широко использовали для изготовления оружия)

4)Какой элемент самый распространенный в космосе? (водород)

5)Какой химический элемент самый распространенный на Земле? (кислород)

6)Какой элемент называют элементом жизни и мысли? (фосфор).

3 сектор «Ученые-химики»

1)Назовите фамилию великого русского химика и композитора (А.П. Бородин)

2)кем было введено в химию понятие «валентность»? (Э. Франкленд)

3)Кому принадлежат слова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» (М.В. Ломоносов)

4)Русский химик в 1863 году составивший электрохимический ряд напряжений металлов, который называется по имени ученого (Н.Н. Бекетов)

5)Английский ученый, получивший в 1766 году водород в чистом виде. (Г.Кавендиш)

6)Французский химик, в 1774 году экспериментально доказавший состав воздуха (Антуан Лавуазье).

4 сектор «Кислоты»

1)Какая кислота входит в состав газированной воды? (Угольная)

2)Соли этой кислоты называются нитратами (Азотная)

3)Пример нерастворимой кислоты (Кремниевая)

4)При взаимодействии какой кислоты с металлами выделяется не водород, а другие газы (Азотная)

5)Назовите кислоту, которая обладает целебным действием (Аскорбиновая)

6)Какая кислота содержится в желудочном соке? (Соляная).

5 сектор «Химические реакции»

Кто быстрее расставит коэффициенты в схемах химических реакций и укажет тип реакции.

Задание для 1 команды Задание для 2 команды

1)Zn + HCl = ZnCl2 + H2 1)HgO = Hg + O2

2)P + O2 = P2 O5 2)Mg + O2 = MgO

3)Al + O2 = Al2 O3 3)Al + Cl2 = AlCl3

4)CaCO3 = CaO + CO2 4)Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu

Гейм второй - видеовопросы

Командам по очереди (право первого ответа - проигрывающей команде) предлагают просмотреть по три схемы методов очистки веществ. Учащимся необходимо определить название метода.

Гейм третий - «Ты - мне, я - тебе»

Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление дается 20 секунд. В этом гейме зрители участия не принимают Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительное очко.

Гейм четвертый - «Темная лошадка»

Ведущий читает вопрос. Если ни у одной из команд нет версии ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает приз.

Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого же металла была изготовлена чаша? (Алюминий).



Гейм пятый - «Дальше, дальше…»

Ведущий задает за две минуты вопросы сначала одной команде, затем второй команде. Игроки отвечают на вопросы, если они не знают ответа, то говорят: «Дальше, дальше…», тогда ведущий читает следующий вопрос.

  1. Число, стоящее перед химическими формулами или перед химическими знаками (коэффициент)

  2. Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли (натрий)

  3. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (кислород)

  4. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную (кислоты)

  5. Метод полной очистки воды (дистилляция)

  6. Растворимые в воде основания (щелочи)

  7. Название реакции, при которой выделяется теплота (экзотермическая)

  8. Какое топливо заправляют в самолеты? (керосин)

  9. Ионы какого металла убивают болезнетворные бактерии? (серебро)

  10. Самое распространенное на Земле вещество (вода)

  11. Вещества, изменяющие скорость химической реакции (катализаторы, ингибиторы)

  12. Реакция, при которой поглощается теплота (эндотермическая)

  13. Этот металл называют крылатым (алюминий)

  14. Реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ (разложения)

  15. Наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства (молекула)

  16. Какой из металлов широко используют в электротехнике? (медь)

  17. Газ - продукт дыхания и раздражения дыхательного центра (углекислый)

  18. Родина химика Жозефа Луи Пруста (Франция)

  19. Как по-другому называется гидроксид натрия (едкий натр)

  20. Какой цвет имеет йод в твердом состоянии? (серый)

  21. В какой капусте много йода? (морской капусте - ламинарии)

  22. Родина ученого-химика А. Авогадро (Италия)

  23. От соединения какого металла зависит красный цвет крови (железо)

  24. Какой металл загорается в холодной воде (калий)

  25. Какой металл при обычных условиях находится в жидком состоянии? (ртуть)

  26. Какое химическое соединение мы постоянно употребляем в пищу? (хлорид натрия)

  27. Какой химический элемент назван по имени острова? (медь - с латинского - Кипра)

  28. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (идет окисление соединений железа)

  29. Какая из этих кислот самая слабая: азотная, фосфорная, угольная? (угольная)

  30. Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (фосфор).



© 2010-2022