- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по химии на тему Соли аммония
Разработка урока по химии на тему Соли аммония
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Омельяненко Ю.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 1.
Тема урока: Соли аммония. Качественная реакция на Ионы аммония.
Цели урока:
- образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о солях аммония, их составе, получении, физических и химических свойствах, номенклатуре.
- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся осмысления учебного материала, умения применять полученные знания в собственной жизни, умения работать в должном темпе.
- воспитательные: формировать умение вести беседу, дискутировать, выслушивать друг друга; экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: объяснительно-информативные, игровые формы работы, работа с опорными схемами, дискуссия, управляемая практика, тесты, эксперимент.
Оборудование: презентация «Соли аммония», компьютер мультимедийный проектор, учебный диск (опыты по химии), химическая посуда и реактивы.
Структура урока.
-
Организационный момент - 1мин.
-
Мотивация учебной дятельности - 2мин.
-
Проверка домашнего задания - 5 мин.:
-
Блиц-опрос по цепочке - 3 мин.
-
Упражнение «Найди ошибку» - 2 мин.
-
Актуализация опорных знаний - 4 мин.:
-
Игра «Кто лишний» - 4 мин.
-
Изучение нового материала - 14 мин.:
-
Лекция с использованием опорной схемы - 6 мин.
-
Эксперимент - 3 мин.
-
Упражнение «Шпаргалка» (работа с учебником) - 5 мин.
-
Обобщение, систематизация и контроль знаний и учений учащихся - 15 мин.:
-
Управляемая практика - 7 мин.
-
Упражнение «Домино» - 3 мин.
-
Тесты - 3 мин.
-
Рефлексия. Подведение итогов. - 3 мин.
-
Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока:
-
Организационный этап.
-
Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке мы познакомились с очень интересным химическим веществом - аммиаком. Сегодня я хочу познакомить вас с не менее, на мой взгляд, интересными веществами. Но сначала хочу рассказать вам одну историю:
Эта история произошла во время 1 мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, который раздражал горло и легкие.
Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже позже обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Вещество, которое образовалось имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока.
Объявление темы урока.
-
Проверка домашнего задания.
-
Блиц-опрос: учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них (используются цветные карточки).
-
Упражнение «Найди ошибку».
На слайде представлен текст, касаемый домашнего задания, который учащиеся должны отредактировать:
Аммиак NH3 (гидроген нитрат) - бесцветный газ с резким запахом, нетоксичен. Это газообразное вещество с наименьшей среди известных газов растворимостью в воде. Известный в медицинской практике нашатырный спирт является спиртовым раствором аммиака с массовой долей растворенного вещества 50%.
Гидроксид аммония NH4OH - необычная соль. Во-первых, он существует лишь в растворе. Во-вторых - это сильный электролит, который самопроизвольно разлагается на воду и аммиак.
-
Актуализация опорных знаний.
Игра « Третий лишний?» (работа в парах).
-
NaOH
NH4OH
C2H5OH
NH3
HCl
N2
NaOH
KOH
NH4OH
NH3
CH4
C2H6
F2
Cl2
I2
-
Изучение нового материала.
Лекция с использованием опорной схемы:
-
Понятие о солях аммония.
Соли - Катион Ме + Анион кислотного остатка.
Соли аммония состоят из катиона аммония и аниона кислотного остатка. По строению они аналогичны соответствующим солям однозарядных ионов металлов.
Соли аммония представляют собой кристаллические вещества. Они обычно хорошо растворимы в воде и являются сильными электролитами. Обычно они бесцветны.
-
Получение солей аммония.
Соли аммония образуются при взаимодействии аммониака или его водных растворов с кислотами:
NH3 + HNO3 → NH4NO3
NH3 + H+ = NH4 +
или
NH3 + HCl → NH4Cl
NH3 + H+ = NH4+
Демонстрация видеоролика - белый «дым» - такой вид имеют мелкие кристаллики хлорида аммония (продукта реакции). В этой реакции катиона водорода, на которые диссоциировал хлороводород, присоединились к молекулам аммиака и образовались катионы аммония.
-
Химические свойства.
Общие свойства:
- диссоциация;
- с солями;
- со щелочами;
- с кислотами.
Специфические свойства:
- разложение при нагревании.
-
Номенклатура:
«название кислотного остатка в именительном падеже + аммония».
-
Качественная реакция:
Соль аммония + щелочь → аммиак + соль + вода
-
Применение:
- азотные удобрения; при пайке; в хлебопекарском и кондитерском производстве; компоненты взрывчатых смесей;
- в производстве сухих гальванических элементов.
Опорная схема. Соли аммония.
Формула
m
(NH4)m + кислотный остаток
Номенклатура
Название кислотного остатка в именительном падеже + аммония.
Физические свойства
Твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства
Общие
Специфические
-
С солями
NH4Cl + AgNO3 → AgCl + NH4NO3 (д )
-
С кислотами
(NH4)2CO3 + 2HCl → 2NH4Cl + CO2 + H2O
-
Со щелочами
NH4Cl + NaOH → NH3 + NaCl + H2O
-
Диссоциация - нейтральная среда
NH4Cl → NH4 + + Cl-
-
Термическое разложение
NH4Cl → NH3 + HCl
NH4NO3 → N2O + 2H2O
Способы получения
Аммониак + кислота →… (д)
Качественная реакция (д)
Применение
Упражнение «Шпаргалка» (работа с учебником).
Учащиеся, работая с учебником стр. 55-56, составляют рисунки либо схемы на темы: качественная реакция на ион аммония и применение солей аммония. Шраргалки сдают. Один из учащихся, пользуясь выбраной шпаргалкой, излагает суть темы, делая записи на доске.
-
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Мало знать, нужно и использовать.
Мало желать, нужно и делать.
Й. Гете
Управляемая практика:
-
Задание 1. Составьте уравнения реакций в молекулярной, ионной полной и сокращенной формах:
Аммоний сульфат + барий хлорид
Аммоний карбонат + соляная кислота
-
Какой объем аммиака (н.у.) можно получить из сульфата аммония массой 6,5г и гидроксида натрия, если выход реакции составляет 95%?
Упражнение «Домино».
Учащиеся получают на карточках начало и предложение тематических предложений. Им необходимо правильно объединить две части в целое предложение:
-
Нитрат аммония NH4NO3
-
Карбонат аммония (NH4)2CO3
-
Фосфат аммония (NH4)3PO4
Тесты.
-
Соли аммония не взаимодействуют:
-
С солями
-
С оксидами
-
С кислотами
-
Гидроксид аммония имеет среду раствора:
-
Щелочную
-
Кислую
-
Нейтральную
-
Соли аммония имеют среду раствора:
-
Кислую
-
Нейтральную
-
Щелочную
-
Аммиак:
-
Газ с удушливым гапахом
-
Твердое вещество
-
Газ без запаха
-
Реагенты для получения солей аммония:
-
Кислота + щелочь
-
Кислота + аммониак
-
Кислота + оксид азота (2).
-
Рефлексия. Подведение итогов.
Незаконченное предложение:
На уроке я
- узнал…….
- понял……
- научился….
- я не умел, а теперь умею……
- на следующем уроке я хочу узнать……
Оценивание: активность на уроке, тесты - 1 балл за правильный ответ.
-
Домашнее задание.
Лотарея:
Задание1. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах:
Аммоний карбонат + натрий гидроксид.
Задание 2. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионных формах:
Аммоний сульфид + натрий гидроксид.
Параграф , стр. №