• Преподавателю
  • Химия
  • Курсовая работа на тему Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение проектных технологий

Курсовая работа на тему Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение проектных технологий

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкий институт последипломного педагогического образования

Донецкой Народной Республики



Курсовая работа

Тема «Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение проектных технологий».


Выполнила

учитель химии

Харцызской ОШ № 5

Харичева Л.Н.











2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение------------------------------------------------------------------------------------- 2

Глава 1. Теоретические основы формирования творческой личности

  1. Перечень научных и практических исследований, которые являются теоретическим обоснованием работы--------------------------------------- 4

  2. Педагогические условия формирования творческих способностей - 7

Глава 2. Практика описания работы учителя по формированию творческих способностей через проектную технологию

2.1. Методические рекомендации по внедрению проектных технологий на уроках химии----------------------------------------------------------------------------- 9

2.2. Формирование у школьников интереса к научному творчеству через внедрение исследовательских проектов-------------------------------------------- 14

2.3. Развитие интеллекта через творческий проект----------------------------- 17

2.4. Творчество, фантазия и самостоятельность учащихся через ролевые проекты------------------------------------------------------------------------------------ 19

2.5. Анализ результатов педагогической деятельности, динамика изменений качества учебных достижений учащихся------------------------------------------ 21

Вывод-------------------------------------------------------------------------------------- 24

Список используемой литературы-------------------------------------------------- 25



ВВЕДЕНИЕ

«Единственный путь, ведучий к знаниям-

это деятельность»

Б.Шоу.

«Наука выигрывает, когда её крылья

раскованы фантазией»

Майкл Фарадей.

В современном мире развитие общества зависит не только от материальных ресурсов, но и от того, какой мобильной будет жизнедеятельность человека, как полно и всесторонне раскроется его творческий потенциал. Одной из приоритетных задач в образовании является формирование личности, способной творчески подходить к решению проблем, возникающих в разных сферах жизни, развитию национального сознания и духовного багатства молодого поколения. Республиканский Государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик випускника основной школы как:

  • активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

  • умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности;

  • способного критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике.

В настоящее время перед учителями химии существует проблема, как повысить интерес учащихся к предмету. Причин потери интереса много, одна из них, на взгляд автора, сокращение уроков и в тоже время увеличение научности программ. Традиционные приёмы обучения для современных учеников не способствуют развитию творческих способностей, и дети начинают занимать в учебном процессе пассивную роль и теряют интерес к учёбе. Это приводит к тому, что многие випускники школ не обладают творческой инициативой, не имеют навыка самостоятельного решения в информационных полях. А у нашей молодёжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства. Поэтому занятия, основанные на авторитарном режиме, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают только раздражение и скуку.

Это побуждает учителей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию творческого потенциала.

По мнению С. Френч, традиционная педагогика культивирует неудачи во всех сферах. Только очень способные учащиеся гордятся неизменными успехами, а остальные дети переживают поражения за поражениями. Поэтому именно метод проектов может стать той средой, где «неумехи» приобретут силы и уверенность. Вовлечение детей к созданию проектов помогает обеспечить неформальное усвоение курса химии, помогает в полной мере выразить себя, свои творческие способности, сформировать представления о химической картине мира даже при отсутствии интереса к предмету у ученика, который считает, что химия в дальнейшем ему не нужна. Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями общества, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях действительности.

Объект исследования - использование проектной технологии на уроках химии.

Предмет исследования - методы, приемы и средства творческой самореализации учащихся через проектные технологии на уроках химии.

Цель исследования - показать возможности проектной технологии для формирования творческих способностей учащихся.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-методическую, педагогическую литературу.

2. Выявить основные черты творческой личности и пути её формирования.

3.Исследовать возможности формирования творческой личности на уроках химии путём применения проектных технологий.

Основная идея опыта заключается в том, что правильно и системно организованная проектная деятельность на уроках химии будет способствовать развитию творческих способностей школьников, повышению интереса к изучению химии, создавая комфортные условия, где в центре учебного процесса находится ребёнок с его особенностями, интересами, потребностями.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования творческой личности

  1. Перечень научных и практических исследований, которые являются теоретическим обоснованием работы

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П. Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами"- В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, .Л. Рошалем продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.[2] 25-27.

Философы (особенно А.Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей.

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский, определял, что "творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое… Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека"[7;с.8].

Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие "творчество" определял это понятие как "механизм продуктивного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества [3;с.49]. Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества с позиции психологии, определяет, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта". Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не является талантом "избранных", оно доступно каждому.

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В.Сухомлинский, А.Захарченко, В.Шаталов, Ш.Амонашвили, В.Иржавцева и др.) В.Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка.[11; с.5]

А.Захаренко рассматривает творчество школьников как особенную качественную и одновременно общественную сферу, поскольку результаты ее непосредственно обращены к личности учащегося, влияют увлечению процессом познания, воспитанию потребности трудиться, высоких моральных качеств.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [1;с.37].

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.

Метод проекта - явление не новое, исторический характер метода отмечают современные исследователи, такие как Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, А. С. Макаренко, Е. Паркхерст, С. Т. Щацкий, Е. С. Поллат, И. С. Сергеев, Д. С. Ермаков, Л. М. Федоряк, М. В. Хохлова и др.

Общепринято, что метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Его основоположником был американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. В результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи Ермаков, 2005г.

Метод проектов дает возможность ученикам понять свою значимость,
появляется уверенность в себе, возникает чувство удовлетворения, поэтому работать по методу проектов интересно. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Учащиеся становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. У них происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развивать стремление к обучению.

Главный недостаток современной школы, современных методик обучения и воспитания - это недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным, индивидуальным. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника. Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, интересам, склонностям, творческим способностям.

1.2. Педагогические условия формирования творческих способностей

Культурный и научно-технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умений мыслить самостоятельно. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, и в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы жизнедеятельности.

Как известно из психологии и педагогики благоприятными условиями для формирования творческих способностей являются: любовь к детям и педагогической деятельности, знание возрастных особенностей учащихся, знание форм и методов учебно-воспитательной работы, творческий климат в школе. В каждом учебном заведении должен царить демократический стиль общения, сотрудничество ученика и педагога. На высоком уровне организована самостоятельная деятельность учащихся, индивидуальный подход к каждому ребёнку, применение методов поощрения, обеспеченность учебно-методической литературой, высокий уровень внеклассной работы, внедрение передового педагогического опыта, наличие дифференцированного обучения. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, может быть использован метод проектов, который дает возможность использовать все доступные средства для того, чтобы сделать исследуемый материал наиболее интересным и зрелищным. Проектные технологии дают возможность понять свою значимость, появляется уверенность в себе, возникает чувство удовлетворения, поэтому работать по методу проектов интересно. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развивать стремление к обучению.

Глава 2. Практика описания работы учителя по формированию творческих способностей через проектную технологию

2.1. Методические рекомендации по внедрению проектных технологий на уроках химии.

Формирование творческой личности нужно осуществлять постепенно на протяжении всех лет обучения. Постепенность овладения опытом творческой деятельности и определяет различие методов, организующих и обеспечивающих его усвоение.

Стратегическое направление развития образования - это гуманизация школы, где в центре учебного процесса находится ребёнок, его духовный мир, увлечения, творческий потенциал.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик випускника основной школы как:

  • активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

  • умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности;

  • способного критически мыслить и творчески применять полученные знания на практике.

Сформировать такие качества помогает метод проектов, так как развитие творческой личности осуществляется при создании неограниченной возможности действовать и самосовершенствоваться, когда ребёнка весь учебный процесс сопровождает ситуация успеха и собственной значимости от результатов своей работы.

Наше задание, как учителя, состоит в том, чтобы конструировать уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развивать ситуацию успеха, творчества, уважать интересы каждого.

Поэтому разработано учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ «Методические рекомендации по внедрению проектных технологий на уроках химии». Пособие утверджено решением Совета Харцызского городского методического кабинета 2011 года. Предназначено учителям общеобразовательных школ для организации ученого процесса в классах социально-гуманитарного, социально-экономического, филологического, информационно-технологического и художественно-эстетического профилей. В этом пособии учащимся рекомендуются темы, цели проектов, приблизительная дата защиты. Для оценивания проектной деятельности предлагается рейтинговая шкала. Защита проектов представляет своеобразное шоу, к которому готовится весь класс. Выбор темы не навязывается. Учащиеся сами выбирают название работы, подбирают материал, который позволяет проиллюстрировать свои возможности, личные интересы и приоритеты.

Например, при изучении темы «Неметаллические элементы и их соединения» учащимся предлагаются такие темы проектов:

№ п/п

Проблема

Дата

Тема проекта

Цель проекта

1

Сырьевая

29.09.

Нанотехнологии. Перспективы. Внедрение.

Нахождение информации о развитии нанотехнологий, влияние нанотехнологий на общество и человека;

выявление механизма взаимодействия науки, общества и нанотехнологий, что приводит к необратимым социокультурным изменениям.

2

Продовольственная

17.11.

Минеральные удобрения: позитивные и негативные последствия применения.

Найти информацию об использовании минеральных удобрений без вреда для людей и природы;

Исследовать влияние нитратов, которые поступают в растения на здоровье человека.

3

Экологическая проблема

03.11.

Глобальное потепление. Что за этим кроется.

Изучить информацию об исследованиях, которые позволили оценить изменение температуры, образование новых озонових дыр и парникового эффекта;

изучить масштабы антропогенного влияния в разных регионах страны;

изучить методы исследования загрязнения воздуха;

определить зависимость между загрязнением атмосферы и изменением состояния окружающей среды.

4

20.11.

Значение озонового слоя. Влияние человека на озоновый слой.

Проследить историю разрушения озонового слоя;

определить последствия разрушения слоя на всё живое на планете;

определить пути выхода из ситуации, которая сложилась.

При изучении темы «Металлические элементы и их соединения» дети могут проявить своё творчество, работая над такими темами проектов:

п/п

Проблема

Дата

Тема проекта

Цель проекта

1

Сырьевая проблема

03.05

Металлы и сплавы в современной промышленности.

Изучить литературу о возможных способах получения высококачественных метал- лов;

научиться сравнивать свойства металлов и сплавов;

сделать выводы о практическом применении металлов и сплавов.

2

Экологическая проблема

10.05.

Необходимость охраны окружающей среды в металлургическом производстве.

Изучить проблемы, которые возникают при классификации отходов в металлургическом производстве;

изучить цели и задачи производственного экологического контроля.

Изучая «Природные источники органических соединений» ребятам предлагаются такие работы:

п/п

Проблема

Дата

Тема проекта

Цель проекта

1

Сырьевая проблема

9.11

Как моя семья использует природный газ

Изучить способы экономии электроэнергии;

провести энергетический мониторинг квартир учащихся школы;

оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий;

привлечь внимание к проблеме энергосбережения.

2

Экологическая проблема

30.11

Последствия аварии нефтяного танкера и способы её ликвидации».

Изучить современные методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

разработать сценарий визуализации последствий аварии нефтяного танкера и способы её ликвидации.

При подготовке проектов учащиеся совместно с преподавателем перерабатывают большое количество информации, выбирают наиболее актуальные, значимые, достоверные, интересные сведения по теме исследования. Метод проектов предоставляет преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Так, например, работа ученицы

10-Б класса Харцызского УВК «Интеграл» № 5 Пушковой Любови «Нанотехнологии. Перспективы. Внедрение» опубликована и размещена на портале «Учительский журнал он-лайн» 06.07.2014г. Издательство «Основа»,

Web-адрес публикации:

teacherjournal.com.ua/home/24835-proekt-qnanotexnologii-perspektivy-vnedrenieq.html

Презентация учениц 11-Б класса Чевычеловой Тамары, Горбовой Юлии на тему «Последствия аварии нефтяного танкера и способы их ликвидации» опубликована в социальной сети взаимовыручки для учителей InfoUrok.RU 18.11.2014

Web-адрес публикации:

infourok.ru/prezentaciya_po_himii_na_temu_posledstviya_avarii_neftyanogo_tankera_i_sposoby_ih_likvidacii-132605.htm

Вывод: создание творческого мультимедийного проекта - это мощный инструмент, позволяющий формировать у учащихся необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности.

2.2. Формирование у школьников интереса к научному творчеству через внедрение исследовательских проектов.

На наших уроках формирование у школьников интереса к научному творчеству решается через внедрение исследовательских проектов, которые требуют:

  • Выявления и постановки проблемы исследования;

  • Формулировки гипотезы;

  • Планирования и разработки исследовательских действий;

  • Сбор данных;

  • Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

  • Подготовки и написания сообщения;

  • Выступления.

Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Во-первых, он формирует черты творческой деятельности, которые составляют содержание элементов социального опыта. Во-вторых, организует творческое усвоение знаний, т.е. учит применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые в результате.

Исследовательская работа учащихся занимает большой промежуток времени. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Например. Учащиеся 11-х классов выполняют такие работы: «Кисломолочные продукты, исследования качества. Роль в жизнедеятельности человека», «Аспирин-знакомый незнакомец», «Лекарственные растения», «Я - парфюмер». Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры, актуального предмета исследования, соответствующих экспериментальных и исследовательских работ, методов обработки информации. Их структура приближена к истинным исследованиям. Это долговременные эксперименты.

Выполняя исследовательскую работу, учащиеся приобретают навыки публичного выступления, умения отстаивать свои идеи, вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы.

Что позволило учащимся принять участие в I-м этапе Всеукраинского конкурса - защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН Украины, в Международном фестивале детского и юношеского искусства «Звёзды нового столетия» и Международном фестивале культуры и искусства СultNet, Всеукраинском конкурсе наилучших школьных работ «ФизХимБим»-2013 в городе Севастополь.

Целью работы «Кисломолочные продукты, исследования качества. Роль в жизнедеятельности человека» является исследование биологической роли кефира, ряженки, сметаны в жизнедеятельности человека, а также проверка качественного содержания кисломолочних продуктов в домашних условиях. Нами был использован метод лабораторного эксперимента. Все опыты проводились в школьной лаборатории.

Результаты работы могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении свого собственного здоровья, и использовании в своём рационе только качественных продуктов.

Михайличенко Лилия, ученица 11-А класса, выполнявшая этот проект стала финалистом Всеукраинского конкурса школьных работ «ФизХимБим» -2013 в рамках II Международной научно-технической конференции, работа опубликована в сборнике «ФизХимБим»- материалы лучших школьных работ, г. Севастополь. 2013.

Получила диплом участника Международного интернет фестиваля культуры и искусства СultNet, 2013г.

Опытно - экспериментальная работа «Аспирин-знакомый незнакомец» проводилась с целью изучения свойств аспирина и разумного, грамотного его использования. Был проведен социологический опрос о применении аспирина, о содержании ацетилсалициловой кислоты в овощах и фруктах. Проведены химические исследования свойств аспирина. Даны рекомендации об употреблении в ежедневном рационе овощей и фруктов, об использовании аспирина только по назначению врача, о выполнении требований, представленных в инструкции.

Ученический проект «Я - парфюмер» формирует навыки исследовательской деятельности, практические умения самостоятельного приготовления парфюмов. Ребёнок учится экспериментировать, анализировать, синтезировать. Даже предлагает свой собственный рецепт духов с запахом, который лечит от головной боли и заряжает энергией. Мечтает создать такие духи, ароматы которых покорят весь мир. И люди станут добрее, каждый ребёнок будет жить в счастливой и дружной семье.

Эта работа опубликована в научно-методическом журнале «Химия» № 7, 2012г. и размещена на портале «Учительский журнал он-лайн» 14.11.2011. Издательство «Основа»,

Web-адрес публикации:

teacherjournal.com.ua/home/2791-uchnvskij-proekt-qya-parfumerq.html

Вывод: именно исследовательский метод способен играть решающую роль в развитии творческих способностей учащихся. Выполняя работу, ученики овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. Исследовательский проект помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно-исследовательскую позицию.

2.3. Развитие интеллекта через творческий проект.

С большим желанием учащиеся принимают участие в творческих проектах, которые направлены:

  • на создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся;

  • на расширение возможностей для участия одарённых детей и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня;

Цель творческих проектов:

Развивать активную творческую личность, умеющую себя почувствовать значимой, нужной, успешной!

Творческие проекты создают условия для формирования у учащихся креативных способностей и развития их умений и навыков применения полученных знаний на практике. Одной из особенностей таких проектов является форма представления их результатов. Работа над творческим проектом завершается, например, написанием сценария игровой программы, сценария внеклассного мероприятия. Например, проект ««Брейн-ринг «Занимательная химия», видеоролик «Химия в литературных произведениях». Создание творческого альбома «Химия-любовь моя».

Интеллектуальный отдых интересен, полезен, развивает логическое мышление, фантазию, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Разгадывание шарад, загадок, занимательных задач расширяет кругозор детей и формирует отношение к химии как части культуры. Учащиеся учатся общаться друг с другом, вести конструктивные дискуссии и находить компромиссы.

Внеклассное мероприятие Брейн-ринг «Занимательная химия» проводится в рамках предметной недели химии для учащихся 8-х классов. Ученики 7-х классов участвуют в конкурсе плакатов на тему «Занимательная химия», которыми будет украшен зал. Подготовить и провести игру поручается старшеклассникам, участникам различных конкурсов и олимпиад. В экспериментальной части этого мероприятия принимают участие дети 9-х классов. Таким образом, наблюдается взаимосвязь разных поколений.

Сценарий брейн-ринга размещен на портале «Учительский журнал он-лайн», 10.08.2013.

Web-адрес публикации:

teacherjournal.com.ua/shkola/ximya/15287-brejn-ring-qzanimatelnaya-ximiyaq.html

Вывод. Проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При этом формируются умения и навыки работы в коллективе, развивается логическое мышление учащихся, фантазия, творческие способности, умение излагать мысли, моделировать ситуацию. Формируется интерес к познанию окружающего мира путем эстетического воздействия, воспитывается уважение к сопернику, стойкость, воля к победе, находчивость.

2.4. Творчество, фантазия и самостоятельность учащихся через ролевые проекты.

Особый интерес у учащихся вызывают ролевые проекты.

Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности - ролевая дидактическая игра. Итог проекта - спектакль, агитбригада, КВН. Данный проект групповой, месячный. Задача учителя - совместить творческую форму проведения любимой многими игры КВН, или агитбригады с одной из основных задач обучения - проверкой знаний по изученной теме. При этом следует учитывать, что не всякий программный материал может быть базой для организации урока - КВН. При его отборе необходимо учесть следующие положения: отобранный материал должен обеспечить постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска; способствовать организации самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний, раскрытию роли знаний, науки в развитии общества. (Рекомендую проводить данную форму работы в 11-х классах при 1 ч программе при изучении органических веществ).

Учитель должен познакомить ребят с программой КВН, с требованиями по агитбригаде, с критериями оценки командной работы. В ролевых играх, как правило, активно участвуют все учащиеся класса. Роли распределяются следующим образом: ведущий - учитель, группа химиков экспериментаторов - двое учащихся, подготовленных для проведения показательных опытов, жюри - приглашенные учителя или учащиеся других классов, остальные учащиеся делятся на команды. Можно такую форму работы сделать межклассовой, проводить во время предметной недели.

Творчество, фантазия и самостоятельность учащихся проявляются в подготовке визитки команды и домашнего задания. При этом совмещается, как кажется несовместимое - сухой научный химический язык и актерское мастерство, мастерство ораторства, магия перевоплощения. У ребят появляется возможность раскрыть все свои таланты, увидеть которые невозможно на традиционных уроках. В конкурсах КВН, где необходимо доказать знание материала по данной теме, проявляют себя ученики, успешные по химии, но, возможно, не умеющие себя подать на сцене. Необходимо заметить, что в тех классах, где проводится КВН не в первый раз, команды формируются по принципу «нужны и умные, и умеющие сделать рекламу». А в классах, где организуется такой урок впервые, чаще всего все успешные в химии дети стремятся в одну команду, что не обязательно приводит к успеху. Учителю необходимо учесть этот факт и помочь в формировании команд ребят. В классах с хорошей мотивацией к обучению, с высокими интеллектуальными способностями учащихся уроки - КВН проходят ярко, в доброжелательной атмосфере взаимопомощи и соревнования. Конечно, не всегда выступления детей получаются эффектными, сочетающими юмор и научные знания. Но, интересный факт - при выполнении конкурсов, направленных на проверку знаний химических свойств веществ и др., дух соревнования и чувство поддержки команды заставляет даже слабых учащихся не бояться участия в этих конкурсах.

Вывод. Ролевые проекты при хорошей их организации имеют большое воспитательное значение: они позволяют показать роль химии в решении важных практических задач, приучают школьников работать в коллективе. В работу вовлекаются самые застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, взаимопомощь, самостоятельность, готовность учащихся включиться в различные виды деятельности.

2.5. Анализ результатов педагогической деятельности, динамика изменений качества учебных достижений учащихся

В результате работы над моим исследованием мне удалось добиться поставленных целей. Творческие способности учащихся возросли, о чём свидетельствуют личностные достижения. Данную динамику можно отследить, проанализировав участие детей в различных конкурсах и мероприятиях. В результате анкетирования детей было установлено:

а) возрос интерес к творческой деятельности;

б) появилась заинтересованность учащихся к изучению химии;

в) у учащихся возросла ответственность, проявляется большая самостоятельность;

г) возросли личностные достижения:

1. Михайличенко Лилия. Научно-исследовательская работа «Кисломолочные продукты. Исследования качества. Роль в жизнедеятельности человека».

  • II место в в I-м этапе Всеукраинского конкурса - защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН, 2012год;

  • Финалист Всеукраинского конкурса школьных работ «ФизХимБим» -2013 в рамках II Международной научно-технической конференции;

  • Работа опубликована в сборнике «ФизХимБим»- материалы лучших школьных работ, г. Севастополь. 2013;

  • Диплом участника Международного интернет фестиваля культуры и искусства СultNet, 2013г.

2. Кузьмина Юлия. Научно-исследовательский проект «Аспирин-знакомый незнакомец».

  • I место в в I-м этапе Всеукраинского конкурса - защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН, 2013год;

  • Диплом участника Международного интернет фестиваля детского и юношеского творчества «Звёзды нового века», 2013г.

3. Цымбал Марина. Проект «Лекарственные растения»

  • II место в городском ученическом конкурсе проектов, 2011г

  • Материал размещён на портале «Учительский журнал он-лайн», , от 14.11.2011

Web-адрес публикации:

teacherjournal.com.ua/home/2792-uchenicheskij-proekt-lechebnye-travy.html

4. Цымбал Марина. Проект «Я - парфюмер».

  • I место в городском ученическом конкурсе проектов, 2011г

  • Материал размещён на портале «Учительский журнал он-лайн», Серия

  • Работа опубликована в научно-методическом журнале «Химия», № 7, апрель 2012

5. Гулаков Антон. Видеоролик «Химия в литературе»

  • II место в городском ученическом конкурсе творческих проектов, 2013г

6. Соколова Мария. Исследовательский проект «Химия в быту»

  • I место в городском ученическом конкурсе исследовательских проектов, 2012г

Презентация «За здоровый образ жизни»

  • I место в городском ученическом конкурсе презентаций, 2013г

Проект - Электронный учебник «Химия-10»

  • I место в городском ученическом конкурсе проектов на создание электронных учебников, 2013

Кривошей Екатерина. Буклет «Химия для здоровья»

  • II место в городском ученическом конкурсе буклетов, 2013

Учащиеся, увлечённые проектной деятельностью, принимают участия и занимают призовые места в школьных и областных олимпиадах:

Ф.И ученика

Учебный год

Класс

Городской уровень

Областной уровень

Тищенко Богдан

2010-2011г

9 класс

I место

13 место

Катмаев Денис

2013-2014

7 класс

III место

------

Кузьмина Юлия

2013-2014

10 класс

III место

Якунина Дарья

2013-2014

10 класс

II место

Кобелева Антонина

2014-2015

7 класс

II место

Барабаш Александра

2014-2015

8 класс

III место


У большинства учащихся, изучающих химию как непрофильный предмет, сформировано положительное эмоциональное отношение к предмету; сознательное изучение учебного материала. Благодаря активизации творческой деятельности через проектную технологию, обеспечиваю стабильность качества учебных достижений учащихся, о чем свидетельствуют данные региональных мониторинговых исследований уровня учебных достижений учащихся 11-ых классов (% качества знаний): 2011-2012 - 86%, 2012-2013 - 95%, 2013-2014- 80%, 2014 -2015 - 93%.

Выпускники выбирают и успешно сдают химию как предмет внешнего независимого тестирования.

Выпускники школы выбирают химию как отрасль своей будущей практической деятельности, обучаясь в Донецком национальном университете (химический факультет), Донецком национальном техническом университете (факультет экологии и химической технологии), Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького, Национальном медицинском университете имени А. Богомольца (г. Киев), Запорожском Государственном медицинском университете, Белгородском Государственном университете (лечебный факультет), Харьковском Национальном Фармацевтическом университете, Донецком и Макеевском медицинских училищах, Луганском Национальном аграрном университете.

ВЫВОД:

В ходе анализа изученной литературы мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время актуален, так как современные социально-экономические условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в наших учениках качества творческого делового человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений.

Мы установили, что феномен творческой самореализации заключается в организации такой учебно-творческой деятельности, которая, активизируя саморазвитие личности школьника, способствует наиболее полной практической реализации творческих способностей и потенциалов с пользой для себя и общества и определяет условия для создания личного творческого образовательного продукта.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и творческой самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к неопознанному.

Список, используемой литературы:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988.-238с.

2. Библер В.С. Мышление, как творчество. - М., 1975.-148 с.

3.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 132с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. с. 96.

5.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - 2000г

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. -2000г.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.-93с.

8. Гара Н.Н Учить творчеству. М. Просвещение, 1991, 64 стр.

9.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.- 2003г.

10. Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика. - Измаил, 1992. - 96 с.

11. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». М. 1974. С.185.

Законодательные материалы

  1. Республиканский Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования на 2015-2016 гг



© 2010-2022