• Преподавателю
  • Химия
  • Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

«Знание – сила». Это высказывание к началу XXI века потеряло безусловную очевидность. Мы оказались перед лицом совершенно новой ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тот  ему не нужен. И сегодня всё более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но, действительно, давали ему силу и радость в течение всей жизни?     Поэтому школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.    Чтобы обеспечить успешность каждого ребёнка, школа должна в первую очередь учить мыслить – причём, всех детей без всякого исключения, не смотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся:

На современном этапе главной задачей образования является развитие личности ребёнка - что и положено в основу федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Одним из ответов на вызовы современного общества стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются «от конечного продукта», т. е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.

Большую роль в формировании личностного смысла учения, а затем и в профессиональной ориентации и осознанном выборе будущей профессии играют метапредметные знания и умения, позволяющие учащимся самостоятельно организовывать и осуществлять процессы самоопределения в пространстве образовательной практики. Таким образом, метапредметные умения и УУД являются важными для организации самостоятельной деятельности учащихся по самовоспитанию и развитию у себя определённых социально и индивидуально значимых личностных качеств, освоению норм поведения, ценностей общества и формирования осознанного личного отношения к ним.

В основе метапредметного подхода лежит понимание того, что главное, чему надо учить в школе - это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования.

Объяснительный метод обучения уходит в прошлое, поэтому при переходе к метапредметному обучению самое трудное - отказаться от объяснения материала, предоставив ученикам большую свободу мышления.

Сконструировать метапредметный урок задача не простая. План урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребёнка на порог открытия, создать мотивацию учебной деятельности, активизировать интерес к предмету. Пробудить мысль школьников даёт возможность только деятельностный подход. Это и является важнейшим принципом метапредметного подхода, т. е. принцип самостоятельного созидания, который заключается в том, что знания ученик получает не в готовом виде, а создаёт сам в результате организованной учителем целенаправленной деятельности.

Так, при изучении химических свойств солей, демонстрируем взаимодействие раствора сульфата меди с железом - результат очевиден - восстанавливается медь. Перед учащимися ставится проблема: каким образом взаимодействует раствор сульфата меди с более активным металлом- натрием? Учащиеся на уроке приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа путём проведения эксперимента, который противоречит традиционному отношению металлов к растворам солей, так как наблюдают выделение водорода и образование чёрного осадка. Чтобы доказать причину образования этого осадка, необходимо обратиться к справочникам и найти температуру разложения гидроксида меди и прийти самостоятельно к выводу, что температуры реакции достаточно для его разложения. Установив все особенности опыта, проверив гипотезу и свои аргументы, пронаблюдав эксперимент, учащиеся смогут дать полное объяснение необычному демонстрационному опыту и составить уравнения всех последовательно протекающих реакций. Это творческая проектная деятельность учащихся, итогом которой может быть создание презентации. А главной задачей проблемного развивающего эксперимента на уроках химии является развитие мышления, мотивация своей деятельности. Учащиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы только в том случае, если эксперимент поражает воображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Таким образом, мы реализуем личностные универсальные действия, т. е. умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.

Так необычно, по-новому, рассматривается понятие амфотерности на примере воды в теме: «Химические свойства воды». Учащиеся ознакомлены ранее с важнейшими классами неорганических веществ, изучение которых строится на примере взаимодействия веществ с противоположными свойствами. Они верно относят воду к классу оксидов, но, одни из них относят это вещество к кислотным оксидам, так как в её состав входит химический элемент - неметалл, другие - к основным. Эксперимент, доказывающий, что вода вступает в реакцию с основным и кислотным оксидом, позволяет самостоятельно ответить на возникшие вопросы. При таком подходе формирование понятий амфотерности не вызывает затруднений, так как учащиеся, не изучая ни одной новой реакции, лишь применили самостоятельно свои знания.

Метапредметный урок позволяет активизировать интерес и мотивацию обучения учащихся путём привлечения к предмету других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

Мотивация учебной деятельности легко осуществляется при изучении темы: «Металлы» Учащиеся не только определяют самостоятельно тему урока, но формулируют его цель, т. е. осуществляют регулятивные учебные действия - умения определять учебные задачи; планировать и организовывать свою деятельность по их решению.

Учитель говорит о том, что произойдёт, если не будет автомобилей, самолётов, мостов, электрических проводов, если человек лишится 3г одного из элементов - впрочем, он этого не заметит, т. к. моментально умрёт. Об отсутствии какого элемента идёт речь?

Учитель говорит о том, что повсюду множество металлов трудятся вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка - и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене - и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обходится ни один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Предлагается поразмыслить над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишете её последствия для человечества. Каждый называет предметы, которых бы лишились в результате этой ситуации. Что же делать? Ученики предлагают решение этой проблемы - добывать руду, получать металлы. Так подходим к определению темы урока: «Металлы» и формулировки его цели - изучение свойств металлов и способов их получения.

Обычно учащийся, работая с материалом химии, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, в данном случае - знания. Таким образом, мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Нельзя научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.

Информационные источники:

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. «Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя» - М.: Просвещение, 2008.

2.Федотова А. В. «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования»

3. Рабочая программа к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» Москва «Русское слово» 2013

© 2010-2022