- Преподавателю
- Химия
- Формирования универсальных учебных действий на уроках химии
Формирования универсальных учебных действий на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Есипенко Ф.Н. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирования универсальных учебных действий на уроках химии
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД
Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.
Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.
Универсальные учебные действия - (далее УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.
Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:
-
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
-
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
-
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
-
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
-
состояние здоровья детей;
-
успеваемость по основным предметам;
-
уровень развития речи;
-
степень владения русским языком;
-
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-
стремление принимать и решать учебную задачу;
-
навыки общения со сверстниками;
-
умение контролировать свои действия на уроке.
Надо понимать, что наши ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе. Принципиальное различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным., Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования.
На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например:
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить несколько предложений, раскрывающих применение химических знаний химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений, презентаций на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в нашем крае и проблемы экологии»;
- познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны:
-
определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав - классификация веществ;
-
определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
-
определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
-
уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.
Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например , проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов, взаимопроверки и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа - заранее записывается на отвороте доски.
Развитие универсальных учебных действий - обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии.
Очень много литературы посвящено формированию универсальных учебных действий, однако слабо еще разработаны методы диагностики. Имеющиеся приемы основаны в основном на наблюдении или занимают немало времени учителя. Поэтому дальнейшим этапом своей работы считаю разработку приемлемых, малозатратных по времени диагностических методик, позволяющих определить уровень развития регулятивных УУД.
Используемая литература
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. - 2005. - №9. - с.115-126.
-
Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. - 2003. - № 8. - с.115-126.
-
Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. - 2010. - № 8. - с.11-15.
-
Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. - 2006. - №2. - с.112-119.
-
Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий[Текст] / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. (Стандарты второго поколения).