- Преподавателю
- Химия
- Урок Общая характеристика неметаллов
Урок Общая характеристика неметаллов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова А.Ю. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Химия
Класс: 9 «Б» (девочек: 7, мальчиков: 10)
Дата: 14 ноября 2015
Преподаватель: Жукова Анастасия Юрьевна
Тема урока: «Неметаллы. Общая характеристика»
Цель: раскрыть понятие неметаллы
-
дать учащимся представление о расположении неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
-
ознакомить с физическими и химическими свойствами неметаллов
-
рассмотреть значение неметаллов в природе и жизни человека
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма работы: индивидуальная, парная
Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, наглядный материал неметаллов, презентация, интерактивная доска, учебный материал, карта полезных ископаемых
Ход урока
-
Организационным момент
-
Актуализация знаний
-
Изучение нового материала
-
Закрепление нового материала
-
Ознакомление с домашним заданием
Вид деятельности
время
Действие учителя
Действие ученика
Вводная часть
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
2 минуты
Проверить готовность класса к уроку (наличие школьных принадлежностей на парте), подготовить мысленно учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
Подготовка к уроку, настрой на урок
3 минуты
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все - от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Кислород, водород и азот,
А также сера, фосфор и мышьяк.
Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой.
Учитель задает вопросы:
-
Какие слова вам известны в данном стихотворении?
-
Что представляют из себя эти слова?
-
К каким веществам относятся эти элементы?
Ответы на вопросы
1. кислород, водород и азот, сера, фосфор и мышьяк
2. данные слова представляют химические элементы
3. эти элементы относятся к неметаллам
Делают выводы и подводят к теме урока
Записывают тему урока в тетради
10 минут
-
Вспомните, на какие две большие группы делится периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева?
-
Где в основном располагаются неметаллы в периодической системе?
Ответ: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева делится на две большие группы: группа металлов и группа неметаллов
(Ответ: неметаллы в периодической системе располагаются в группе номер IV, V, VI и VII)
Появляется слайд, на котором изображены формулы
Задание:
Запишите в два столбика, какие из предложенных элементов относятся к металлам, а какие к неметаллам (у каждой группы свой вариант - на задание 30 секунд).
1 ряд: Cu, F, Ag, О, Sn, Pb, S, Hg
2 ряд: Fe, Cl, Au, Na, I, P, Ba, As
3 ряд: Zn, Ne, Hg, C, Ca, N, B
Основная часть
III.Изучение нового материала
24 минуты
Обратите внимание на периодическую систему химических элементов. В таблице, если мы проведем черту от бора к астату, то мы увидим, что неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу периодической системы. Все неметаллы это р-элементы, в таблице они изображены желтым цветом.
Мысленно проведите эту черту, и скажите в каких группах находятся неметаллы?
Ответы учащихся: неметаллы находятся в 4 - 8 группах.
Отсюда следует, что на внешнем электронном уровне находятся от 4 до 8 электронов.
Говоря об активности элементов, то самый активный неметалл это фтор, так как неметаллические свойства с лева направо увеличиваются, а сверху вниз уменьшаются. Радиус атомов неметалла наоборот сверху вниз увеличивается, так как увеличивается атомная масса элемента. Валентность элементов соответствует группе элементов.
Пример: Если углерод находится в четвертой группе, то и валентность элемента равна четырем.
Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:
-
меньший атомный радиус;
-
четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.
Поэтому основное свойство атомов неметаллов - это окислительные свойства.
Записывают материал в тетрадь в виде схем
Учащиеся открывают учебник, и самостоятельно читают параграф, выделяя самое основное
Учащиеся рассматривают карту и перечисляют места нахождения полезных ископаемых.
По физическим свойствам неметаллам свойственны такие свойства как (наглядный материал неметаллов):
-
Отсутствие ковкости
-
Отсутствие блеска
-
Теплопроводность (только графит)
-
Цвет разнообразный: желтый (сера), желтовато-зеленый (хлор), красно-бурый (бром).
-
Электропроводность (только графит и черный фосфор.)
-
Агрегатное состояние:
газы
Жидкости
Твердые вещества
кислород
Бром
Бор селен
водород
Радон
Углерод теллур
азот
Кремний иод
фтор
Фосфор
хлор
сера
Инертные газы
мышьяк
Химические свойства неметаллов.
Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород)
Пример: 2Са + О2 = 2СаО (кислород окислитель)
Стр. 64
Неметаллы в природе встречаются в основном виде соединений. Некоторые неметаллы в свободном виде, например сера, азот и кислород в составе воздуха. Твердые неметаллы - алмаз, кремний бор - состоят из больших частей.
Газовый состав воздуха: 21% - кислорода, 78% - азота, 1% - другие газы.
На стр. 67 изображена карта с неметаллами - полезными ископаемыми.
Подведение итогов
IV.Закрепление материала V.Ознакомление с домашним заданием
5 минут
Каждый индивидуально (на слайде появляются вопросы, где необходимо вставить пропущенные слова)
1) неметаллы в реакциях могут быть
2) В группах неметаллические свойства элементов ____
3) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..
• серы • фосфора • кремния • хлора
4) неметалл с атомной массой 35,5
После проделанной работы: учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность ответов, указанных на следующем слайде, затем ставят оценку.
Учащиеся в тетрадях решают мини-тест, обмениваются работами и проверяют друг друга
1 минута
Параграф 13, 14. Стр. 68 упр. 1 (письменно)
Записывают домашнее задание в дневниках