Конспект урока-игры Химические старты (внеклассное мероприятие)

Для развития познавательной активности учащихся, интереса к изучаемому предмету важно использовать элементы игры на уроках. Данная разработка внеклассного мероприятия способствует развитию устойчивого познавательного интереса к новому предмету – химии; развитию познавательной активности учащихся. В процессе игры учащиеся примененяют, полученные на уроках, знания к игровой ситуации. А также примененяют      теоретические знания при решении практических задач. Элементы игры способствуют развитию ф...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра «Химические старты»

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса


Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому предмету - химии; развитие познавательной активности учащихся; применение полученных на уроках знаний к игровой ситуации; применение теоретических знаний при решении практических задач; развитие физической активности учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями; набор для моделирования молекул, ручки, два черных ящика, противогаз, рисунок шахтерской лампочки, два гимнастических круга.

Ход игры

Ведущий: Ребята! Вы знаете, что бывают спортивные соревнования под названием «Веселые старты». У нас тоже будут сегодня старты, но только химические и я думаю, они тоже будут веселые.

Итак, мы начинаем. Приветствуем участников игры. Это команда «Молекула» и команда «Атом».

(Выходят участники команд. Их приветствуют болельщики)

Капитан команды «Озон»: Мы хотим, чтоб радость и веселье

Наполняли души и сердца,

Чтоб прекрасным было настроенье,

А играть мы будем до конца!

Капитан команды «Аква»: Надеемся на объективный ход игры,

И оправдаем ваше мнение,

Команда наша выйдет чуть вперед,

Соперника обгонит без сомнения.

(Команды расходятся по местам)


Ведущий: Представляю вам членов нашего многоуважаемого жюри. (Представляет)

(Звучит музыка)

Ведущий: Я объявляю о начале химических стартов. Начинаем 1-ый тур нашей игры «Разминка для ума». Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ - 1 балл (максимальное количество баллов за тур - 5).

Вопросы для разминки:

1. Реакция, в результате которой из исходных веществ образуется одно сложное вещество.

Реакция соединения.

2. Наименьшая химически неделимая частица вещества.

Атом.

3. Определенный вид атомов.

Химический элемент.

4. Реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Реакция разложения.

5. Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется.

Катализатор.

6. Один из наиболее распространенных на Земле химических элементов.

Кислород.

7. Самый электроотрицательный химический элемент.

Фтор.

8. Сколько электронов может находиться на одной орбитали.

Два.

9. Наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

Молекула.

10. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы при отдаче или присоединении электронов.

Ионы.

Ведущий: Прошу жюри выставить оценки за 1-ый тур конкурса.

На табло выносятся баллы, набранные командами


Ведущий: Начинаем 2-ой тур нашего состязания «Физическая разминка».

Условия тура: Каждый участник, прыгая на одной ноге, должен одновременно называть химический элемент, не останавливаясь и не сбиваясь при этом. Побеждает та команда, которая быстрее финиширует и назовет большее число разнообразных химических элементов.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команды выполняют задание. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.

На табло выносятся баллы, набранные командами


Ведущий: Дорогие друзья, разрешите перейти к следующему этапу нашего состязания. Это «Химический марафон». Он состоит из 3-х этапов:

I этап - Каждый участник (одновременно участвуют обе команды) должен пройти по скамейке, одновременно собирая формулы одного из классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований, солей).

(Максимальная оценка 5 баллов)

II этап - Участники каждой команды выбирают карточки с задачами, которые висят на шнуре (по две задачи). Задачи решаются устно, из приведенных ответов выбирается правильный. Приложение 1.

(Максимальная оценка 10 баллов)

III этап - Необходимо войти в один из кругов (по очереди), в каждом из которых лежат листы с незаконченными уравнениями химических реакций и ручка. Нужно дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать тип химической реакции. Побеждает команда, которая быстрее и наиболее правильно выполнит все задания. Приложение 2.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команды выполняют задание. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.

На табло выносятся баллы, набранные командами

Подводятся первые итоги


Звучит мелодия песни «Капитан, капитан улыбнитесь…»

Ведущий: Я слышу знакомую мелодию, которая заранее объявляет следующий тур нашего состязания. Итак, «Конкурс капитанов»! Прошу капитанов выйти ко мне. Вам предстоит отгадать, что лежит в черном ящике, выслушав загадочный вопрос.

Поединок начинает капитан команды «Молекула». Приложение 3.

Продолжает - капитан команды «Атом». Приложение 4.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Жюри оценивает правильность ответов.

Ведущий: Я думаю, команды могут немного отдохнуть, а вот болельщики поучаствовать в наших стартах. Дело в том, что к нам на «Химические старты» пришел старик Хоттабыч. По дороге к нам он встретился с необычными явлениями и хочет услышать от вас объяснения.

Входит ученик в костюме старика Хоттабыча.

Старик Хоттабыч: Дорогие ребята! Я прибыл к вам на поезде и на вокзале, на железной дороге я увидел огромные бочки. «Для чего нужны такие большие бочки?» - спросил я у пробегавших мимо мальчишек. «Это цистерны. В них возят очень коварные вещества серную и азотную концентрированные кислоты» - сказали они. А когда я спросил: «Почему же они не действуют на металлы цистерн?» Мальчики ответили: «Это металлы …» А дальше я не расслышал, озорники убежали. Так из каких же металлов сделаны эти цистерны и почему их не растворяют такие сильные кислоты?

(Ответ: Железо, алюминий - концентрированные кислоты пассивируют эти металлы, образуя защитную оксидную пленку)

Спасибо, ребята. Иду я дальше, вижу здание «Салон красоты». Входит туда девушка - волосы у нее черные, как смоль, а выходит оттуда ослепительной блондинкой. Чем же ей волосы покрасили, расскажите, пожалуйста?

(Ответ: Н2О2)

Какие вы молодцы, так много знаете. Потом я пошел погулять по городу, было очень жарко, я захотел пить и подошел к ящику, у которого все пили и называли его автоматом. Когда я получил стакан воды, то увидел, что со дна стакана на поверхность быстро, быстро поднимаются пузырьки какого-то газа. Что это за газ такой, ребята?

(Ответ: углекислый газ, СО2)

О, мудрейшие! Вдруг пошел страшный ливень, ударил гром, засверкала молния. Я побежал в укрытие переждать дождь. Вышел после грозы на воздух и о, чудо приятный запах свежести поразил меня. Чем же пахнет гроза, ребята?

(Ответ: озоном)

О, мудрейшие из мудрейших! Я благодарен вам за ваши разъяснения. А теперь мне пора в путь.

Уходит.

Ведущий: А мы продолжаем наши старты. Команды на старт! Следующий этап - «Химические фантазии». Условия конкурса: длительность конкурса 3 минуты. За это время команды должны написать формулу вещества, шаро-стержневая модель которого находится на столе. Из имеющихся шариков нужно составить как можно больше моделей разных веществ и написать их формулы.

(Максимальная оценка 5 баллов)


Ведущий: Наши старты подходят к завершению. Объявляю последний конкурс «Внимательный химик». Участники команд (по очереди), передвигаясь спиной вперед, должны запомнить как можно больше формул веществ, расположенных по пути следования, и воспроизвести их. Побеждает та команда, которая первая пришла к финишу и правильно написала большее число формул веществ.

(Максимальная оценка 5 баллов)

На табло выносятся баллы, набранные командами

Подводятся окончательные итоги

Награждения команд сладкими призами


Ведущий: Наши старты завершены. Игра получилась замечательная. До следующих встреч.



Приложение 1


Какая масса силиката натрия образовалась, если в реакцию вступило 30г

оксида кремния (IV)?

Na2O + SiO2 = Na2SiO3

а) 75г; б) 60г; в) 61г; г) 102г

Какая масса карбоната кальция подверглась разложению,

если образовалось 14г оксида кальция?

СаСО3 = СаО + СО2

а) 20г; б) 45г; в) 24,5г; г) 25г

Какая масса водорода выделится при взаимодействии

49г серной кислоты с цинком?

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

а) 1г; б) 4г; в) 2г; г) 1,5г


Какая масса водорода необходима для получения 108г воды?

2 Н2 + О2 = 2Н2О

а) 6г; б) 12г; в) 24г г) 13,5г




Приложение 2


P + O2



t0

Cu(OH)2


Al + HCl →


Cl2 + O2

t0

Zn(OH)2


Fe + H2SO4


Al2O3 + H2SO4


BaCl2 + Na2SO4




Приложение 3


Вопрос капитану команды «Молекула»

Николай Дмитриевич Зелинский

Наш ученый, не английский.

В органический катализ

Он основы заложил,

По переработке нефти

Пути синтеза открыл,

Занимался каучуком

И структурою белков.

Синтезировал иприт,

Который страшно ядовит.

Изобрел он аппарат,

Что спасает жизнь солдат

От химических атак.

Называется он как?

В черном ящике ответ,

Знаешь ты его иль нет?

Ответ: В черном ящике находится противогаз.






Приложение 4


Вопрос капитану команды «Атом»


Гемфри Дэви любил прогресс,

Был горд достижениями своими,

Имел к электричеству интерес,

А по профессии был он химик.

Дэви открыл веселящий газ,

Много химических элементов,

Даже утратив от взрыва глаз,

Не бросил опасных экспериментов.

В Англии каждый трудяга-шахтер

Сэру Гемфри был благодарен,

Все говорили: «Хотя он и лорд,

Но химик Дэви - отличный парень:

Ведь он изобрел такой предмет

Вместе с помощником Фарадеем!»

Дайте скорее на вопрос ответ:

Что для шахтеров сделал Дэви?

Ответ: В черном ящике находится рисунок безопасной шахтерской лампочки. При ее использовании исключался взрыв рудничного газа.







Урок - игра «Химические старты»

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса


Тезисы




  • Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому предмету - химии; развитие познавательной активности учащихся; применение полученных на уроках знаний к игровой ситуации; применение теоретических знаний при решении практических задач; развитие физической активности учащихся.


  • Тип урока: закрепление изученного материала.


  • Методы обучения: основной метод - игра, по источнику передачи и восприятия информации - практические (упражнения); по логике восприятия и передачи учебной информации - дедуктивные.


  • Средства обучения: материально-технические (набор для моделирования молекул, ручки, два черных ящика, противогаз, два гимнастических круга); дидактические (карточки с заданиями, рисунок шахтерской лампочки); познавательные задания.


© 2010-2022