Конспект урока Занимательная химия для учеников начальных классов

Хочу представить один из уроков по химии для учащихся начальной школы,которые я традиционно провожу во время "Недели естественных наук"в феврале каждого года. В этом году я с учениками 10 класса решила провести урок в форме практической работы.Девочки приготовили рассказ об одном из самых важных и знакомых веществ - о поваренной соли,подобрали интересные задания.Оказалось,что наши третьеклассники знают не только пословицы и поговорки о соли, но и свойства поваренной соли и способы добычи.Урок по...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок для учеников 3-б класса Февраль 2015г. Неделя естественных наук. «Знакомство с химией»

Цели и задачи:

Заинтересовать уч-ся начальной школы наукой химией, вызвать стремление понимать и объяснять «удивительные» явления; развивать внимание, акку- ратность, самостоятельность; формировать умение слушать ,вести диалог, выслушивать друг друга ;научить работать с химическим оборудованием.

Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.

Оснащение и оборудование урока: На доске запись: «Знакомство с химией. Химия - наука о веществах и их превращениях».

Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное

стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка,

платочек, держалка, щипцы. Реактивы: карбонат кальция, соляная кислота, вода, спирт, хлорид бария ,серная кислота, натрий, фенолфталеин, поваренная соль.


Демонстрационные опыты.

«Получение газированной воды» (взаимодействие карбоната кальция с

соляной кислотой).

«Несгораемый платочек» (горение платочка, смоченного водой и спиртом).

«Получение молока» (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой).

«Газированная вода с сюрпризом» (взаимодействие воды с натрием в

присутствии фенолфталеина).

Лабораторный опыт «Очистка поваренной соли».


Ход урока

Ведущий 1. (ученица 10 класса).Сегодня вы в первый раз пришли в кабинет химии. Этот кабинет самый необычный кабинет в школе. Здесь происходят волшебные превращения, которые можно объяснить, если ты знаком с самой замечательной наукой - химией. Это очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто

познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека

вещества.

Посмотрите, в этой колбе - газ. Из него можно получить многие полезные

вещества: игрушки, бензин, лекарство... А из вот этого куска угля, который

человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски,

ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально

все: пищу, одежду, предметы быта...

Итак ребята, химия - наука, умеющая творить чудеса. В этом определении

химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить что химия - это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.


Ведущий 2.(ученица 10-класса) Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Мы вам сейчас их покажем.

Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?

Демонстрация опыта. Возьмем химический стакан с белыми камешками

(карбонат кальция) и прильём прозрачной бесцветной жидкости (раствор

соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не

угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.

От удивления вы немного, конечно, вспотели. Вам нужен платочек? Мы

можем вам дать волшебный несгораемый платок. (Демонстрация опыта.) Не

верите, смотрите: поджигаем; горит, но не сгорает. Разве не волшебство?!

Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить

из простой воды. (Демонстрация опыта.)

А в заключение наших чудес получим много газированной воды с сиропом

и с сюрпризом. (Демонстрация опыта.) Возьмем воду, капнем в неё каплю

бесцветного вещества (фенолфталеин) и бросим маленький твердый кусочек. Вот сироп и готов. Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса - это для непосвещенных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет, о чем наука химия? (О веществах и их превращениях.) Правильно, молодцы!


Ведущий 1. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Но прежде ,чем заниматься превращениями, мы обязаны познакомиться с пра- вилами поведения в этом кабинете. Знакомиться с этими правилами мы будем в виде игры. Начинаем нашу работу. Задание №1. Перед вами на столах листочки с ребусом.. Необходимо его разгадать и отве- тить на вопрос: какое отношение имеет фраза к вопросам соблюдения правил техники безопасности в кабинете.

Конспект урока Занимательная химия для учеников начальных классов

Ассистенты помогают тем, кто затрудняется и в итоге все справляются с заданием и читают фразу: «Содержи рабочий стол в чистоте».

Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомым веществом. Это

вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у

древних народов нередко бывали войны из-за этих белых кристаллов, а некоторые народы Африки за него платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без этого вещества.

А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали именно им.

В Китае, в XIII в., как говорят путешественники, из него изготовлялись

монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая

Ивановича Вавилова, эти кристаллы заменяла крупные деньги, а красный перец - мелкие.

У всех народов оно - символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-

------- встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать ----- означало, по

древним поверьям, навлечь на себя гнев богов. Вы догадались, что это за вещество? Конечно соль!

Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все

жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн тонн соли, которую

можно разместить в поезде длиной примерно 5000 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими

озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить.

Ведущий 2. Случилась беда. Соль смешалась с песком и мелом, а другой

нет. Что же делать?..Очистить соль.

В очистке нам поможет знание свойств веществ и химическое оборудование, оно у вас на столе. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стеклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан.

Проверим, знаете ли вы свойства соли,песка и мела.Как вы думаете,все эти вещества растворяются в воде или нет? Растворяется только соль... Молодцы!Чтобы понять,что делать дальше,надо разгадать лабиринт.


а

е

с

м

е

е

т

с

и

н

и

с

д

в

о

р

е

в

в

о

Растворение соли. Выполнение лабораторного опыта.

Ведущий 2. Возьмите химический стакан, высыпьте в него загрязненную

соль. Стеклянной палочкой с резиновым кончиком помешайте полученную

смесь, пока соль не растворится. Когда соль растворится, перестаньте мешать, положите палочку на стол, на свое место.

Так, все растворили? Для продолжения работы решаем еще один лабиринт:

в

е

т

ь

з

и

р

л

и

в

н

о

и

с

е

а

в

Ф.

Фильтрование- способ отделения раствора от нерастворимых частиц. Возьмите готовый фильтр, смочите его, вставьте в воронку, под воронку поместите стакан. Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Смотрите, не перелейте через край! Обратите внимание: через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и мела. Где соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить ее из воды? Необходимо пройти лабиринт 3.

ы

а

с

о

а

п

р

о

л

р

и

т

в

и

а

в

с

а

н

и

е

р

Воду надо выпарить. Для этого возьмите спиртовку, поставьте ее на середину стола, снимите колпачок, поправьте пластину, фитиль расправьте в виде султанчика и зажгите. Два ассистента и учитель помогают в работе со спиртовкой. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, на несите на него полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко. Только не касайтесь фитиля: он холодный, поэтому стеклышко может лопнуть. Что вы наблюдаете? Пар. Это испаряется вода. А на стеклышке что? Белая, чистая соль самого высшего качества.

Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие? (Из грязной соли получать

чистую). А как вы это делали? (Растворяли, фильтровали, выпаривали.) А

пригодится ли вам это в жизни? (Да. Если у нас будет грязная соль, мы сумеем ее очистить.)


Ведущий 2. Урок наш окончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.





© 2010-2022