- Преподавателю
- Химия
- Обобщение по теме Кислородсодержащие органические соединения
Обобщение по теме Кислородсодержащие органические соединения
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хашиева З.С. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по химии в 10 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».
«Генетические ряды углеводородов».
Цели урока:
-
Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
-
Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
-
Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
-
Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
-
Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.
III. Работа по теме урока.
-
Первый вопрос, который мы рассматриваем, - это состав, классификация и номенклатура углеводородов.
Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:
Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.
Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)
Изомеры: в) и г); д)з) и е)
-
Одно из общих свойств углеводородов - наличие явления изомерии.
Вопросы классу:
-
Какое явление называется изомерией?
-
Какие виды изомерии бывают?
-
Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
-
Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
-
Какие вещества называются гомологами?
Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.
-
Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов - нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых - Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Решение цепочек превращений, отражающих
генетическую взаимосвязь углеводородов.
-
Два человека решают две цепочки за досками:
С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 - учащийся
2- учащийся только под а)
-
Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:
-
Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:
СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3A
H2, NiY H2O, H3PO4 B
Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.
-
При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.
Решение расчетных задач.
-
Два человека за досками решают задачи по карточкам:
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
-
Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:
Карточка 3.
При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.
Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
IV. итог урока
V. Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO2
↑
СН4 → С2Н2 → С6Н6+HNO3A
↓ H2SO4
C6H5Cl
Карточка 2.В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Карточка 1.Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.