- Преподавателю
- Химия
- КВН по химии на тему Химия вокруг нас
КВН по химии на тему Химия вокруг нас
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шарова И.А. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж»
Внеклассное мероприятие по химии:
Викторина «Химия вокруг нас»
Преподаватель: И.А. Шарова.
Красные Баки
2014
Внеклассное мероприятие по химии:
Викторина «Химия вокруг нас»
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах органических веществ и их общих свойствах, о принадлежности химии в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные
- обобщить знания о свойствах классов органических веществ, уметь давать характеристику веществам и их свойствам.
Развивающие:
- развивать у студентов творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения;
Воспитательные
- повысить интерес к предмету;
-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Здоровьесберегающие
-учитывать возрастные особенности детей;
- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
-избегать перегрузок.
Подготовка к мероприятию:
Предварительно студенты получают задание повторить свойства всех классов органических соединений, их свойства, применение, а также получают домашнее задание для конкурса. Из двух групп первого курса выбираются команды из 5 человек по желанию.
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация; раздаточный материал - таблицы.
Ход мероприятия:
Приветствие ведущего:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию викторину «Химия вокруг нас».
Для нас химия самая важная
И больше других нам нужна
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы!
Она интересна, загадочна,
Но нужно её учить.
Зачем же нужна людям химия
Нужна она людям, чтоб жить!
Химия - удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: и повару, и шофёру, и садоводу, и строителю и многим другим. С другой стороны, эта наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает разные формулы и сложные законы.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия - наука старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования…и старая наука молодеет!
Итак, объявляю мероприятие, посвященное химии, открытым! В сегодняшней викторине принимают участие 2 команды (представление команд).
Оценивать наших участников будет жюри в составе: Залян Л.Д., специалиста по качеству образования, Харевой Ю.В., психолога и Смирновой Л. В., секретаря, которые образуют собой «Три С» - судьи строгие и справедливые.
I конкурс - «Разминка».
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Вопросы:
-
Как в быту называется дигидрокарбонат натрия? (питьевая сода).
-
Назовите вещество, которое является хорошим кровоостанавливающим средством? (перекись водорода).
-
Дайте другое название аспирина (ацетилсалициловая кислота).
-
Расшифруйте аббревиатуру: клей ПВХ (поливинилхлорид).
-
Другое название аскорбиновой кислоты? (витамин С).
-
Какую кислоту содержат жалящая жидкость медуз и крапивы? (муравьиную).
-
Приём какого спирта внутрь, даже в малых дозах, приводит к смерти? (метанола).
-
Из неё добывают сахар (сахарная свекла).
-
Он содержится в клубнях картофеля? (крахмал).
-
Процесс денатурации белка, происходящий в быту? (приготовление яичницы).
II Конкурс - «Мир бытовой химии» - исследуем его и найдём массу интересного и познавательного.
Вопросы для обсуждения командам (по очереди). За каждый правильный развёрнутый ответ - 3 балла.
Вопросы:
-
Рекомендуется ли мыть волосы обычным мылом? (нет, т.к. повышенная щелочность раствора вызывает необратимые изменения не только в структуре волос, но и в волосяных луковицах).
-
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при использовании дезодорантов - аэрозолей? (нельзя распылять вблизи огня, хранить в местах, недоступных детей).
-
Какую роль выполняет оксид цинка в косметических средствах? (антисептическое действие, выполняет роль дезинфицирующей добавки).
-
Почему для стирки шерстяных и шёлковых изделий не рекомендуется использовать мыло? (мыло при стирке разлагается на кислоты и щелочь, волокна шерсти и шёлка содержат кератин, который подвержен щелочному воздействию, и в результате этого разрушается, ткани теряют прочность, блеск и т.д.).
-
Какая кислота может помочь устранить неприятные запахи, такие как запах рыбы, неприятный запах в холодильнике? (уксусная кислота).
-
Почему нельзя смешивать моющие средства, содержащие хлор, со средствами, содержащими аммиак? Например, средство для мытья стёкол и чистящее средство «Comet» (нельзя,т.к. выделяется хлор, который очень ядовит).
III конкурс - конкурс капитанов «Мир волшебных ароматов».
Окружающий нас мир - это настоящий океан запахов. Запахи влияют на наше настроение. Нежный аромат вызывает положительные эмоции, к тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, что было известно ещё с незапамятных времён. А что такое запах? Какие бывают запахи, и как их различить мы узнаем в этом конкурсе.
Участникам предлагается определить по запаху вещество (конкурс проводится с завязанными глазами).
Предложенные образцы: укроп, мята, яблоко, груша, лимон, апельсин, лавровый лист, этиловый спирт, уксус, ацетон.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
IV конкурс - «Путешествие в мир химических формул»
Конкурс на знание химических формул, бытовых, систематических названий веществ.
Раздаются карточки обеим командам, необходимо заполнить в таблице пустые колонки. Команда, которая справится быстрее, получит авансом 1 балл. За каждое правильно вставленное определение, формулу начисляется 1 балл.
Таблица:
-
№ п/п
Бытовое название
Химическая формула
Систематическое название
Традиционное название
1
Медный купорос
CuSO4 5H2O
Медь тетраоксосульфат пентагидрат.
Сульфат меди пентагидрат
2
Уксус
CH3COOH
Этановая кислота
Уксусная кислота
3
Марганцовка
KMnO4
Калий тетраоксоманганат
Перманганат калия
4
Гашёная известь
Ca(OH)2
Кальций дигидроксид
Гидроксид кальция
5
Нашатырь
NH4Cl
Аммоний хлорид
Хлорид аммония
6
Сода кальциниро-ванная
Na2CO3
Динатрий триоксокарбонат
Карбонат кальция
Игра со зрителями:
Отгадайте загадки:
-
Как-то раз металл в кислоту попал,
Закипело, зашипело и со свистом улетело!
Удивляется народ: что такое? (водород)
Кислоте и щелочи каждый день,
Спорить, кто из них сильней никогда не лень.
Как-то раз на горе людям,
Встретились в одной посуде,
Обе в гневе закипели,
Даже брызги полетели.
И исчезли без следа!
Соль осталась и вода.
Такая ситуация - (нейтрализация).
Если в соль добавить щелочь,
На пробирку посмотреть -
Синий выпадет осадок -
Значит соль содержит (медь).
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймёт
То, что это (углерод).
В чём горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас?
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно - без …(кислорода).
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него и удобрений.
В наших клеточках живёт
Важный элемент … (азот).
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …(кислоты).
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем … (щелочная).
Вы, ребята, уж поверьте-
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ … (неон).
-
Этих солей не найти ни в воде, ни в земле.
Но есть в магазине и в каждой семье
(мыло)
Круче мыла - бельё как шёлк,
Содержит энзимы …
(стиральный порошок)
Хоть соль она, но под водой всех удивит своей средой.
Посуду мыть, стирать бельё поможет.
Есть у неё сестра одна, она изжогу вылечить должна.
(сода)
Под дождём, и в град, грозу это я с собой возьму.
Будет в целости причёска, отдыхает пусть расчёска.
Вода, бутан, бензофенон - целой прелести флакон.
(лак, мусс для волос)
Тем, кто постарше - друг один от сухости и от морщин.
В его основе глицерин.
(крем)
Его придумал Макинтош, когда ходил он в том под дождь.
Надевал он всем в пример натуральный полимер.
(каучук)
V конкурс - «Зашифрованное слово».
Игрокам из команд предстоит по очереди выходить и отыскать путь каждой буквы. Буква может быть любой по счёту в слове. Чья команда быстрее догадается, что за слово зашифровано, получит 5 баллов.
1 слово: Формальдегид
2 слово: Моносахарид
VI конкурс - «Мир органических соединений».
Командам предстоит распределить данные вещества в соответствующие колонки (за каждый правильный ответ - 2 балла).
Игра со зрителями:
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ….(мелом)..
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это - (натрия хлорид).
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь (золото)
От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь -
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна -
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше - мой автограф: (сталь)
Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град -
Я напоить природу рад. (водород)
Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите). (Кислород)
Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе (озон)
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю (вода)
Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду (водород)
Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - (чугун)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я (алюминием)
VII конкурс - «Мир строительных материалов». Экспресс-опрос.
Командам предлагается перечислить предметы, находящиеся в кабинете, изготовленные из синтетических полимеров.
За каждый ответ команда получает 1 балл.
VIII конкурс - Домашнее задание.
Посмотрим, как команды справились с домашним заданием.
Задание состояло в том, что каждой команде был дан ряд химических реакций на английском языке, необходимо было перевести описания с английского языка на химический. Назвать все вещества, расставить коэффициенты и определить тип реакции:
-
№
Описание реакции на английском языке
Уравнение,
тип реакции
1
150 - 300 0 C, nikele
Ethene + hydrogen → ethane
2
Ethene + bromine → dibromoethane
3
Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water
4
hv
Methane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride
5
Glucose → ethanol + carbon dioxide
6
Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water
7
Calcium carbonate + ethanoic acid →
Calcium ethanoate + water + carbon dioxide
Подведение итогов мероприятия. Награждение команд.
Приложение 1
№
Описание реакции на английском языке
Уравнение,
тип реакции
1
150 - 300 0 C, nikele
Ethene + hydrogen → ethane
2
Ethene + bromine → dibromoethane
3
Ethanol + oxygen → carbon dioxide + water
4
hv
Methane + clorine → cloromethane + hydrogen cloride
5
Glucose → ethanol + carbon dioxide
6
Ethanoic acid + ethanol ↔ ethyl ethanoate + water
7
Calcium carbonate + ethanoic acid →
Calcium ethanoate + water + carbon dioxide
Использованная литература:
-
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 2004.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2004.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Изд. ОИЦ «Академия»., 2009.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Химия: практикум: учебное пособие - М., 2012.