КВН по химии на тему Химия вокруг нас

Внеклассное мероприятие по химии: Викторина «Химия вокруг нас» Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах органических веществ и их общих свойствах, о принадлежности химии в повседневной жизни. Задачи: Образовательные  -  обобщить знания о свойствах классов органических веществ, уметь давать характеристику веществам и их свойствам. Развивающие: - развивать у студентов  творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж»







Внеклассное мероприятие по химии:

Викторина «Химия вокруг нас»



КВН по химии на тему Химия вокруг нас



Преподаватель: И.А. Шарова.









Красные Баки

2014

Внеклассное мероприятие по химии:

Викторина «Химия вокруг нас»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах органических веществ и их общих свойствах, о принадлежности химии в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные

- обобщить знания о свойствах классов органических веществ, уметь давать характеристику веществам и их свойствам.

Развивающие:

- развивать у студентов творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения;

Воспитательные

- повысить интерес к предмету;

-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;

Здоровьесберегающие

-учитывать возрастные особенности детей;

- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;

-избегать перегрузок.

Подготовка к мероприятию:

Предварительно студенты получают задание повторить свойства всех классов органических соединений, их свойства, применение, а также получают домашнее задание для конкурса. Из двух групп первого курса выбираются команды из 5 человек по желанию.

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация; раздаточный материал - таблицы.













Ход мероприятия:

Приветствие ведущего:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию викторину «Химия вокруг нас».

Для нас химия самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы!

Она интересна, загадочна,

Но нужно её учить.

Зачем же нужна людям химия

Нужна она людям, чтоб жить!

Химия - удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: и повару, и шофёру, и садоводу, и строителю и многим другим. С другой стороны, эта наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает разные формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия - наука старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования…и старая наука молодеет!

Итак, объявляю мероприятие, посвященное химии, открытым! В сегодняшней викторине принимают участие 2 команды (представление команд).

Оценивать наших участников будет жюри в составе: Залян Л.Д., специалиста по качеству образования, Харевой Ю.В., психолога и Смирновой Л. В., секретаря, которые образуют собой «Три С» - судьи строгие и справедливые.

I конкурс - «Разминка».

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Вопросы:

  1. Как в быту называется дигидрокарбонат натрия? (питьевая сода).

  2. Назовите вещество, которое является хорошим кровоостанавливающим средством? (перекись водорода).

  3. Дайте другое название аспирина (ацетилсалициловая кислота).

  4. Расшифруйте аббревиатуру: клей ПВХ (поливинилхлорид).

  5. Другое название аскорбиновой кислоты? (витамин С).

  6. Какую кислоту содержат жалящая жидкость медуз и крапивы? (муравьиную).

  7. Приём какого спирта внутрь, даже в малых дозах, приводит к смерти? (метанола).

  8. Из неё добывают сахар (сахарная свекла).

  9. Он содержится в клубнях картофеля? (крахмал).

  10. Процесс денатурации белка, происходящий в быту? (приготовление яичницы).

II Конкурс - «Мир бытовой химии» - исследуем его и найдём массу интересного и познавательного.

Вопросы для обсуждения командам (по очереди). За каждый правильный развёрнутый ответ - 3 балла.

Вопросы:

  1. Рекомендуется ли мыть волосы обычным мылом? (нет, т.к. повышенная щелочность раствора вызывает необратимые изменения не только в структуре волос, но и в волосяных луковицах).

  2. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при использовании дезодорантов - аэрозолей? (нельзя распылять вблизи огня, хранить в местах, недоступных детей).

  3. Какую роль выполняет оксид цинка в косметических средствах? (антисептическое действие, выполняет роль дезинфицирующей добавки).

  4. Почему для стирки шерстяных и шёлковых изделий не рекомендуется использовать мыло? (мыло при стирке разлагается на кислоты и щелочь, волокна шерсти и шёлка содержат кератин, который подвержен щелочному воздействию, и в результате этого разрушается, ткани теряют прочность, блеск и т.д.).

  5. Какая кислота может помочь устранить неприятные запахи, такие как запах рыбы, неприятный запах в холодильнике? (уксусная кислота).

  6. Почему нельзя смешивать моющие средства, содержащие хлор, со средствами, содержащими аммиак? Например, средство для мытья стёкол и чистящее средство «Comet» (нельзя,т.к. выделяется хлор, который очень ядовит).

III конкурс - конкурс капитанов «Мир волшебных ароматов».

Окружающий нас мир - это настоящий океан запахов. Запахи влияют на наше настроение. Нежный аромат вызывает положительные эмоции, к тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, что было известно ещё с незапамятных времён. А что такое запах? Какие бывают запахи, и как их различить мы узнаем в этом конкурсе.

Участникам предлагается определить по запаху вещество (конкурс проводится с завязанными глазами).

Предложенные образцы: укроп, мята, яблоко, груша, лимон, апельсин, лавровый лист, этиловый спирт, уксус, ацетон.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

IV конкурс - «Путешествие в мир химических формул»

Конкурс на знание химических формул, бытовых, систематических названий веществ.

Раздаются карточки обеим командам, необходимо заполнить в таблице пустые колонки. Команда, которая справится быстрее, получит авансом 1 балл. За каждое правильно вставленное определение, формулу начисляется 1 балл.

Таблица:


№ п/п

Бытовое название

Химическая формула

Систематическое название

Традиционное название

1

Медный купорос

CuSO4 5H2O

Медь тетраоксосульфат пентагидрат.

Сульфат меди пентагидрат

2

Уксус

CH3COOH

Этановая кислота

Уксусная кислота

3

Марганцовка

KMnO4

Калий тетраоксоманганат

Перманганат калия

4

Гашёная известь

Ca(OH)2

Кальций дигидроксид

Гидроксид кальция

5

Нашатырь

NH4Cl

Аммоний хлорид

Хлорид аммония

6

Сода кальциниро-ванная

Na2CO3

Динатрий триоксокарбонат

Карбонат кальция

Игра со зрителями:

Отгадайте загадки:


  1. Как-то раз металл в кислоту попал,

Закипело, зашипело и со свистом улетело!

Удивляется народ: что такое? (водород)

Кислоте и щелочи каждый день,

Спорить, кто из них сильней никогда не лень.

Как-то раз на горе людям,

Встретились в одной посуде,

Обе в гневе закипели,

Даже брызги полетели.

И исчезли без следа!

Соль осталась и вода.

Такая ситуация - (нейтрализация).

Если в соль добавить щелочь,

На пробирку посмотреть -

Синий выпадет осадок -

Значит соль содержит (медь).

Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он - графит.

Грамотный народ поймёт

То, что это (углерод).

В чём горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас?

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно - без …(кислорода).

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него и удобрений.

В наших клеточках живёт

Важный элемент … (азот).

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие …(кислоты).

Я растворчик изучал.

Лакмус в нем синее стал.

Поглощал раствор тотчас

Кислый углекислый газ!

Про такой раствор я знаю,

Что среда в нем … (щелочная).

Вы, ребята, уж поверьте-

Этот газ вполне инертен

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ … (неон).


  1. Этих солей не найти ни в воде, ни в земле.

Но есть в магазине и в каждой семье

(мыло)

Круче мыла - бельё как шёлк,

Содержит энзимы …

(стиральный порошок)

Хоть соль она, но под водой всех удивит своей средой.

Посуду мыть, стирать бельё поможет.

Есть у неё сестра одна, она изжогу вылечить должна.

(сода)

Под дождём, и в град, грозу это я с собой возьму.

Будет в целости причёска, отдыхает пусть расчёска.

Вода, бутан, бензофенон - целой прелести флакон.

(лак, мусс для волос)

Тем, кто постарше - друг один от сухости и от морщин.

В его основе глицерин.

(крем)

Его придумал Макинтош, когда ходил он в том под дождь.

Надевал он всем в пример натуральный полимер.

(каучук)

V конкурс - «Зашифрованное слово».

Игрокам из команд предстоит по очереди выходить и отыскать путь каждой буквы. Буква может быть любой по счёту в слове. Чья команда быстрее догадается, что за слово зашифровано, получит 5 баллов.

1 слово: Формальдегид

2 слово: Моносахарид

VI конкурс - «Мир органических соединений».

Командам предстоит распределить данные вещества в соответствующие колонки (за каждый правильный ответ - 2 балла).

Игра со зрителями:

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ….(мелом)..

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это - (натрия хлорид).

Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь (золото)

От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь -
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна -
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше - мой автограф: (сталь)


Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град -
Я напоить природу рад. (водород)


Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите). (Кислород)
Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе (озон)

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю (вода)

Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду (водород)


Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - (чугун)

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я (алюминием)

VII конкурс - «Мир строительных материалов». Экспресс-опрос.

Командам предлагается перечислить предметы, находящиеся в кабинете, изготовленные из синтетических полимеров.

За каждый ответ команда получает 1 балл.

VIII конкурс - Домашнее задание.

Посмотрим, как команды справились с домашним заданием.

Задание состояло в том, что каждой команде был дан ряд химических реакций на английском языке, необходимо было перевести описания с английского языка на химический. Назвать все вещества, расставить коэффициенты и определить тип реакции:


Описание реакции на английском языке

Уравнение,

тип реакции

1

150 - 300 0 C, nikele

Ethene + hydrogen → ethane

2

Ethene + bromine → dibromoethane

3

Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water

4

hv

Methane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride

5

Glucose → ethanol + carbon dioxide

6

Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water

7

Calcium carbonate + ethanoic acid →

Calcium ethanoate + water + carbon dioxide


Подведение итогов мероприятия. Награждение команд.





Приложение 1

Описание реакции на английском языке

Уравнение,

тип реакции

1

150 - 300 0 C, nikele

Ethene + hydrogen → ethane

2

Ethene + bromine → dibromoethane

3

Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water

4

hv

Methane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride

5

Glucose → ethanol + carbon dioxide

6

Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water

7

Calcium carbonate + ethanoic acid →

Calcium ethanoate + water + carbon dioxide








Использованная литература:


  1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 2004.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2004.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Изд. ОИЦ «Академия»., 2009.

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Химия: практикум: учебное пособие - М., 2012.


© 2010-2022