- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа курса по выбору «Химия - экспериментальная наука» ( для 8-х классов)
Рабочая программа курса по выбору «Химия - экспериментальная наука» ( для 8-х классов)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чибисова Л.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
1. Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы «Химия наука экспериментальная. Практикум» для 8-9 классов, автора В. Н. Лавровой, допущенной Министерством образования и науки РФ. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / автора Штремплер Г. И.-М.: Дрофа, 2007.
2. Программа рассчитана на 14 часов, по одному часу в неделю, в течении полугодия.
3. Целью курса является развитие интереса учащихся к химии, формирование исследовательских умений, воспитание аккуратности культуры выполнения эксперимента. Задачи:
-
расширение и углубление знаний по химии;
-
развитие умений пользоваться справочной литературой, таблицами; лабораторным оборудованием (химической посудой, приборами, оборудованием);
-
совершенствование умений в проведении различных химических операции; проведение расчётов и выполнение экспериментов на количественном уровне;
-
развитие навыка работы в группе, в парах;
-
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
4. Предметное содержание и ценностные ориентиры содержания учебного предмета. 1) Введение. 2ч.
1. Техника безопасности при проведении эксперимента. Техника лабораторных и практических работ. Знакомство с лабораторным оборудованием.
2. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химические знания
2) Практикум. 10ч.
Практические занятия:
1. Очистка воды перегонкой. Защита воды от загрязнений.
2. Приготовление почвенной вытяжки и определение её pH. Определение степени засоленности почвы.
3. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.
4. Решение экспериментальных задач на определение катионов и анионов; проведение качественных реакции на аналитические группы катионов и анионов.
5. Количественное определение загрязнённости вещества.
6. Разложение карбоната кальция.
7. Разделение смеси веществ.
8. Определение концентрации хлора в воздухе иодометрическим методом.
9. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа и аммиака).
10. Занимательные опыты.
8) Заключение.2ч.
1. Игра «Химический КВН»
2. Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся. Приложение 1.
5. Основной форма деятельности - химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.
Выполняя практическую работу, учащиеся используют ранее приобретенные знания, чувственно воспринимают происходящие изменения, осмысливают их, приходят к определенным выводам и заключениям, обогащают себя новыми представлениями, понятиями, умениями и навыками, вырабатывают в себе черты характера. Практические методы обучения находятся в полном соответствии с деятельной природой самих учащихся.
6. Учебно-тематическое планирование.
Темы и основное содержание
Всего занятий
Количество часов
теория
практика
Экскурсии
Деловые и ролевые игры
1.
Введение.
2
1
1
-
2.
Практикум.
10
-
10
-
-
3.
Заключение.
2
-
-
-
2
Итого:
14
2
10
1
2
7. Реализация целей курса осуществляется через современное традиционное обучение, проблемно-диалогического обучения, технологии личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающей технологии;
- технология уровневой дифференциации.
- технологии деятельностного метода.
8. Описание планируемых результатов. Перечень знаний и умений учащихся.
Уметь:
-
пользоваться инструкцией по выполнению химического эксперимента;
-
пользоваться необходимым оборудованием;
-
распознавать ионы в различных соединениях;
-
проводить различные лабораторные операции (нагревание, растворение, измельчение и очистка веществ);
-
определять pH растворов.
Знать:
-
понятия катион, анион, электролит, неэлектролит;
-
способы выражения концентрации растворов;
-
понятие о pH растворов.
Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
-
безопасной работы с веществами в лаборатории
-
распознавания важнейших веществ
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
9. Материально - техническое обеспечение.
Оснащение процесса обучения химии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно - коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием. Приложение 2.
10. Список используемой литературы.
-
Беспалов П. И., Боровских Т. А., Трухина М. Д., Чернобелъская Г. М. Практикум по методике обучения химии в средней школе. - М.: Дрофа, 2007.
-
Жилин Д. М. Индикаторы в современной химии // Химия в школе. - 1997. - № 5. - С. 9.
-
Золотов Ю. А. Успехи и проблемы аналитической химии // Химия в школе. - 2002. - № 6. - С. 8.
-
Исаев Д. С. Практикумы исследовательского характера в IX классе // Химия в школе. - 2001. - № 10. - С. 58.
-
Михалева М. В., Пономарева О. К. Демонстрационные опыты по основам химического анализа // Химия в школе. - 1997. - № 4. - С. 63.
-
Муравъев Л. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. - СПб.: Крисмас+, 2003.
-
Саморукова О. Л., Свирщевская Г. Г., Дорофеева О. В. Применение реакций осаждения в химическом анализе // Химия в школе. - 1998. - № 4. - С. 52.
-
Турлакова Е. В. Определение показателей качества воды // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 64.
-
Факультативные занятия по химии в средней школе: пособие для учителя / под ред. акад. Д. А. Эпштейна. - М.: Просвещение, 1971.
-
Харъковская Н. Л., Асеева З. Г. Анализ воды из природных источников // Химия в школе. - 1997. - № 3. - С. 61.
-
Штремплер Г. И. Предпрофильная подготовка по химии. - М.: Дрофа, 2007.
-
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.
-
Ольгин О. Давайте похимичим! - М.: Детская литература, 2002.
-
Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. - М.: Дрофа, 1996.
-
Урок окончен - занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. - М.: Просвещение, 1992.
-
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.
-
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. - М.: Просвещение, 1984.
-
Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. - М.: Просвещение, 1981
..
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Темы и основное содержание.
Форма занятий
Виды деятельности
Количество часов
Сроки проведения
теоретических
практических
По плану
По факту
1.
Введение. 2ч.
Знакомство с курсом «Химия - экспериментальная наука». Примерные темы проектных работ и сообщений учащихся. Техника безопасности при проведении эксперимента. Техника лабораторных и практических работ. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химические знания
Лекция с элементами беседы
Вводное занятие. Групповая работа.
Экскурсия.
1
2.
Экскурсия по химической лаборатории.
1
3.
Практикум 12ч.
1. Очистка воды перегонкой.
Защита воды от загрязнений.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов.
Выполнение практических заданий.
1
4.
2. Приготовление почвенной вытяжки и определение её pH. Определение степени засоленности почвы.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов.
Выполнение практических заданий.
1
5.
3. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов. Выполнение практических заданий.
1
6.
4. Решение экспериментальных задач на определение катионов и анионов; проведение качественных реакции на аналитические группы катионов и анионов.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов. Выполнение практических заданий.
1
7.
5. Количественное определение загрязнённости вещества.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов. Выполнение практических заданий.
1
8.
6. Разложение карбоната кальция.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов. Выполнение практических заданий.
1
9.
7. Разделение смеси веществ.
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов. Выполнение практических заданий.
1
10.
8. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа и аммиака).
Практическая работа
Наблюдение и анализ результатов опытов.
1
11-12.
9-10. Занимательные опыты.
Практические работы
Наблюдение и анализ результатов опытов.
2
13.
Химический КВН
Игра
Выполнение заданий в игровой форме.
1
14.
Заключительный урок. 1ч.
Конференция.
Защита проектных работ.
1
1
Приложение 1.
Тема проекта:
-
Почва - основа микроэлементов для растения.
-
Вода - источник здоровья?
-
Еда - как источник питательных веществ.
-
Кальции и его значение.
-
Удивительное вокруг нас.
-
Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков.
-
Влияние почвы на рост и развитие растений.
Критерии оценки проекта:
I. Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность.
3. Уровень творчества.
4. Качество оформления проекта.
5. Качество и полнота рецензии.
II. Процедура защиты:
1. Качество доклада.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Культура речи, манера держаться перед аудиторией.
4. Ответы на вопросы.
Приложение 2.
Комплект таблиц для оформления кабинета:
-
- «Периодическая система Д.И. Менделеева»
-
- «Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде»
-
-«Электрохимический ряд напряжений металлов»
-
-«Химическая связь»
-
-«Генетическая связь классов неорганических веществ»
-
-«Названия кислот и их солей»
Технические средства обучения:
-
-Микролаборатории для химического эксперимента.
-
-Компьютер.
-
-Мультимедийный проектор
-
-Экран
-
-Принтер
-
-Сканер
Комплект электронных пособий по курсу химии:
-
-«Неорганическая химия»
-
-«Общая химия»
-
-Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ.
-
-Учебное электронное издание. Химия (8 - 11 класс).
-
-Виртуальная лаборатория.
-
-Химия в школе.
-
-Сложные химические соединения в повседневной жизни.
1