Предметная неделя химии в общеобразовательной школе

  Разработка предметной недели по химии посвящается 180 - летию со дня рождения Д.И.Менделеева.  Содержит викторину "Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ - ГОРДОСТЬ РУССКОЙ НАУКИ", доклады по классам (с проведением опытов), игру "ХИМИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ", "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (для учащихся 9-х классов), КВН (для учащихся 10-11-х классов). У химии большие перспективы,Она во всём на помощь к нам идёт.Чтоб жил народ и лучше и красивей,Чтобы шагал уверенно вперёд.  Почему, нам всем известно стало, Улетают в космос корабли: Химик...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения


Предметная неделя химии в общеобразовательной школе.,


ПОСВЯЩЁННОЙ 180 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА



ДЕНЬ НЕДЕЛИ


КЛАС-

СЫ

МЕРОПРИЯТИЕ

ПОНЕДЕЛЬНИК



4-11

Линейка «Старт в страну химии»

Викторина «Д.И.Менделеев - гордость русской науки»

ВТОРНИК



4-7

Доклады по классам

(с проведением опытов)

СРЕДА



8

Химический хоккей

ЧЕТВЕРГ



9

Что? Где? Когда?

ПЯТНИЦА



10-11

КВН

ПОНЕДЕЛЬНИК




Подведение итогов











У химии большие перспективы,

Она во всём на помощь к нам идёт.

Чтоб жил народ и лучше и красивей,

Чтобы шагал уверенно вперёд.

Почему, нам всем известно стало,

Улетают в космос корабли:

Химики открыли материалы,

Топливо особое нашли.

Роль химии заметней год от года,

Решить задач ей много предстоит.

Растёт число химических заводов,

И химия упорно входит в быт.

Нефть - густая и чёрная.

Вот всё, что мы знаем о ней.

А для химиков нефть, скажем прямо, - богатство.

Керосин, вазелин, парафин получаем -

Всё из нефти, и даже духи и лекарство.

Она везде! И в нас самих она,

Хотя порой се не замечаем.

А ведь нам пища разная нужна,

Богатая жирами и белками.

Медицина без химии - узенький путь.

Не подняться ей до высоких вершин.

Против разных болезней и смерти идут

Стрептоцид, сульфазол, сульфидин.

Газ бесцветен, невидим для глаза,

А теперь он нам служит иным:

Покупаем платочки и платья из газа

И на газе обеды варим.

Газ неон сквозь туман освещает

Кораблям и пути, и причалы.

Из спиртов каучук получаем.

Заменяют пластмассы металл.

Мы химию повсюду наблюдаем:

Желтеют листья или дождь идёт,

Плоды ли на деревьях созревают,

Или трава зелёная растёт.

Кастрюли в земле залегают.

В лесу вырастают тетради,

Но чтобы мы в руки их взяли,

Химию знать нам надо.

Без химии ты глух и слеп

И никому помочь не можешь.

Не вырастишь хороший сад

И дом хороший не построишь.

Бывает так: товарищ не болеет,

Добавим: он отлично пьет и ест,

А организм слабеет и слабеет,

В нем недостаточно химических веществ.

Химию любить и не лениться,

Значит и понятно будет все:

Почему на газе посуда коптится,

На морозе сушится бельё.

Жизнь вокруг себя поймешь, познаешь.

Разрешишь любой серьёзный спор,

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер.


Линейка, посвящённая открытию недели химии.

Выступления чтецов.




















ВИКТОРИНА


«Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ - ГОРДОСТЬ РУССКОЙ НАУКИ»

1 тур

1. Когда и где родился Д.И. Менделеев?

а) 1833 г., Москва; б) 1832 г., Тюмень; в) 1834 г., Тобольск.

2. Какую должность занимал отец Д.И. Менделеева?

а) директор гимназий и училищ Тобольской губернии;

б) профессор Московского университета;

в) директор гимназии в Тобольске.

3. В какое учебное заведение в 1841 г. поступает Д.И. Менделеев?

а) кадетский корпус; б) гимназия; в) частным пансион.

4. Любимые животные Менделеева:

а) кошка, собака; б) морская свинка; в) кролики.

5. В какое учебное заведение в 1850 г. поступил Д.И. Менделеев после окончания гимназии?

а) Московский университет;

б) Главный педагогический институт Санкт-Петербурга; в) Казанский университет.

6. На каком факультете обучался Д.И. Менделеев?

а) физико-математический; б) химический; в) географический.

7. Д.И. Менделеев окончил педагогический институт:

а) с почетной грамотой; б) с золотой медалью; в) с серебряной медалью.

8. В какой город в 1855 г. после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

а) Симферополь; б) Санкт-Петербург; в) Москва.

9. Любимый герой Д.И. Менделеева, существовавший в действи­тельности? а) А. Македонский; б) Петр I; в) Ю. Цезарь.

10. Кто сказал, что Д.И. Менделеев - это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

а) А.А. Блок; б) А.Н. Бекетов; в) В.В. Маяковский.

11. Любимый напиток Д.И. Менделеева?

а) кофе; б) чай; в) морс.

12. Назовите тему первой магистерской диссертации Д.И. Менде­леева?

а) «Удельные объемы»; б) «Электролитическая диссоциация»;

в) «Окислительно-восстановительные реакции».

13. Назовите тему второй магистерской диссертации Д.И, Менде­леева? а) «Об окислении органических соединений»;

б) «Строение кремнеземистых соединений»; в) «Химический состав нефти».

14. Кому из ученых принадлежат слова, адресованные Д.И. Менде­лееву,

«Лучшее никогда не уйдет от вас»?

а) С.С. Куторга; б) Э.Х. Ленц; в) А.А. Воскресенский.

15. На сколько лет в 1859 г. Д.И. Менделеев отправился в загранич­ную командировку?

а) два года; б) три года; в) один год.

16. На какую должность был назначен Д.И. Менделеев после защиты магистерской диссертации?

а) заведующий кафедрой химии Петербургского университета;

б) декан физико-математического факультета Главного педаго­гического института Санкт-Петербурга;

в) приват-доцент химии Петербургского университета.

II тур

1. С кем из ученых-химиков познакомился Д.И, Менделеев во время заграничной командировки?

а) А.П. Бородин; б) Ж.Б. Дюма; в) А. Франкланд.

2. В какую страну совершил путешествие Д.И. Менделеев вместе с А.П. Бородиным в августе 1860 г.? а) Швейцария; б) Италия; в) Индия.

3. Кто из ученых-физиологов, занимающийся исследованиями со­держания газов в крови и в других животных жидкостях, стал близким другом Д.И. Менделеева во время заграничной командировки?

а) И.П. Павлов; б) ИМ. Сеченов; в) К.Н. Устимович.

4. Любимые птицы Д.И. Менделеева:

а) воробей; б) ласточка; в) канарейка, белый попугай.

5. Сколько месяцев в общей сложности Д.И. Менделеев находился в заграничной командировке?

а) 22 месяца; б) 28 месяцев; в) 24 месяца.

6. В 1860 г. Д.И. Менделеев принял участие в работе Международного химического конгресса. В каком городе он проходил?

а) Карлсруэ; б) Рим; в) Женева.

7. За какую книгу в 1862 г. Д.И. Менделеев получил Демидовскую премию?

а) «Производство муки, хлеба и крахмала»; б) «Сахарное производство»;

в) «Органическая химия».

8. Назовите тему доцентской диссертации Д.И. Менделеева?

а) «Стекло и стеклянное производство»;

б) «О соединениях углерода»; в) «Упругость газов».

9. Какие черты характера не любил Д.И. Менделеев?

а) поспешность в принятии решений;

б) неуверенность, необдуманность, торопливость в работе;

в) суетливость, нерешительность.

10. В каком году Д.И. Менделеев защитил докторскую диссертацию?

а) 1865 г.; б) 1866 г.; в) 1867 г.

11. Назовите тему докторской диссертации Д.И. Менделеева?

а) «Изучение периодичности свойств элементов»;

б) «О соединении спирта с водой»; в) «Состав и свойства нефти».

12. Чередуя перегонку с пропусканием через негашеную известь, Д.И. Менделеев довел крепость спирта с 71,6% до ...

а) 95%; б) 90%; в) 99,9%.

13. В каком университете в 1867 г. Д.И. Менделеев был назначен на должность профессора общей химии?

а) Петербургский; б) Московский; в) Казанский.

14. Кто зачитал доклад на заседании Русского химического общества от имени отсутствовавшего Д.И. Менделеева «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» в 1869 г.?

а) А.П. Бородин; б) A.M. Бутлеров; в) Н.А. Меншуткин.

15. В каком году появилась первая печатная работа Д.И. Менделеева о периодическом законе?

а) 1869 г.; б) 1868 г.; в) 1867 г.

16. В каком году появилась знаменитая статья Д.И. Менделеева «Пе­риодическая законность для химических элементов»?

а) 1869 г.; б) 1871 г.; в) 1870 г.





Доклады по классам (с проведением опытов)


1. Химия в быту

2. Разоблачение чудес

3. Из истории химии

4. Вода - живая, животворная и вездесущая

Демонстрация опытов в ходе докла­дов


Первый опыт: Стакан примерз.

На кусок стекла или картона наливают немного воды (смачивают водой) и ставят на него стакан с 50 мл воды. Если в него бросить 35 г нитрата аммония (NH4NO3) и интенсивно перемешать, то стакан примерзнет к стеклу (реакция идет с поглощением тепла).

Второй опыт: Удивительные "чернила":

1. В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют не­сколько капель раствора йода в йодистом калии и 1-2 мл разбавлен­ной соляной кислоты (НС1). Прибавляют примерно 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость моментально окрасится в красный цвет (обра­зуется комплексное соединение крахмала с йодом).

Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается (комплексное со­единение крахмала с йодом разрушается), а при охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с йодом восстанавли­вается). Этот опыт можно повторять непрерывно.

2. На бумаге раствором фенолфталеина пишут какой-нибудь текст. Спирт быстро испаряется, и надпись становится совершенно незаметной. При помощи пульверизатора смачивают текст раство­ром щелочи - появляются малиновые буквы. А если повторить то же самое, но с кислотой, - текст исчезнет. Можно несколько раз вос­станавливать текст и снова его обесцвечивать.

Также можно сделать из промокательной бумаги цветы и смочить их раствором фенолфталеина, дать высохнуть, а затем из пульвери­затора побрызгать на них раствором щелочи - цветы станут розовыми. Можно сделать разные цвета, если использовать различные ин­дикаторы: лакмус, метилоранж.

Третий опыт: Серебряный лес

В пробирку помещают кусочек меди и приливают немного азот­нокислого серебра (AgNO3) (1:10). Через несколько часов на поверх­ности меди появляется лес иглообразных ярко блестящих кристал­лов серебра:

Си + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag. (Опыт ставится заранее.)

Четвертый опыт: Волшебная палочка.

Для опыта приготавливают кашицу, состоящую из смеси перманганата калия (KMnO4) и концентрированной серной кислоты (H2SO4 ) (на 5 г КМпО4 - 0,5 мл H2SO4), Затем к фитилю спиртовки, смочен­ному спиртом, прикоснуться стеклянной палочкой, погруженной в приготовленную кашицу. Фитиль мгновенно загорается. Воспламе­нение происходит при окислении спирта кислородом, выделяющим­ся в этой реакции.

Пятый опыт: Исцеление "раны".

Одному из наблюдателей протирают руку ваткой, смоченной рас­твором хлорного железа (FeClj) (можно сказать, что это - йод, так как это похоже по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции) в раствор роданистого калия (KCNS) или аммония (NH4CNS) и проводят по руке, обработанной хлорным же­лезом, В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляет­ся красная ("кровяная") полоса (образуется родановое железо). Со­здается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе фтористого натрия (NaF), проводят по "порезу". "Рана" мгновенно исчезает. Фтористый на­трий обесцвечивает родановое железо.

Шестой опыт: Получение "молока" из "воды" и превра­щение "молока"в "воду".

Берут три стакана на 300 мл. В первый наливают 1000 мл.раство­ра СаС!2, во второй - столько же Na2CO3 и в третий - 100 мл 10-12%-ного раствора соляной кислоты (НС1).

В первый стакан с прозрачной и бесцветной жидкостью вылива­ют содержимое второго стакана. Сразу же образуется нераствори­мый осадок СаСОз, который по внешнему виду напоминает молоко.

После этого в "молоко" вливают содержимое третьего стакана. Осадок исчезает. В стакане появляется прозрачная бесцветная жид­кость. Карбонат кальция растворяется в кислоте.

Дмитрий Иванович Менделеев


Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в городе Тобольске в семье директора местной гимназии. Он был в семье семнадцатым ребенком. Из-за серьезной болезни отца воспи­тание детей и все материальные заботы о многочисленной семье легли на плечи матери.

Семи лет Д. И. Менделеева отдают в гимназию, где его в ос­новном привлекали математика, физика и история, а затем он по­ступает в Петербургский педагогический институт на физико-математический факультет, который в 1854 году окончил с золотой медалью. После окончания института будущий ученый несколько лет работает в Одессе преподавателем гимназии.

В 1859 году, после защиты магистерской диссертации, Менде­леев уезжает за границу в длительную научную командировку. В Германии он основывает у себя на квартире физико-химическую лабораторию, где проводит свои замечательные исследования по изучению капиллярности, расширения жидкостей и температуры «абсолютного кипения». Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огром­ное влияние на последующее развитие теоретических представле­ний о газах и жидкостях и на технику сжижения газов. По возвра­щении в Петербург ученый погружается в кипучую педаго­гическую, исследовательскую и литературную работу. Помимо чтения лекций по органической, неорганической и технической химии в Петербургском университете, он принимает активное участие в организации Бестужевских женских курсов.

В 1865 году Д. И. Менделеев защитил диссертацию на степень доктора наук по теме «О соединениях спирта с водой».

В 1869 году (в возрасте 35 лет!) ученый открывает свой знаменитый периодический закон и публикует фундаментальный труд «Ос­новы химии», выдержавший впоследствии многочисленные издания на русском, английском, немецком, французском и других языках.

В 70-90-х годах Д. И. Менделеев изучает нефтяные месторож­дения в России и Пенсильванские нефтяные залежи в Америке. На основании этих исследований он опубликовал ряд статей о необхо­димости подъема отечественной каменноугольной, металлургиче­ской и нефтяной промышленности. В то же время он проводит многочисленные эксперименты по сжимаемости газов, сопротив­лению жидкостей, изучает свойства растворов, занимается метео­рологией и вопросами воздухоплавания. В 1887 году Д. И. Менде­леев поднялся один на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и исследования верхних слоев атмосферы.

В 1880 году, после 23 лет преподавания, Д. И. Менделеев поки­нул любимый им Петербургский университет. После ухода из уни­верситета он занимается в основном литературной и научной рабо­той. Менделеев принимает участие в издании «Энциклопеди­ческого словаря» Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технический и промышленный отделы и выступая в качестве авто­ра ряда статей. В 1898 году знаменитый ученый был назначен хра­нителем (управляющим) Главной палаты мер и весов.

Скончался Дмитрий Иванович Менделеев 2 февраля 1907 года.





О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

А.С. Пушкин

ХИМИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ

Цели:

1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестан­дартные игровые формы учебной деятельности.

2. Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.

3. Активизировать самостоятельный поиск информации и ее анализ.

4. Развивать творческое мышление учащихся.

Девиз: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь.» (А. Дистервег)

Условия игры. В игре участвуют учащиеся 8-х классов. О проведе­нии соревнования сообщается заранее. Количество «хоккеистов» от каждой команды по 6 человек: 1 вратарь, 2 защитника, 3 нападающих. Вратарь является капитаном команды. В процессе подготовки к матчу игроки придумывают название команд, эмблемы, флаги. У каждого иг­рока на груди свой номер. Перед матчем необходимо украсить зал, сде­лать табло, таблички для судейской коллегии, расставить скамейки для штрафников, вратарей, защитников. Судейская коллегия состоит из глав­ного судьи, хоккейного эксперта (учитель химии), судьи чистого времени, судьи штрафного времени, судей.

Игра проходит в три периода с перерывами. Каждый период длится 15 минут. Продолжительность перерывов 5 минут. В перерывах можно, устраивать музыкальные паузы.

Игра начинается после свистка судьи. Перед началом матча капитаны разыгрывают очередность задавания вопросов, которые придумывают заранее. После свистка судьи включается чистое время, и один из напа­дающих команды «Аргон» задает вопрос команде «Атом», а нападаю­щий «Атома» задает вопрос «Аргону». Команды обдумывают ответы на вопросы, команда, подготовившая ответ первой, поднимает руки, и после свистка судьи имеет право тут же быть выслушанной. Затем отве­чает вторая команда. На вопросы противника отвечают защитники, в случае, если защитники не смогут ответить, им помогают нападающие.

Если и нападающие не в состоянии ответить на вопрос правильно, то помочь может только вратарь. Гол будет забит, если нападающий, бро­сивший шайбу (задавший вопрос), сам сможет правильно на него отве­тить. Если этого не произошло, то гол засчитывается, а нападающий удаляется с поля на 2 минуты.

Игрок, который некорректно ведет себя на поле - спорит с судьей и игроками, удаляется от 2 до 5 минут. Нападающий, задавший некоррект­ный вопрос, удаляется на 3 минуты.

С целью сохранения спортивного темпа матча необходимо быстро реагировать на ответы учащихся, сопровождая объяснение результатов кратким анализом ответов. Для этого вопросы должны быть известны судьям заранее.

Итог игры. Выигрывает команда, забросившая большее количество шайб. Награждается лучшая команда, а также выявляют лучшего напа­дающего, защитника, вратаря.

I ПЕРИОД. Разминка

Разминка проводится в виде загадок о химических элементах одно­временно со всеми командами. Отвечает команда, «вратарь» которой первым поднимет руку и получает право ответа.

Загадки о химических элементах

1. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку. Знакома в сплавах всем она. (Медь.)

2. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор.)

3. Как вдохнешь зеленый газ,

Так отравишься сейчас. (Хлор.)

4. К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он. (Рутений.)

5. Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил с мечтой о нем. (Золото.)

6. Седьмой группы элемент,

И в природе его нет. (Астат.)

7. Был металл серебристо-белым,

В соединении стал мелом. (Кальций.)

8. Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор.)

9. Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается. (Азот.)

10. Гость из космоса пришел,

В воде приют себе нашел. (Водород.)

11. Основа моя-сухая трава, :.

С обоих концов - согласные.

В целом я - газ, дорогие друзья,

И кто я, думаю, ясно вам. (Ксенон.)

12. Я - газ, простое вещество,

Двузначен номер мои,

А слог мог первый - божество,

Река - мой слог второй. (Радон.)

II ПЕРИОД. Теоретический матч

Вопросы команды «Аргон»

1. О каком элементе идет речь: протонов 18, нейтронов 22? (Аргон.)

2. Назовите самый распространенный в космосе химический элемент. (Водород.)

3. Содержание этого химического элемента в живых организмах крайне мало. В земной коре по массе его содержится около 30%. После кислорода он является самым распространенным химическим элемен­том. Кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний.)

4. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. (Фосфор.)

5. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства -калий или магний? (Калий.)

6. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются (Изотопы.)

1. Глядя на периодическую систему, невольно замечаешь, что в ней металлы стоят под металлами, едкие - под едкими, ковкие - под ковки­ми и у всех постоянная «прописка». А кто из вас может назвать элемент, который не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (Водород.)

8. Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон.)

9. Какой неметалл является лесом? (Бор.)

10. Название этого активного металла содержит удовлетворительную отметку. (Натрий.)

Вопросы команды «Атом»

1. Положительно заряженная частица в атоме... (Протон.)

2. Разнообразные источники утверждают, что среди элементов IV группы есть элемент, который составляет основу жизни. Он сам себя характеризует так:

Из меня состоит все живое. Я - графит, антрацит и алмаз. Я - на улице, в школе и поле. Я - в деревьях и в каждом из вас. Что это за элемент? (Углерод.)

3. Кто до Д.И. Менделеева пытался классифицировать химические элементы?

(И. Дёберейнер, Б. де Шанкуртуа, Док. Нъюлендс, Л. Мейер.)

4. Кто открыл предсказанные Д.И. Менделеевым элементы - пере­ходные между резко выраженными неметаллами и металлами? (Англий­ский химик У. Рамзай.)

5. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это... (Молекула.)

6. Отрицательно заряженная частица в атоме называется ... (Электрон.) 1. В таблице Д.И. Менделеева находится химический элемент, «имя»

которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот, элемент. (Индий.)

8. Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует? (Галлий и цезий.)

9. Название этого элемента начинается с названия заграждения от волн. (Молибден.)

10. Сколько электронов в атоме ртути? (80)

III ПЕРИОД. Конкурс капитанов

1. Какой цвет имеет йод в твердом состоянии? (Серый.)

2. В какой капусте много йода? (Ламинария - морская капуста.)

3. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (Окисление соеди­нений железа.)

4. Какие металлы загораются в холодной воде? (Натрий и калий.)

5. Какое молоко нельзя пить? (Известковое.)

6. Почему крапива жжется? (Содержит муравьиную кислоту.)

7. Какое вещество используют для приготовления типографской

краски? (Сажа.)

8. Азотнокислое серебро, используемое в лечебных целях носит назва­ние ...(Ляпис.)

9. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет.)

10. Назовите «лунный» элемент (Селен.)

11. Общее название мела, мрамора, известняка. (Карбонат кальция.)

12. От какого слова происходит слово «керамика»? (Глина.)

13. Назовите толщину озонового слоя? (2-4 мм.)

14. Превращение солнечной энергии в химическую в зеленых расте­ниях? (Фотосинтез.)

15. Жидкая смесь природных углеводородов. (Нефть.)

16. Экологически чистое топливо. (Водород.)

17. Соединение кремния, вызывающее болезнь легких - силикоз.

(Кварц.)

18. Газ, используемый при резке и сварке металлов. (Кислород.)

19. Каустическая сода. (Гидроксид натрия.)

20. Вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резина.

(Сера.)









ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

(для учащихся 9-х классов)

Цели:

1. Применять стандартные знания в нестандартных ситуациях.

2. Использовать навыки логического и абстрактного мышления, умение обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.

3. Развивать интерес к предмету.

4. Повысить мотивацию обучения.

Девиз: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.».

(Античный афоризм)

Условия игры. Игра проводится среди учащихся 9-х классов и состоит их четырех туров. Участвуют две команды по 7 человек.

Оформляется для игры зал. Готовятся столы для игры. На столах -настольные лампы, чистые листы бумаги и ручки, секундомер. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает та команда, которая набирает больше баллов.

I ТУР. Разминка

Вопросы 1-й команде

1. Какого цвета пламя бунзеновской горелки, в которое введена ще­потка натриевой соли? (Желтого.)

2. По условию этой задачи соединения D с Е и Е с В могут взаимо­действовать с водой. Обратите внимание, что продукты, возникшие

в результате взаимодействия, растворяются в воде и обязательно изменя­ют цвет лакмусовой бумаги - продукт с содержанием D «заставляют» лакмус покраснеть, а продукт с содержанием В - посинеть. Учтите одно немаловажное обстоятельство: соединение всех трех химических элементов совершенно нерастворимо в воде. Правда, если одновременно воздействовать на него водой и углекислым газом, то оно перейдет в вещество способное растворяться в воде. Определите, о каких химичес­ких элементах идет речь. (BDE - карбонат кальция. BE - оксид кальция. DE - углекислый газ. В - кальций.

D -углерод.)

3. Трое друзей задержались после звонка в кабинете химии, стараясь найти правильный ответ на возникший в конце урока вопрос: «Что про­изойдет, если в банку с керосином опустить кусочек металлического калия?»

Николай, подумав, тихо заметил:

- Калий - металл крайне активный... Попади он в керосин - сразу вспыхнет. Словом, быть пожару!

Евгений не согласился:

- Да брось ты! Ничего не будет. Калий-то воспламеняется в воздухе. Его и до сосуда не донесут - сгорит без остатка.

А Алексей вздохнул и произнес:

- Успокойтесь, ребята кусочек калия просто упадет на дно и будет преспокойно лежать там.

Чье же мнение можно считать правильным? (Конечно, мнение Алексея. Подобные вещества обычно и хранят в банке, заполненной керосином.)

Вопросы 2-й команде

1. Какого цвета газообразный хлор? (Желто-зеленого.)

2. Дано соединения элементов П и К, растворимое в воде. Если к этому раствору прилить немного щелочи, вначале появится осадок, а через некоторое время полностью исчезает. Можно поступить и наоборот: к раствору щелочи прилить раствор соединения П и К. В этом случае образовавшийся осадок без изменений.

Кстати, на свойствах элемента П основывается метод восстановле­ния тугоплавких металлов из их же оксидов. Обратите внимание, что водный раствор химического элемента К заставляет лакмусовую бумагу менять свой цвет. О каких же химических элементах идет речь? (Знаком П обозначен алюминий, знаком К - хлор, соединение П с К - хлорид алю­миния.)

3. Во время урока химии учитель предложил классу разобраться в следующей ситуации: в склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хоро­шо притертой пробкой - что может произойти в подобных условиях?

Николай задумался ненадолго и произнес:

- Гм... Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор

... Хлор, бесспорно, останется внизу.

Евгений взглянул на товарища и бросил:

- Навряд ли. Пройдет часа три - и газы просто перемешаются. Алексей, смущаясь, заметил:

- Знаете что, братцы-кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.

Решите, кто из приятелей высказал правильное мнение. (Алексей. Нужно помнить, что реакция между газообразными хлором и водоро­дом при ярком освещении протекает крайне бурно)

II ТУР. Турнир знатоков

Вопросы 1-й команде

1. Область пространства, где находится электрон в атоме. (Орбиталъ.)

2. Газ с запахом свежести. (Озон.)

3. Газ, поддерживающий горение. (Кислород.)

4. Разновидность атома с одинаковым зарядом ядра, но разным числом нейтронов/.изотопы./)

5. Вяжущий строительный материал. (Цемент.)

6. Итальянский ученый, именем которого названа одна из важнейших постоянных величин. (Авогадро.)

7. Реакция, протекающая с очень большой скоростью. (Взрыв.)

8. Металл, широко используемый для защиты железа от коррозии. (Цинк.)

9. Единица количества вещества. (Моль.) .

10. Микрочастица, входящая в состав воздуха. (Нейтрон.)

11. Составная часть атома. (Ядро.)

12. Металл, используемый для лужения. (Олово.)

13. Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество во время первой мировой войны. (Хлор.)

14. Сплав меди с никелем и легирующими добавками. (Мельхиор.)

15. Число валентных электронов атома углерода. (Четыре.)

16. Электрод, на котором идет процесс окисления. (Анод.)

17. Металл, используемый в термометрах. (Ртуть.)

18. Основной компонент электролита в производстве алюминия. (Криолит.)

19. Элемент - составная часть гемоглобина. (Железо.)

20. Благородный газ, образующийся при радиоактивном распаде радия. (Радон.)

21. Соль кремниевой кислоты. (Силикат.)

22. Квантовый генератор. (Лазер.)

23. «Имя» какого элемента совпадает с названием земной коры? (Литий.)

24. Сера - органогенный элемент или нет? (Органогенный.)

25. Кто впервые в мире и когда произнес слово «атом»? (Демокрит в IV веке до н.э.)

Вопросы 2-й команде

1. Металл, название которого в переводе с латинского - «утренняя заря». (Золото.)

2. Сплав меди с цинком и оловом. (Латунь.)

3. Вещества, образующиеся при действии хлора на металлы. (Хлориды.)

4. Явление увеличения скорости реакции под действием некоторых веществ. (Катализ.)

5. Полярная молекула. (Диполь.)

6. Соли плавиковой кислоты. (Фториды.)

7. Гидрокарбонат натрия. (Сода.)

8. Продукт коррозии железа. (Ржавчина.)

9. Единица температуры. (Кельвин.)

10. Составная часть гремучей смеси. (Водород.)

II. Шведский химик, открывший химический элемент хлор. (Шееле.)

12. Вещество, изменяющее свою окраску в зависимости от характера среды. (Индикатор.)

13. Отдача электронов каким-нибудь веществом. (Окисление.)

14. Цифра, стоящая перед химической формулой в уравнениях реакций. (Коэффициент.)

15. Немецкий химик, доказавший, что для питания растений необхо­димы азот, калий, фосфор. (Либих.)......

16. Заряд ядра атома. (Ноль.)

17. Соединение элемента с кислородом. (Оксид.)

18. Квант света. (Фотон.)

19. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Элемент.)

20. Аллотропная модификация углерода. (Алмаз.)

21. Природный источник для получения моторного топлива. (Нефть.)

22. Единица количества теплоты. (Джоуль.)

23. Знак после указания величины заряда сульфат-иона. (Минус.)

24. Соединение серной кислоты с водой. (Гидрат.)

25. Карбонат натрия. (Поташ.)

III ТУР. Основная игра. Вопросы командам

1. Из чего получают неон? (Из воздуха.)

2. Кем и когда был открыт неон? (В 1898 году У. Рамзаем.)

3. Где применяется аргон? {Аргон применяется для наполнения электри­ческих ламп накаливания и рекламных трубок, излучающий голубой свет.)

4. Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром и ртуть.)

5. Кто ввел единые химические обозначения? (Шведский ученый

Я. Берцелиус.)

6. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (Самыми распространенными элементами в земной коре являются ки­слород - 49% и кремний - 26%.)

1. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и

гелий.)

8. Кто первый предложил, что воздух есть смесь газов? (Знаменитый ученый и художник Леонардо да Винчи, убедившись в том, что не весь воздух годится для горения и дыхания, предложил, что воздух состоит не из одного газа, а из смеси различных газов.)

9. Сера - диэлектрик или полупроводник? (Диэлектрик.)

10. Сколько химических элементов было известно в середине VIII века?

(14 химических элементов.)

11. Сколько было известно химических элементов в год открытия

периодического закона в 1869 году? (61)

12. Можно ли зажечь снег? (Если положить в сосуд немного чистого снега и пропустить сквозь него газ фтор, снег вспыхнет ярким пламенем:

2 + 2F2 = 4HF + О,

При этой реакции фтор, как элемент более активный, чем кислород, вытесняет из воды (снега) кислород и образует фтороводород.)

13. Имеется ли дейтерий в межзвездном пространстве? (Дейтерий обнаружен вне Земли с помощью искусственного спутника. Предпола­гают, что он образуется в результате воздействия космических лучей высоких энергий на ядра гелия.)

14. Какой металл назвали металлом будущего? (Алюминий.)

15. Какой металл называют автомобильным? (Ванадий. Добавка ванадия (0,2%) к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность.)

16. Какая аллотропная модификация фосфора имеет чесночный

запах? (Белый фосфор.)

17. Какой химический элемент изображали в VIII веке в виде воина?

(Железо.)

18. Можно ли паять алюминий? (Алюминий можно паять только с

применением канифоли.)

19. Кто и когда изобрел огнестрельный порох? (Роджер Бэкон в 1267 г.)

20. Из смеси каких веществ изготавливают порох? (Порох состоит из смеси селитры, серы и угля.)

21. Кем и когда был открыт фосфор? (Фосфор был открыт гамбург­ским алхимиком Геннингом Брандом в 1699 году.)

22 Где и когда был построен впервые в мире нефтеперегонный за­вод? (Первый в мире нефтеперегонный завод был построен на реке Ухте в 1745 году.)

23. Общее название солей борной кислоты. (Бораты.)

24. Продукты, получаемые при взаимодействии гидроксида алюми­ния со щелочами. (Алюминаты.)

25. Фамилия врача, впервые получившего сульфат натрия. (И. Р. Глаубер.)

26. Металл, горящий в воздухе ярким пламенем. (Магний.)

27. Силикат, применяемый в строительстве и использовавшийся еще М.И. Ломоносовым для создания мозаичных картин. (Стекло.)

28. Метод исследования веществ. (Анализ.)

29. Токсичен ли озон? (При концентрации в воздухе свыше 1% его запах крайне неприятен, и дышать им невозможно.)

30. Кто, где и когда впервые соорудили нефтеперегонную установку? (Братья Дубинины на Кавказе в 1823 году.)

31. Кто впервые в мире получил полиэтилен? (Русский ученый А.И. Динцес в 1936 году.)

32. Чем знаменит русский ученый Н.И. Лунин? (В 1880 году Н.И. Лунин

открыл витамины.)

33. Кто изобрел фосфорные спички и сколько лет было этому изобре­тателю? (Фосфорные спички изобрел в 1831 году 19-летний Шарль Сориа.)

34. Фосфор взаимодействует с водородом или нет? (Нет.)

35. Из чего состоит масса Солнца? (Водород (50%), гелий (40%), кисло­род (10%).)

36. Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом? (Горящий магний нельзя тушить углекислым газом, так как он взаимодей­ствует с ним и продолжает гореть за счет выделяющегося кислорода.)

31. Назовите состояние, когда хлорид натрия состоит из отдельных молекул. (Парообразное состояние. В этом случае один катион натрия соединен с анионом хлора.)

38. Не только химия привлекала женщин-химиков. Они занимались и ; литературой, профессионально работали в области переводов. Назовите ; их имена. (В.Е. Богдановская, Ю.В. Лермонтова.) ! 39. Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом. Как I он называется? (Адсорбция.)

40. Кто ввел в научную терминологию термины: электролит, анод, катод, катион, анион, электролиз? (М. Фарадей.)

IV ТУР. Конкурс капитанов

Вопрос капитану 1-й команды

Оксид азота (I) N2O - веселящий газ, - можно получить термическим разложением NH4NO3 Как можно это осуществить? (В нитрате аммония NH4NO} имеются атомы азота в различных степенях окисления: -3 и +5. Анион этой соли проявляет резко выраженные окислительные свойства, а катион - восстановительные. Поэтому при нагревании протекает окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой ион аммония окисляется, а нитрат-ион восстанавливается. Такие окис­лительно-восстановительные реакции называются реакциями внутри­молекулярного окисления-восстановления.

При нагревании распад этой соли протекает необратимо с образовани­ем продукта, содержащего азот в промежуточной степени окисления: -3 +5 +1

( NH4NO3 = NO2 + 2H2O)

Вопрос капитану 2-й команды

На боковую поверхность спичечного коробка наносят красный фос­фор вместе с тонко измельченным стеклом и клеем. В состав спичечной головки входят хлорат калия и серы. При трении спичечной головки о боковую поверхность коробки происходит воспламенение в результате химической реакции

(6Р + 5КCl O3 = 5КС1 + ЗР2О5

Смесь красного фосфора и бертолетовой соли образуется, когда мы зажигаем спичку, в результате трения головки спички о боковую повер­хность коробка. Красный фосфор в боковой поверхности коробка уже заранее находится в тонко измельченном состоянии. Бертолетову соль нужно привести в это состояние искусственно. Эту роль выполняет более твердое, чем бертолетова соль, стекло. Кроме того, назначение частиц стекла занимается в том, что на их поверхности происходит обрыв реакционных цепей, порожденных трением спички о коробок, и сгорание фосфора не распространяется за пределы оставленной спич­кой на коробке черты. Головка спички содержит в себе также горючее вещество серу. Таким образом, процесс воспламенения спички состоит из трех последовательно сменяющихся во времени реакций:

1) вспышкой фосфорно-бертолетовой смеси, образующейся при чирканьи спички;

2) воспламенение от нее смеси, содержащейся в спичечной головке;

3) загорание соломки спички.)

















КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ ХИМИКОВ

Цели:

1. Научить ориентироваться в различных ситуациях.

2. Создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

3. Укрепление веры в свои знания и силы.

4. Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие спо­собности учащихся.

5. В игровой форме развить у учащихся интерес к химии, расширить научный кругозор учащихся.

6. Воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.

Девиз: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.» (М.В. Ломоносов)

Что такое КВН?

1. Команда, Выше Нос!

2. Круглосуточно Веселиться Невозможно.

3. Копилка Выдумок, Находок.

4. Крах Всех Надежд.

5. Как Вам Нравится.

6. Куда Втянули Нас.

7. К Вершинам Науки!

8. Культурное Воспитание Необходимо.

9. Как Весело Нокаутировать. Ю.Комплекс Веселых Нагрузок.

10. Как Высмеять Недостатки?

11. Критика Всем Нужна.

12. Критикуй, Враги Найдутся.

13. Кто Выйдет Небитым?

14. Кому Вручат Награды?

15. Как Выиграть Нокаутом?

16. Кто Внесет Новое?

17. Куда Ведет Находчивость?

18. Кнутом Всех Неучей!

План игры

1. Конкурс «Визитная карточка». Приветствие команд.

2. Конкурс «Разминка».

3. Конкурс «Знатоки историй».

4. Конкурс «От атома к молекуле».

5. Конкурс «Литературный»,

6. Конкурс капитанов.

7. Конкурс болельщиков.

8. Конкурс лаборантов.

9. Подведение итогов и награждение.

Ход игры

«На сцену выходят ведущие - юноша и девушка. :

1 ведущий. Какая лодка в море смеха,

Ложась порою в сильный крен,

Проводит свой маршрут с успехом?

Наш школьный КВН!

По острословью не сравнится

Из Тараскона Тартарен;

Он нам в подметки не годится

В бою на сцене КВН.

Когда у нас ослабит силу

Биенье пульса в стенках вен,

Нас, постаревших и унылых,

Вернет к веселью КВН.

Кто там медлителен и скучен,

Как лед сползающих морен?

Поближе к сцене сядьте лучше,

Сейчас начнется КВН!

2 ведущий. Мы открываем КВН,

Веселый клуб друзей.

Отложим горы всех проблем,

С друзьями веселей.

Наш КВН расскажет всем

Про радость, смех и шутки,

Пускай коснутся трудных тем

Веселые минутки.

1 ведущий. Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник химии.

2 ведущий. Наши команды уже прибыли. Это лучшие химики, кото­рые никогда не унывают, хорошо считают и решают задачи. Сейчас прошу команды выйти на сцену. Поприветствуем этих отважных химиков дружными аплодисментами.

1 ведущий. Перед началом игры познакомимся с членами жюри «Клуба веселых и находчивых химиков».

2 ведущий. В жюри входят 5 человек: главный судья, судья-секретарь, судья-информатор, председатель родительского комитета школы, пред­седатель попечительского совета школы. На столе перед каждым членом жюри находятся таблицы для оценки конкурсов.

Визитная карточка

1 ведущий. Начинаем конкурс «Визитная карточка». Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствия жюри, соперникам, болельщикам. Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Пожалуйста, команды на сцену.

Приветствие команды «Атом»

Команде «Электрон» - наш привет

И пожеланья наилучшие,

Но в состязаниях и в борьбе

Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече

Активными, как натрий, быть,

Своими шутками веселыми

Присутствующих рассмешить.

Жюри, конечно, знает,

Что «Атом» наш победит,

И бром всех успокоит

(Поднимают пузырек с этикеткой «Бром».)

И силы возвратит.

Жюри, мы очень просим

Нам «Атом» не осудить.

Ему сейчас не просто

Команду «Электрон» победить.

Дорогой наш болельщик,

Мы попросим тебя,

Поболей хоть немножко

За нас и за себя. I

Соперники, вас просим, не грустите,

И нос вам вешать нынче ни к чему.

На КВНе всем смеяться надо.

Кто не смеется - проигрыш тому!

Приветствие команды «Электрон»

1 ученик. От всей души хотели бы

Соперников приветствовать

И очень бы желали им

Букет преподнести.

2 ученик. КВН - это шутка веселая,

К ней с холодком относиться нельзя.

Здесь не должно быть унылых и мрачных,

Юмор и смех - это наши друзья!

3 ученик. Соперников наших приветствовать рады

И им по секрету спешим мы сказать:

«Не надо, ребята, на КВНах

За пазухой камень держать!»

(Все вынимают из-за пазухи камни и складывают их в кучу в центре сцены)

4 ученик. Ну что же, ребята, команда готова,

Пора поединок теперь начинать.

Пусть каждый готовит смекалку и юмор

И курс на победу держать!

5 ученик. Но что же мы наделали?

Жюри мы не поздравили!

Уже неблагосклонно

Глядит оно на нас.

Все хором. Ошибку исправляем,

Сердечно поздравляем,

От всей души желаем

Нас честно рассудить.

6 ученик. Мы всех вас твердо заверяем,

Что за победу будем драться лучше львов.

При этом мы достоинство не потеряем

И никогда до драки не дойдем.

Все хором. КВНу задаем хороший тон,

Вас приветствует команда «Электрон»!

Конкурс «Разминка»

2 ведущий. В этом конкурсе каждая команда друг другу задает по пять вопросов. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Задание команде «Атом»

Вопрос 1. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и доба­вить несколько гранул щелочи, то между этими веществами реакция не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция происходила? (Налить в ступку воды)

Вопрос 2. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз его проникновения больше, чем скорость про­никновения кислорода? (Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа)

Вопрос 3. Как и какие факторы действуют при установлении равно­весия в системе соль - вода? (Растворение соли и диффузия ионов; гид­ратация ионов.)

Вопрос 4. Какое физическое свойство атомов было положено Д. И. Менделеевым в основу классификации элементов? (В основу класси­фикации элементов Д.И. Менделеев положил массу атомов. Это можно объяснить тем, что строение атома тогда еще не было известно, основной характеристикой частиц, согласно представления механичес­кой картины мира, считалась масса атомов.

Вопрос 5. Если подуть на свечу - она гаснет, а если подуть на угли -они разгораются сильнее. Парадокс! Объясните его. (Вещество горит, если оно имеет соответствующую температуру. Тлеющий уголь в струе холодного воздуха практически не остывает, а, напротив, получив допол­нительную порцию кислорода, разгорается сильнее. Свеча в струе холод­ного по сравнению с температурой горения воздуха быстро теряет обо­лочку нагретого воздуха, остывает, и процесс горения прекращается.)

Задание команде «Электрон»

Вопрос 1. В архивах пожарной части г. Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возможно ли такое явление? (Снег действительно может быть причиной пожара. В данном случае у стен дома были ямы с негашеной известью. Под действием воды, кото­рая образовалась из снега, началась экзотермическая реакция образования гашеной извести. При этом выделилось такое большое количество тепло­ты, что начался пожар.)

Вопрос 2. Какие энергетические характеристики можно использо­вать, чтобы определить принадлежность вещества к металлам или неме­таллам? (Энергию ионизации атомов.)

Вопрос 3. В 1875 г. П.Лекок де Буабодран добыл галлий. Это редкий металл, и его удалось получить в небольшой дозе, немногим больше булавочной головки. Но П.Л. де Буабодран сумел определить плотность галлия, температуру плавления и другие свойства. Вскоре через Парижскую академию наук П.Л. де Буабодран получил письмо от Д.И. Менделеева, в котором сообщалось, что в определении свойств галлия все верно, за исключением плотности: она не 4,7 г/см3, а 5,9 г/см3. Как Менделееву удалось определить плотность галлия, даже не видя его? (Д.И. Менделеев использовал знания о физических и химических свойствах элементов, занимающих соседние места в периодической таблице.)

Вопрос 4. Если взять стеклянную трубку длиной 60 см и диамет­ром 1 см и закрыть один конец ваткой, смоченной раствором аммиака, а другой - ваткой, смоченной раствором соляной кислоты, то через некоторое время на стенке возле ватки, смоченной соляной кислотой, поя­вится белое кольцо. Как объясните его появление? (Молекулы аммиака

имеют меньшую массу, чем молекулы хлороводорода, поэтому скорость диффузии их больше и через воздух они проникают быстрее. Реакция же протекает вблизи ватки, смоченной соляной кислотой.)

Вопрос 5. Две совершенно одинаковые полулитровые склянки за­полнили соответственно H2SO4 и НС1, при этом забыли пометить надпи­сями содержание склянок. Как, не вынимая пробок, определить, какой из кислот заполнена каждая склянка? (По массе. Поскольку серная кислота имеет большую плотность, то масса у нее будет больше.)

Конкурс «Знатоки историй»

1 ведущий. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять конвер­ты с заданиями. В каждом конверте по три вопроса. Ваша задача угадать по аннотациям, которые написаны на карточках, о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.

Вопросы команде «Атом»

1. Этим своим открытием он вошел в историю химии, хотя не был в ней сведущ. То ли с досады, то ли по наитию он запустил однажды комком каучука в горячую плиту. Под воздействием тепла каучук пре­вратился в резину. Так произошел первый в истории процесс вулканиза­ции. (Чарльз Гудьир.)

2. В родной Англии в 1774 г. он открыл кислород, получил хлоро-водород и аммиак. Чему завидовать? А завистники житья не давали, пришлось от них в США бежать. (Джозеф Пристли.)

3. Соседи знали его как господина Бользена - главного инженера химического завода. А вот Мюллеру и Шеленбергу он был известен под другим именем. (Штирлиц)

Вопросы команде «Электрон»

1. Он очень торопился открыть свой закон, но его все время отвлека­ли: то лондонское Королевское общество учреждал, то над определени­ем химического элемента голову ломал, то экспериментальный метод в химию вводил... И до того же газового закона успели додуматься фран­цузы. Пришлось поделиться славою. (Роберт Пристли.)

2. В юности он усердно трудился в химической лаборатории при лондонской больнице. Проучившись всего два года, покинул колледж, чтобы сосредоточиться на прикладной химии, анатомии и юриспруден­ции. В результате в Лондоне появился единственный и неповторимый детектив-консультант. (Шерлок Холмс.)

3. Когда этот француз попросил отсрочить казнь, чтобы закончить серию химических опытов, то получил в ответ: «Республике не нужны ни химики, ни их опыты». (Антуан Лавуазье.)

Конкурс «От атома к молекуле»

2 ведущий. Химия начинается там, где кончается изолированный атом и начинается молекула. Образование или разрыв связей между ато­мами в молекуле - вот суть любого химического процесса. Каковы ваши знания в области теоретической химии выявит конкурс «От атома к моле­куле». Я приглашаю команды на сцену. За каждый верный ответ команда зарабатывает 2 балла.

Вопросы команде «Атом»

1. Способность атома к образованию химических связей с другими группами атомов. (Валентность.)

2. Химическая связь, характеризующаяся отсутствием сдвига элект­ронной плотности к одному из партнеров, молекулярная орбиталь здесь симметрична относительно ядер обоих атомов. (Ковалентная связь.)

3. Наименьшая энергия, которой обладает молекула, находящаяся в наинизшем энергетическом состоянии. (Нулевая энергия.)

4. Химическая связь, обладающая постоянным электрическим ди-польным моментом, образующимся вследствие несовпадения центров тяжести отрицательного заряда электронов и положительного заряда ядер. (Полярная связь.)

5. Энергия, необходимая для разрыва химической связи в молекуле. Рассматривается как разность энергий исходных атомов и конечной мо­лекулярной системы, (а-связь.)

6. Химическая связь, образующаяся при «лобовом» перекрывании атомных орбиталей. (а-связь.)

7. Химические связи между двумя атомами, осуществленные более чем парой электронов. (Кратные связи.)

8. Смешивание атомных орбиталей при образовании молекулы, при­водящие к новым (гибридным) орбиталям. (Гибридизация.)

Вопросы команде «Электрон»

1. Химическая связь, образующаяся за счет неподеленной пары электронов одного атома (донора) и свободной орбитали другого атома (акцептора). (Донорно-акцепторная связь.)

2. Предельный случай полярной связи с максимально возможной в реальных химических системах асимметрией зарядов. Может рассмат­риваться как результат электростатического взаимодействия противо­положно заряженных ионов. (Ионная связь)

3. Раздел теоретической химии, посвященный исследованию приро­ды химической связи и реакционной способности на основе представле­ний и методов квантовой механики. (Квантовая химия.)

4. Химическая связь в твердых телах, обладающих ярко выраженными металлическим свойствами и образуемая делокализованными электронами. (Металлическая связь.)

5. Взаимное проникновение облаков валентных электронов реагиру­ющих атомов. (Перекрывание орбиталей.)

6. Химическая связь, образующаяся при «боковом» перекрывании атомных орбиталей. (п-связь.)

7. Последовательное расположение энергетических уровней всех мо­лекулярных орбиталей. (Энергетическая диаграмма молекулы.)

8. Взаимодействие атомов, возникающее в результате частичного или полного обобществления их валентных электронов и сопровождающееся уменьшением полной энергии молекулярной системы. (Химическая связь.)

Конкурс «Литературный»

1 ведущий. Вы с удовольствием читаете «Доктора Окса», «Таин­ственный остров», «Черную Индию», «80000 лье под водой» Жюля Верна, «Пылающий остров» А. Казанцева, «Судьбу открытия» Л. Лукина, А. Беляева, Ф. Купера, А. Дюма, У. Коллинза, Т. Майн Рида, А. Конан-Дойла. В большинстве случаев в этих книгах встречаются только отде­льные эпизоды, связанные с химией и играющие некоторую роль в общем повествовании. Для участия в литературном конкурсе я приглашаю на сцену знатоков литературы. Им будет предложено три фрагмента ли­тературных произведений. Задача участников конкурса быстро и пра­вильно назвать произведения и его авторов. Оценка за правильный ответ 3 балла.

Задание команде «Атом»

1. «На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отрави­ли три батальона 256-го полка и заняли первую линию наших окопов...

Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место, где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под со­сной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальо­нов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову, с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, с изъеденными газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевидным бруском торчал пухлый, мясистый язык.

- Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит, - шепнул товарищ, дергая Валета за руку.

Они пошли и сейчас же наткнулись на второй труп. Мертвые стали попадаться чаще. В нескольких местах отравленные лежали копешками, иные застыли, сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках -будто паслись, а один, у самого хода сообщения, ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунул в рот искусан­ную от муки руку». (М. Шолохов, «Тихий Дон».)

2. «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию, химию. Это изумительная наука, знаете. Она мало развита сравнительно с другими, но уже с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненнук. массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни... И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество... ».

(A.M. Горький. «Дети солнца».) \

3. «Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики - я утверждаю это с полной ответственностью - мо­гут, если захотят, изменить судьбы человечества.

... Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного из всех властителей - химии. Дайте мне, Фоско, химию - и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несо­образный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того, чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, пре­вратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастли­вого случая - безобиднейшие из смертных...». (У. Коллинз. «Женщина в белом».)

Задание команде «Электрон»

1. «- Способ добывания жидкого воздуха?... он состоит в том, что ... воздух сжимают постепенно до двухсот атмосфер, а потом давление па­дает сразу до двадцати и температура вследствие происходящего рас­ширения понижается до тридцати градусов ниже нуля. Так проделыва­ют несколько раз, пока температура не достигнет 180 °С ниже нуля. Тог­да при давлении в двадцать атмосфер воздух может перейти уже в жид­кое состояние. Жидкий воздух представляет собой подвижную прозрач­ную жидкость бледно-голубого цвета». (А. Беляев, «Продавец воздуха».)

2. «Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же, - мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и

полы? - «Попробуй подвинуть это кресло», - говорит старшая царица. Эта мебель легче нашей ореховый. Но что же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки; да Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собою дерево - может быть, и камень. Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий...». (Н.Г. Чернышевский, «Что делать».)

3. «... Ей уже и раньше приходило в голову, что гармония звуков отвечает гармонии красок. А гармонией гармоний ей казался аромат... Роза говорила о страстной любви, лилия о своей непорочности, пышная магнолия втихомолку поведала о чистых радостях святой гордости, а крошечная маргаритка шептала о прелестях простой, укромной жиз­ни». (Ж. Санд, «Консуэло».)

Конкурс капитанов

2 ведущий. Наступил традиционный конкурс капитанов. Капитаны, на сцену! Состязание капитанов состоит из двух конкурсных заданий. Оценка жюри за каждый правильный ответ 2 балла.

I конкурс

Задание капитану команды «Атом»

1. В чем разница между механической (кинетической и потенциаль­ной) и внутренней энергией тела? Может ли механическая энергия тела изменятся при постоянстве внутренней энергии? А наоборот? (Если бро­сить камень, его механическая энергия изменится, а внутренняя оста­нется постоянной (если пренебречь его нагревом из-за сопротивления воздуха). Если же положить камень в костер, его внутренняя энергия изменится, а механическая - нет.)

2. Почему скорость звука в воздухе (330 м/с) оказывается близка (хотя и меньше) средней скорости движения молекул N2 и O2? Случайно ли это? (Звук распространяется в результате передачи молекулами дополни­тельного импульса друг другу в момент столкновения. Импульс в за­данном направлении периодически передается звучащим предметом близлежащим молекулам воздуха. Но так как молекулы движутся хаотически, а не строго в направлении распространения звука, скорость звука меньше средней скорости движения молекул почти в 2 раза.)

Задание капитану команды «Электрон»

1. Во что может превратиться химическая энергия реагентов, если она уменьшается в ходе химической реакции? Приведите по одному примеру превращения ее в теплоту, электрическую, световую и звуковую энергии. (Химическая энергия превращается в тепловую, например, при горении угля (одновременно происходит ее частичное превращение в световую

энергию); превращение химической энергии в электрическую происхо­дит при работе аккумулятора или батарейки для карманного фонаря (в отработавшей свой срок батарейке цинковый стаканчик сильно «изъеден»); при сгорании пороха на открытом месте видно яркое пламя, а при взрыве пороха в замкнутом пространстве слышан громкий звук.)

2. Почему железная проволока не горит на воздухе, но сгорает в чистом кислороде? (В чистом кислороде больше концентрация молекул О, и больше скорость реакции горения.)

2 конкурс

Задание капитану команды «Атом»

1. Какие пословицы и поговорки о золоте вам известны? Назовите не менее трех. («Молчание - золото», «Не все золото, что блестит», «Время дороже золота», «Ни огня, ни света, а огнем блестит».)

2. Без какого орудия не обойтись художнику? Какой химический элемент составляет его основу? (Карандаш. Графит -углерод.)

3. Что такое «лисий хвост» и как его поймать? (Выхлопные газы при производстве азотных удобрений (NOJ. Ловить такие газы можно с помощью газоулавливающих сооружений.)

4. Потерпевшие кораблекрушение в книге Ж. Верна «Таинственный остров» использовали знания по химии для получения такого необходи­мого для жизни вещества, как например, железо. Сумели бы вы получить железо из природного сырья? (При сгорании дров без доступа воздуха можно получить древесный уголь. Продувая воздух через смесь раска­ленного древесного угля и железной руды, можно получить чугун.)

Задание капитану команды «Электрон»

1. Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых фигури­ровало бы название химических элементов или веществ. («Медный всад­ник», «Золотой теленок», «Человек в железной маске», «Гранатовый браслет», «Изумрудный город», «Малахитовая шкатулка».)

2. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни он стал чуть ли не главным мусором планеты. Что это? (Целлофан.)

3. По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфициру­ющее средство с тройным эффектом - лечебным, гигиеническим и осве­жающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 г. на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? («Тройной одеколон».)

4. Чай - великолепный напиток для утоления жажды. Его пьют по утрам, в обеденные перерывы и на отдыхе. Чай заваривают доведенной до кипения водой. Во время отдыха в горах вы обнаружили, что при прочих равных условиях у подножия горы вы затрачиваете больше вре­мени на приготовление чая, чем на вершине. Однако вкусовые качества этого напитка, приготовленного у подножия горы, выше. Почему? (Это действительно так, поскольку на вершине горы вода закипает при более низкой температуре, чем у ее подножия. Вкусовые качества приготов­ленных напитков будут различны, потому что интенсивность извле­чения (экстракция) ароматизирующих веществ из чая зависит от тем­пературы, которая у подножия горы выше!)

Конкурс болельщиков

1 ведущий. Сейчас проведем конкурс болельщиков. Самые активные болельщики будут награждены призами.

2 ведущий. Условия конкурса следующие. Мы будем зачитывать вопросы болельщикам команде «Атом». Ваша задача быстро и правильно ответить. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Правильный ответ приносит команде 2 балла. В случае неверного ответа право ответить на вопрос получают болельщики команды «Электрон» и т.д. Конкурс состоит из пяти вопросов.

Вопросы болельщикам команды «Атом»

1. Какую воду называют «мертвой»? (В состав которой входит дей­терий.)

2. Что хранили в сосудах из алюминия в средние века? (Ничего, так как алюминий тогда еще не умели получать.)

3. Какой сплав нужен бардам? (Бериллиевая бронза, из которой делают струны гитары.)

4. Какой металл академик А.Е. Ферсман назвал «металлом консерв­ной банки»? (Олово.)

; 5. Как алхимики называли поваренную соль? (Белая змея.)

Вопросы болельщикам команды «Электрон»

1. Кто из великих ученых эпохи Возрождения так писал о воде: «Воде была дана огромная власть стать соком жизни на Земле»? (Леонардо да Винчи.)

2. Назовите сплав, который превратил деревянные этажерки в воз­душные лайнеры. (Дюралюминий.)

3. Элемент, названный в честь греческой богини мудрости. (В честь Афины Паллады - палладий.)

4. Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? {Золото)

5. Какова формула вещества, называемого сухим льдом? (СО2)



Конкурс лаборантов

1 ведущий. Известный ученый А.Эйнштейн говорил: «Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать формул, добытых в реторте отвлеченной мысли».

2 ведущий. Физиологами установлено, что соотношение информа­ции, поступающий в мозг человека через зрение и слух, составляет при­мерно 7:1. Изучение химии немыслимо без опытов.

1 ведущий. Вы, наверное, догадались, что сейчас мы объявим кон­курс лаборантов. На сцену приглашаются по одному лаборанту от команды. Лаборанты должны за короткое время провести два опыта и задать вопросы соперникам. Задача соперников правильно ответить на Вопросы Конкурс оценивается по пятибалльной системе. -

Демонстрация опытов команды «Атом».

Опыт 1. Вспышка смеси металла с неметаллом

3 г цинкового порошка смешивают с 1,5 г серы в порошке. Получен­ную смесь, объемом с наперсток, насыпают кучкой на дно перевернутой вверх дном фарфоровой ступки. Затем длинной зажженной лучиной до­трагиваются до этой кучки. Происходит эффектная вспышка.

Вопросы

1. Какие вещества участвовали в реакции? (В реакции участвовали металлический цинк в порошке и сера в порошке.)

2. Укажите тип прошедшей реакции и ее продукт. (Прошла реакция соединения, в результате чего образовался сульфид цинка.)

Опыт 2. Дым без огня

Внутреннюю поверхность дна стеклянной банки смачивают неболь­шим количеством концентрированной соляной кислоты. Крышку этой же банки смачивают концентрированным раствором аммония. Накры­вают банку крышкой. Образуются мельчайшие частички твердого хло­рида аммония в виде белого дыма. Банку следует убрать со стола до того, как частички хлорида аммония осядут на стенки банки.

Вопросы

1. Какими веществами были смочены банка и ее крышка? (Дно банки смочили соляной кислотой, а ее крышку - раствором гидроксида аммония.)

2. Почему образовался «дым»? (Хлороводород, выделившийся из кон­центрированной соляной кислоты, и аммиак, выделившийся из гидрок­сида аммония, образовали мельчайшие твердые частички хлорида аммония - дым.)

Демонстрация опытов команды «Электрон».

Опыт 1. Превращение жидкости в студень

В химический стакан наливают 100 г раствора силиката натрия (свежего силикатного клея) и прибавляют 5 мл 24%-ного раствора соляной кислоты. Энергично размешивают стеклянной палочкой или трубочкой смесь этих растворов и держат в растворе вертикально. Через 1-2 мин палочка уже не падает в растворе, потому что жидкость загусте­ла и не выливается из стакана даже при опрокидывании его вверх дном.

Вопросы

1. Какие вещества образуют коллоидные растворы? (Коллоидные рас­творы дают кремниевая кислота, гидроксид железа и др.)

2. Почему стеклянная палочка через некоторое время может стоять в стакане, в который налили силикат натрия и соляную кислоту, верти­кально, не падая? (В результате взаимодействия силиката натрия и соляной кислоты получилась кремниевая кислота, которая под дей­ствием свободных ионов коагулирует, образуя вязкую массу - студень)

Опыт 2. Синий цветок становится красным

Изготовленный из папиросной бумаги цветок обрызгивают концент­рированным щелочным раствором лакмуса. Опускают синий цветок в стакан, на дно которого налили крепкий раствор уксусной кислоты (не касаться дна). Через 2-3 минуты синий цветок становится красным.

Вопрос

Почему синий цветок превратился в красный? {Крепкий раствор уксусной кислоты образовал кислую среду, в которой лакмус краснеет.)

Конкурс «Веселый аттракцион»

2 ведущий. Пока жюри подводят итоги игры, мы постараемся с поль­зой для вас заполнить паузу и провести конкурс «Веселый аттракцион».

1 ведущий. На веревке, протянутой на сцене, на высоте двух метров, подвешено 10 целлофановых пакета. В каждом из них подарок (сладости, канцелярские товары, книги) и открытка с вопросом. Мы будем пригла­шать на сцену по одному представителю от каждой команды, завязывать глаза, поворачивать несколько раз. Он срезает пакет ножницами, снимает повязку и читает вслух вопрос. Если он ответил на вопрос, то подарок его; если не ответил, то подарок получает тот, кто сможет дать правиль­ный ответ.

Вопросы

1. Сплав каких металлов используют для спайки стекла и металлов? (Сплав олова и индия.)

2. Разреженное состояние воздуха и других газов, когда молекул в том же объеме содержится меньше, чем при нормальных условиях. (Вакуум.)

3. Сладкий продукт, получаемый из крахмала под действием разбав­ленных кислот. (Патока.)

4. Способ разделения и изучения смесей, основанный на том, что вещества по-разному растворяются в тех или иных растворителях и неодинаково адсорбируются на тех или иных поверхностях. (Хромато­графия.)

5. Природные катализаторы, присутствующие во всех живых клетках. (Ферменты.)

6. Раствор, в котором вещество уже не может больше растворяться, и избыток его остается нерастворенным. (Насыщенный раствор.)

7. Клейкий раствор, который образуется при нагревании смеси крах­мала с водой. (Клейстер.)

8. Наука о химических связях в кристаллах, об их химическом устройстве. (Кристаллохимия.)

9. Как называют вращение электрона (собственный момент количе­ства движения) вокруг своей оси? (Спин.)

10. Какая соль, кроме поваренной, применяется при изготовлении кондитерских изделий? (Гидрокарбонат натрия - пищевая сода.)

Команды выходят на сцену. Жюри подсчитывает общее количество баллов и объявляет команду-победительницу. Ей вручается главный приз. ,

2 ведущий.

Уже луна глядит в окно,

Уже за окнами темно.

Вопросов больше нет, друзья, у нас.

Мы расстаемся, но потом

Мы снова в гости к вам придем

В урочный этот час...

И кому-то повезет,

А кому-то нет,

И не нравится вопрос,

И не сходится ответ,

Но все ж

В урочный день,

В урочный час

Мы снова рады видеть вас.

До встречи, друзья!

© 2010-2022