Формирования универсальных учебных действий на уроках химии

  Формирования универсальных учебных действий на уроках химии     Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к  ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.  Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видо...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирования универсальных учебных действий на уроках химии

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

Универсальные учебные действия - (далее УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.

Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

  2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

  3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

  4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;

  • успеваемость по основным предметам;

  • уровень развития речи;

  • степень владения русским языком;

  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

  • стремление принимать и решать учебную задачу;

  • навыки общения со сверстниками;

  • умение контролировать свои действия на уроке.

Надо понимать, что наши ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе. Принципиальное различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным., Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования.


На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например:
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить несколько предложений, раскрывающих применение химических знаний химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений, презентаций на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в нашем крае и проблемы экологии»;

- познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны:

  1. определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав - классификация веществ;

  2. определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;

  3. определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;

  4. уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.

Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например , проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов, взаимопроверки и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа - заранее записывается на отвороте доски.

Развитие универсальных учебных действий - обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии.

Очень много литературы посвящено формированию универсальных учебных действий, однако слабо еще разработаны методы диагностики. Имеющиеся приемы основаны в основном на наблюдении или занимают немало времени учителя. Поэтому дальнейшим этапом своей работы считаю разработку приемлемых, малозатратных по времени диагностических методик, позволяющих определить уровень развития регулятивных УУД.

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. - 2005. - №9. - с.115-126.

  3. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. - 2003. - № 8. - с.115-126.

  4. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. - 2010. - № 8. - с.11-15.

  5. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. - 2006. - №2. - с.112-119.

  6. Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий[Текст] / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. (Стандарты второго поколения).

© 2010-2022