- Преподавателю
- Химия
- Занятие спецкурса по химии по теме: Электролиз растворов и расплавов электролитов
Занятие спецкурса по химии по теме: Электролиз растворов и расплавов электролитов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова С.Ю. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Спецкурс «Систематизация знаний по химии. Задания повышенного уровня»
Тема занятия: «Электролиз растворов и расплавов электролитов»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о процессе электролиза
Задачи:
Образовательные
- продолжить формировать умения составлять уравнения анодных и катодных
процессов
- закрепить навыки составления химических реакций, протекающих при электролизе
растворов и расплавов электролитов
Развивающие
- развивать умение пользоваться опорными знаниями
- продолжить формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать
выводы
- развивать память, мышление, коммуникативные навыки при работе в группе
Воспитательные:
- продолжить формирование коллективной ответственности при выполнении
заданий
Вид занятия: консультация
Ход занятия
I Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Время
мин.
подготовка к занятию
контроль посещаемости
сообщение темы и цели занятия
2
II Консультирование
Рекомендации по выполнению тестовых заданий части В3
1.Определите состав соли: положение металла (катиона электролита) в электрохимическом ряду напряжений, природу аниона (анион кислородсодержащей или бескислородной кислоты).
2. В соответствии с правилом разрядки катионов и анионов соотнесите процессы на катоде (восстановление) и аноде (окисление) с ответами.
3. При рассмотрении процессов на электродах в растворе соли, кроме ионов металла и кислотного остатка, присутствуют молекулы воды, поэтому необходимо учитывать их участие в электролизе.
беседа
7
III Самостоятельная работа
Организация работы в группе, наблюдение за работой в группе.
Каждой группе выданы контрольные листы с заданиями части В3
и опорный конспект, которым можно пользоваться при выполнении тестов.
тестирование
(5 вариантов)
работа в парах внутри основной группы, взаимоконтроль, работа групп.
20
IV Подведение итогов
Контроль выполнения тестов
Анализ сделанных ошибок
Отчёт групп о выполнении тестов
5
V Д/З 1. Знать опорный конспект.
2. Выполнить тесты № 6,7.
1
Литература
1. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - М.: Дрофа, 2013
2. Химия 11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2013
3. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. - М.: Дрофа, 2012
4. Химия ЕГЭ - 2015 Типовые тестовые задания. Ю.Н. Медведев.- М.: Экзамен, 2015
5. . Химия Подготовка к ЕГЭ-2014. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013
Опорный конспект /11 класс/
Электролиз -
Окислительно-восстановительный процесс, протекающий в растворе или расплаве
электролита под действием постоянного электрического тока.
Восстановитель увеличивает степень окисления, отдавая электроны (Э0 - ne- = Э+n)
Окислитель уменьшает степень окисления, принимая электроны (Э0 + me- = Э-m)
Электроды - катод, анод.
Катод имеет отрицательный заряд (К-). Катионы - положительные ионы (+)
Анод имеет положительный заряд (А+). Анионы - отрицательные ионы (-)
На катоде идёт процесс восстановления, т.е. принятие электронов.
На аноде идёт процесс окисления, т.е. отдача электронов
Для разбора сущности электролиза используйте ряд напряжений металлов:
Увеличивается способность отдавать электроны
Li, K, Na, Mg, Al │Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Sn, Pb, │ H, │ Cu, Hg, Ag, Au
Увеличивается способность принимать электроны→
Порядок разрядки катионов
1. При электролизе водных растворов электролитов, содержащих катионы активных металлов, стоящих в ряду напряжений слева (включая алюминий), на катоде будет выделяться водород
2Н2О + 2е- → Н2 + 2ОН-
2. При электролизе раствора соли металла, расположенного правее алюминия до
водорода, одновременно с водой могут разряжаться катионы металла
1) Мn+ + ne- → M0
2) 2Н2О + 2е- → Н2 + 2ОН-
Преобладание того или иного процесса зависит от: а) концентрации соли в
растворе (чем выше концентрация, тем в большей степени идёт процесс (2); б)
положение металла в ряду напряжений (чем ближе к водороду, тем в большей степени
идёт процесс (2).
Порядок разрядки анионов
1. При электролизе водных растворов электролитов анионы кислотных остатков
бескислородных кислот: S2-, I-, Br-, Cl- и анионы органических кислот:
S2- - 2e- → S0
2RCOO- - 2e- → 2CO2 + R-R разряжаются в первую очередь.
2. Во вторую очередь в кислотной среде разряжаются гидроксид - ион (в щелочной среде):
4OH- - 4e- → O2 + 2H2O или вода (в кислотной и нейтральной средах):
2Н2О - 4е- → О2 + 4Н+
3. ЗАПОМНИ! В растворе не разряжаются анионы кислородсодержащих кислотных
остатков и F-.
По способности к разряжению (окислению) анионы можно расположить в ряд:
S2-, I-, Br-, Cl-, OH-, SO42-, NO3-, CO32-, PO43-, MnO4-, F-
-
Убывает способность окисляться →
Пользуясь рядом напряжений катионов и анионов, разряжающихся при
электролизе, рассмотрим примеры электролиза.
Электролиз растворов
1) KIр-р соль образована активным металлом и бескислородной кислотой, поэтому на
катоде разряжается вода - выделяется водород, а на аноде - йод.
KI ↔ K+ + I-
К (-): К+, Н2О;
А(+): 2I-, H2O.
K(-): 2H2O + 2e- → H2 + 2OH- 1
A(+): 2I- -2e- → I20__________ 1__
2KI + 2H2O → 2KOH + I2 + H2↑
-
CuCl2р-р соль образована металлом, стоящим в ряду напряжений после водорода,
поэтому разряжаться на катоде будет металл, а на аноде хлор.
2) CuCl2 ↔ Cu2+ + 2Cl-
K(-): Cu2+, H2O
A(+): 2Cl-, H2O
K(-): Cu2+ + 2e- → Cu0 1
A(+): 2Cl- - 2e- →Cl20_ 1___________
CuCl2 + H2O → Cu↓ + Cl2↑ + H2O
CuCl2 + → Cu↓ + Cl2↑
3) Na2SO4p-p соль образована металлом, стоящим до Al, и кислородсодержащей
кислотой кислотой, поэтому на катоде и аноде разряжается
вода - выделяется водород и кислород.
Na2SO4 ↔ 2Na + SO42-
K(-): Na+ , H2O
A(+): SO42-, H2O
K(-): 2H2O + 2e- → H2 + 2OH- 2
A(+): 2H2O - 4e- → O2 + 4H 1
2H2O → 2H2 + O2
4) AgNO3p-p соль образована металлом, стоящим в ряду напряжений после водорода,
и кислородсодержащей кислотой, поэтому разряжаться на катоде будет металл, а на
аноде кислород.
AgNO3 ↔ Ag+ + NO3-
K(-): Ag+, H2O
A(+): NO3-, H2O
K(-): Ag+ - 1e- → Ag0 4
A(+): 2H2O - 4e- → O2 + 4H- 1
4AgNO3 + 2H2O → 4Ag↓ + O2↓ + 4HNO3
-
CH3COONa p-p
CH3COONa ↔ CH3COO- + Na+
K(-): Na+, H2O
A(+):CH3COO-, H2O
K(-): 2H2O + 2e- → H2 + 2OH- 1
A(+): 2CH3COO- - 2e- → C2H6↑ + 2CO2↑ 1
2CH3COONa + 2H2O → C2H6 + 2CO2 +2NaOH + H2
6) NiCl2 p-p соль образована металлом, стоящим в ряду напряжений от Al до H, на катоде идут два конкурирующих процесса, на аноде выделяется хлор.
NiCl2 ↔ Ni2+ + 2Cl-
K(-): Ni2+, H2O
A(+): 2Cl-, H2O
K(-): 1) 2H2O + 2e- → H2 + 2OH-
2) Ni2+ + 2e- → Ni0
A(+): 2Cl- - 2e- →Cl20_______________
1. NiCl2 + 2H2O → Ni(OH)2 + H2 +Cl2
2. NiCl2 + H2O → Ni + Cl2 + H2O
NiCl2 → Ni + Cl2
Электролиз расплавов
1) соль образована активным металлом и бескислородной кислотой
NaCl ↔ Na+ + Cl-
K(-): Na+
A(+): Cl-
K(-): Na+ + 1e- = Na0 2
A(+):2Cl- -2e- = Cl20 1
2NaCl ↔ 2Na0 + Cl20↑
2) Na2SO4 соль образована металлом, стоящим в ряду напряжений до Al, и
кислородсодержащей кислотой
Na2SO4 ↔ 2Na+ + SO42-
K(-): Na+
A(+): SO42-
K(-): 2Na+ + 2e- → 2Na0 2
A(+): 2SO42- - 4e- → 2SO3 + O2 1
2Na2SO4 → 4Na + 2SO3 +O2
3) NaOH щёлочь
NaOH ↔ Na+ + OH-
K(-): Na+
A(+): OH-
K(-): Na+ + 1e- → Na0 4
A(+):4OH- -4e- → 2H2O + O2 1
4NaOH → 4Na+ + 2H2O + O2
4) Al2O3 оксид
Na3AlF6
Al2O3 ↔ 2Al3+ + 3O2-
K(-): 2Al3+
A(+): 3O2-
K(-): Al3+ + 3e- → Al0 4
A(+): 2O2- - 4e- → 3O2- 3
2Al2O3 → 4Al3+ + 3O2↑
Примеры электролиза рассмотрены на инертных электродах
(графита, платины).
Контрольный лист
Тема «Электролиз растворов и расплавов неэлектролитов»
А29
1.Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения.
МЕТАЛЛ ЭЛЕКТРОЛИЗ
А) натрий 1) водного раствора солей
Б) алюминий 2) водного раствора гидроксида
В) серебро 3) раствора оксида в расплавленном криолите
Г) медь 4) расплавленного сульфата
5) расплавленного оксида
6) расплава поваренной соли
А
Б
В
Г
6
3
1
1
2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА
А) KOH 1) металл, кислород
Б) AlBr3 2) металл, водород, галоген
В) Cu(NO3)2 3) водород, кислород
Г) FeCl3 4) металл, кислород
5) водород, бром
6) водород, галоген
А
Б
В
Г
3
5
1
2
3. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на инертном аноде в результате электролиза его водного раствора.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА
A) CuCl2 1) H2
Б) FeSO4 2) Cl2
B) NiF2 3) S
Г) K2S 4) HF
5) O2
6) SO2
А
Б
В
Г
2
5
5
3
4. Установите соответствие между формулой соли и продуктами, образующимися на катоде в результате при электролизе его водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА
A) KI 1) металл
Б) AgNO3 2) оксид азота (IV)
B) ZnSO4 3) водород
Г) NiBr2 4) металл, водород
5) галоген
А
Б
В
Г
3
1
4
4
5. Установите соответствие между формулой соли и уравнением процесса, протекающего на катоде при электролизе её водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ УРАВНЕНИЕ КАТОДНОГО ПРОЦЕССА
А) Al2(SO4)3 1) 2H2O - 4e- → O2 + 4H+
Б) CuCl2 2) 2H2O + 2e- → H2 + 2OH-
В) SbCl3 3) Cu2+ + 1e- → Cu+
Г) Сu(NO3)2 4) Sb3+ - 2e- → Sb5+
5) Sb3+ + 3e- → Sb0
6) Cu2+ + 2e- → Cu0
А
Б
В
Г
2
6
5
6
6. Установите соответствие между формулой соли и уравнением процесса, протекающего на аноде при электролизе её водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ УРАВНЕНИЕ КАТОДНОГО ПРОЦЕССА
А) Al2(SO4)3 1) 2H2O - 4e- → O2 + 4H+
Б) CuCl2 2) 2H2O + 2e- → H2 + 2OH-
В) SbCl3 3) 2Cl- - 2e- → Cl20
Г) Сu(NO3)2 4) Sb3+ + 3e- → Sb0
5) Cl- + 4H2O - 8e- → ClO4- + 8H+
6) 4NO3- - 4e- → 2N2O + 5O2
А
Б
В
Г
1
3
3
1
7. Установите соответствие между формулой соли и уравнением электролиза её водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ УРАВНЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИЗА
А) CuSO4 1) 2Н2 + О2 → 2Н2О
Б) KBr 2) 2KBr + 2H2O → 2KOH + Br2 + H2↑
B) Na2SO4 3) 2KBr → 2K + Br2
Г) AgNO3 4) 2CuSO4 + 2H2O → 2Cu↓ + O2↑ + 2H2SO4
5) 4AgNO3 + 2H2O → 4Ag↓ + O2↑ +4HNO3
6) 2AgNO3 + 2H2O → 2Ag↓ + 3O2↑ + 2H2↑ +NO2↑
А
Б
В
Г
4
2
1
5