Урок по химии на тему Спирты, строение, свойства, применение

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Интегрированный урок по теме «Спирты, строение, свойства, применение»

10 класс


Учитель Власенкова М.Ф.

Цели урока: - сформировать понятие о спиртах, их свойствах и способах получения;

-продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием органи­ческих веществ, обобщать, выделять главное, делать выводы, синтезировать знания из смежных дисциплин, работать с дополнительной литературой;

-развивать представление о химической картине мира, нравственно-этические нормы и правила поведения, со­действовать валеологическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.

Ход урока

Урок начинается со вступительного слова учителя. Обращаю внимание учащихся на высказывание Л. Н. Толстого: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство»

? О каком веществе идёт речь?

? Назовите тему урока.

? Что необходимо знать, чтобы аргументированно доказать своё согласие или несо­гласие с автором высказывания?

В ходе беседы определяется план работы на уроке:

  1. Определение и состав спиртов.

  2. Физические и химические свойства спиртов.

  3. Способы получения.

4.Применение и влияние на организм человека.

Затем начинаю лекцию. Учащиеся работают со специально подготовленными к уроку лекционными листами, в которых приведены основные термины, перечень свойств спиртов, цепочка превращений для закрепления и оставлено место для определений, урав­нений реакций и т. д. Школьники заполняют листы по мере объяснения нового материала, а по завершении работы вклеивают в рабочие тетради.

Даю определение предельных одноатомных спиртов, записываю их общую формулу, формулы нескольких членов гомологического ряда спиртов с указанием их физических свойств и физиологического действия. Обращаю внимание на отсутствие среди спиртов газообразных веществ и рассматриваю образование водородных связей между молекулами. Затем переходит к химическим свойствам предельных одноатомньгх спиртов. В ходе их объяснения демонстрирую качественную реакцию на спирты.

Физические свойства и применение метанола и этанола предлагает учащимся само­стоятельно рассмотреть дома и записать в тетрадях в виде таблицы.

После этого учащиеся выполняют упражнение.

? Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой превращений и укажите среди них (выделите цветной ручкой) способы получения этилового спирта: крахмал -> глюкоза-> этанол->диэтиловый эфир




Когда учащиеся выполнят упражнение, перехожу к актуальной проблеме злоупотребления алкоголем. На этой части урока остановимся подробнее. Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодёжь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно его разрушая.

Человек быстро чувствует действие спиртного. Через 10-15 мин алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему и начинает циркулировать по всему организму, достигая клеток головного мозга который контролирует работу всех органов. В результате возникает состояние опьянения. Сначала преобладает возбуждение, которое затем сменяется резким торможением нервных процессов, суждения становятся поверхностными, снижается па­мять, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции, движения утра­чивают быстроту ловкость, точность. Поэтому неудивительно, что выпивший человек теряет контроль над собой. Чем больше он пьёт, тем быстрее это происходит. И всякий раз это со­провождается отравлением клеток алкоголем, что приводит к нарушению деятельности всех органов и систем организма.

На столах учащихся находятся справочные материалы по теме урока.

Справочные материалы

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство.

Л. Н. Толстой

Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и наконец свиньи.

Абу-ль-Фарадж

Раздел 1. Алкоголь и здоровье

Влияние алкоголя на организм

• Сердечно- сосудистая система:

расширение всех камер сердца и его увеличение, слабая сократимость сердца, нарушение его ритма;

повышение артериального давления, кровоизлияние в головной мозг;

повышение риска развития инфаркта миокарда;

снижение кровотока в конечностях, язвы и другие нарушения.

• Дыхательная система:

поражение бронхолёгочной системы - мучительный кашель по утрам, одышка, характерная охриплость голоса, тяжёлое воспаление и отёк лёгких.

• Система пищеварения:

алкогольное повреждение печени (воспаление, перерождение, разрушение) - гепатит, цирроз;

воспаление поджелудочной железы и желудка;

нарушение процессов всасывания в желудочно-кишечном тракте, язвенная болезнь желудка и кишечника.


• Эндокринная система:

снижение полового влечения;

у мужчин: атрофия яичек, уменьшение количества сперматозоидов и их качества, увеличение грудных желёз и распределение жира по женскому типу;

у женщин: снижение детородной функции, потеря женственности во внешнем облике, рост волос по мужскому типу.

• Центральная нервная система:

неадекватное поведение в состоянии опьянения, невнятная речь, потеря координации, неустойчивая походка, потеря сознания, провалы памяти, слабоумие.

В результате регулярного и длительного употребления алкоголя развивается тяжёлое хроническое заболевание - алкоголизм - неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградация личности.

Фазы развития алкоголизма

Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмения». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьёт впрок, развивается

жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.

Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам помешать осуществлению его желания выпить. У человека раз­виваются высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не связано с алкоголем.

Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьёт суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Раздел 2. Алкоголь и ребёнок

  • Ещё в конце XIX в. французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибали в раннем детстве, 10% страдали эпилепсией и водянкой головного мозга, 12% росли идиотами и только 10% были здоровы.

  • Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими и умственными дефектами (шестипалость, заячья губа, дебильность, олигофрения, пороки сердца, глухонемота) и даже к рождению мёртвых детей.

  • Около 30-40% женщин не способны вскармливать детей грудным молоком из-за регулярного потребления алкоголя.



  • У женщины, которая на протяжении всей беременности пьёт коктейли, в которых содержится алкоголь, может родиться ребёнок с тяжёлым психическим расстройством. Всего несколько граммов алкоголя, растворён­ного в тонизирующем напитке, приводят к тяжёлым психическим расстройствам у малыша, который будет обречён до конца своей жизни.

Раздел 3. Знаете ли вы, что...

• Последние научные данные показали, что в пиве содержатся:

психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим;

ядовитые вещества (относительно безвредны в малых количествах, но при увеличении объёмов становятся агрессивными), в частности кадаверин (продукт гнилостного распада белков), который крайне вреден для сосудов, особенно для сосудов мозга.

  • Сам объём выпитого пива резко увеличивает нагрузку на сердце, страдают и почки (лишняя жидкость задерживается в организме).

  • По содержанию алкоголя 1 рюмка водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля.

• Даже эта доза пагубно воздействует на организм человека:
способность к ориентации в пространстве снижается на 10-12%.

Средняя скорость реакции на внешнее раздражение у слегка выпившего водителя замедляется на 0,5 с. Это значит, что при скорости машины 60 км/ч он успеет среагировать и объехать лишь те препятствия, которые увидит на расстоянии не ближе 10 м. Нарушаются цветоощущение (водитель плохо реагирует на изменение цвета сигнала светофора) и глубинное зрение (способность определять, на каком примерно расстоянии находится тот или иной предмет).

Если в трезвом состоянии снайпер 10 патронами выбивает 96 очков из 100 возможных, то после принятия рюмки водки - 26;

способность к выполнению физической нагрузки (количество движений до полного мышечного утомления) падает на 15%.

Известный футболист А.Старостин писал в своих воспоминаниях «Кружка пива - ведро пота. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо _ пролить на тренировках ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц»;

больше всего страдает направленное внимание.

Производительность труда наборщиков, секретарей-референтов снижается на 25%, а число ошибок увеличивается на 30%.« Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а к 40 годам превращается в старуху.


Организую работу со справочными материалами и их обсуждение.

? Выясните влияние алкоголя на организм человека: дыхательную, нервную и сердечно­сосудистую системы (вариант 1); систему пищеварения и эндокринную систему (вариант 2).

? Что такое алкоголизм?

? Рассмотрите фазы развития алкоголизма (по вариантам).

Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз, её симптомы обычно явно выражены ночью, когда у больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Картина белой горячки очень точно передана в романе В. Шишкова «Угрюм-река»:

И вдруг увидал - пресекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Чёрная с жёлтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью, Прохор съёжился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору... Не помня себя, тот ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он - к окну, он - к другому исчезли и окна А змеище поспешно за ним; с воплем, подобным визгу свиньи под ножом. Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно…Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: ворвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Прохора...

? Есть данные, что продолжительность жизни женщин-алкоголиков на 10%, а мужчин - на 15% меньше, чем непьющих. Но не только в этом вред алкоголя. В начале XX в. немецкий врач Э. Крепелин писал: «Когда пьянство получит распространение и среди женщин, то нашим потомкам будет грозить полная гибель». Используя справочные материалы, подтвердите или опровергните это высказывание.

? В чём заключается вред от употребления пива?

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с отклонениями в их поведении. В этой связи заключена самая главная опасность алкоголизма для подростков - он резко ослабляет самоконтроль. Так, большинство преступлений совершается в нетрезвом со­стоянии: 22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев; 40,5% подростков, осуждённых за имущественные преступления, совершили хищения для приобретения спиртных напитков.

? Почему возникла угроза алкоголизации нации?

? Почему алкоголь особенно вреден для подростков?

Подвожу итог беседы. Основные причины алкоголизации молодёжи - это алкоголизм в семье, отчуждение от семьи и её несостоятельность в вопросах воспитания, неумение правильно использовать свободное время, попытка уйти от проблем и неустроенности жизни, влияние моды и рекламы в средствах массовой информации, стремление к самоутверждению, пренебрежение общественными нормами.





Предлагаю учащимся домашнее задание. Затем они дают краткие ответы на вопросы, приведённые в контрольном листе. Вопросы позволяют провести контроль уровня овладения новым материалом и рефлексию.

Контрольный лист

1. О каких органических веществах шла речь на уроке?

2.Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?

3.Какое агрегатное состояние и почему нехарактерно для спиртов при обычных условиях?

4.Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?

5.На что влияет алкоголь в организме человека?

6.Почему говорят, что алкоголь - это социальное зло? В ответах на следующие вопросы используйте слова «да», «нет», «не знаю».

7.Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?

  1. Стоит ли об этом рассказать друзьям? родителям?

  2. Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?

Анализирую результаты контроля и рефлексии и обязательно обсуждаю их с учащимися на следующем уроке.


© 2010-2022