Разработка урока по химии на тему Соли аммония

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1.

Тема урока: Соли аммония. Качественная реакция на Ионы аммония.

Цели урока:

- образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о солях аммония, их составе, получении, физических и химических свойствах, номенклатуре.

- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся осмысления учебного материала, умения применять полученные знания в собственной жизни, умения работать в должном темпе.

- воспитательные: формировать умение вести беседу, дискутировать, выслушивать друг друга; экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: объяснительно-информативные, игровые формы работы, работа с опорными схемами, дискуссия, управляемая практика, тесты, эксперимент.

Оборудование: презентация «Соли аммония», компьютер мультимедийный проектор, учебный диск (опыты по химии), химическая посуда и реактивы.

Структура урока.

  1. Организационный момент - 1мин.

  2. Мотивация учебной дятельности - 2мин.

  3. Проверка домашнего задания - 5 мин.:

  • Блиц-опрос по цепочке - 3 мин.

  • Упражнение «Найди ошибку» - 2 мин.

  1. Актуализация опорных знаний - 4 мин.:

  • Игра «Кто лишний» - 4 мин.

  1. Изучение нового материала - 14 мин.:

  • Лекция с использованием опорной схемы - 6 мин.

  • Эксперимент - 3 мин.

  • Упражнение «Шпаргалка» (работа с учебником) - 5 мин.

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и учений учащихся - 15 мин.:

  • Управляемая практика - 7 мин.

  • Упражнение «Домино» - 3 мин.

  • Тесты - 3 мин.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. - 3 мин.

  2. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности.

На прошлом уроке мы познакомились с очень интересным химическим веществом - аммиаком. Сегодня я хочу познакомить вас с не менее, на мой взгляд, интересными веществами. Но сначала хочу рассказать вам одну историю:

Эта история произошла во время 1 мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, который раздражал горло и легкие.

Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже позже обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Вещество, которое образовалось имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока.

Объявление темы урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Блиц-опрос: учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них (используются цветные карточки).

  • Упражнение «Найди ошибку».

На слайде представлен текст, касаемый домашнего задания, который учащиеся должны отредактировать:

Аммиак NH3 (гидроген нитрат) - бесцветный газ с резким запахом, нетоксичен. Это газообразное вещество с наименьшей среди известных газов растворимостью в воде. Известный в медицинской практике нашатырный спирт является спиртовым раствором аммиака с массовой долей растворенного вещества 50%.

Гидроксид аммония NH4OH - необычная соль. Во-первых, он существует лишь в растворе. Во-вторых - это сильный электролит, который самопроизвольно разлагается на воду и аммиак.

  1. Актуализация опорных знаний.

Игра « Третий лишний?» (работа в парах).



NaOH

NH4OH

C2H5OH

NH3

HCl

N2

NaOH

KOH

NH4OH

NH3

CH4

C2H6

F2

Cl2

I2



  1. Изучение нового материала.

Лекция с использованием опорной схемы:

  • Понятие о солях аммония.

Соли - Катион Ме + Анион кислотного остатка.

Соли аммония состоят из катиона аммония и аниона кислотного остатка. По строению они аналогичны соответствующим солям однозарядных ионов металлов.

Соли аммония представляют собой кристаллические вещества. Они обычно хорошо растворимы в воде и являются сильными электролитами. Обычно они бесцветны.

  • Получение солей аммония.

Соли аммония образуются при взаимодействии аммониака или его водных растворов с кислотами:

NH3 + HNO3 → NH4NO3

NH3 + H+ = NH4 +

или

NH3 + HCl → NH4Cl

NH3 + H+ = NH4+

Демонстрация видеоролика - белый «дым» - такой вид имеют мелкие кристаллики хлорида аммония (продукта реакции). В этой реакции катиона водорода, на которые диссоциировал хлороводород, присоединились к молекулам аммиака и образовались катионы аммония.

  • Химические свойства.

Общие свойства:

- диссоциация;

- с солями;

- со щелочами;

- с кислотами.

Специфические свойства:

- разложение при нагревании.

  • Номенклатура:

«название кислотного остатка в именительном падеже + аммония».

  • Качественная реакция:

Соль аммония + щелочь → аммиак + соль + вода

  • Применение:

- азотные удобрения; при пайке; в хлебопекарском и кондитерском производстве; компоненты взрывчатых смесей;

- в производстве сухих гальванических элементов.

Опорная схема. Соли аммония.

Формула

m

(NH4)m + кислотный остаток


Номенклатура

Название кислотного остатка в именительном падеже + аммония.

Физические свойства

Твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

Химические свойства

Общие

Специфические

  1. С солями

NH4Cl + AgNO3 → AgCl + NH4NO3 (д )

  1. С кислотами

(NH4)2CO3 + 2HCl → 2NH4Cl + CO2 + H2O

  1. Со щелочами

NH4Cl + NaOH → NH3 + NaCl + H2O

  1. Диссоциация - нейтральная среда

NH4Cl → NH4 + + Cl-

  1. Термическое разложение

NH4Cl → NH3 + HCl

NH4NO3 → N2O + 2H2O

Способы получения

Аммониак + кислота →… (д)

Качественная реакция (д)


Применение




Упражнение «Шпаргалка» (работа с учебником).

Учащиеся, работая с учебником стр. 55-56, составляют рисунки либо схемы на темы: качественная реакция на ион аммония и применение солей аммония. Шраргалки сдают. Один из учащихся, пользуясь выбраной шпаргалкой, излагает суть темы, делая записи на доске.

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Мало знать, нужно и использовать.

Мало желать, нужно и делать.

Й. Гете

Управляемая практика:

  • Задание 1. Составьте уравнения реакций в молекулярной, ионной полной и сокращенной формах:

Аммоний сульфат + барий хлорид

Аммоний карбонат + соляная кислота

  • Какой объем аммиака (н.у.) можно получить из сульфата аммония массой 6,5г и гидроксида натрия, если выход реакции составляет 95%?

Упражнение «Домино».

Учащиеся получают на карточках начало и предложение тематических предложений. Им необходимо правильно объединить две части в целое предложение:

  1. Нитрат аммония NH4NO3

  2. Карбонат аммония (NH4)2CO3

  3. Фосфат аммония (NH4)3PO4

Тесты.

  1. Соли аммония не взаимодействуют:

  1. С солями

  2. С оксидами

  3. С кислотами

  1. Гидроксид аммония имеет среду раствора:

  1. Щелочную

  2. Кислую

  3. Нейтральную

  1. Соли аммония имеют среду раствора:

  1. Кислую

  2. Нейтральную

  3. Щелочную

  1. Аммиак:

  1. Газ с удушливым гапахом

  2. Твердое вещество

  3. Газ без запаха

  1. Реагенты для получения солей аммония:

  1. Кислота + щелочь

  2. Кислота + аммониак

  3. Кислота + оксид азота (2).

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Незаконченное предложение:

На уроке я

- узнал…….

- понял……

- научился….

- я не умел, а теперь умею……

- на следующем уроке я хочу узнать……

Оценивание: активность на уроке, тесты - 1 балл за правильный ответ.



  1. Домашнее задание.

Лотарея:

Задание1. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах:

Аммоний карбонат + натрий гидроксид.

Задание 2. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионных формах:

Аммоний сульфид + натрий гидроксид.

Параграф , стр. №


© 2010-2022