- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии 8-9 класс, О. С. габриелян
Рабочая программа по химии 8-9 класс, О. С. габриелян
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Некрылова Т.Н. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования ФК ГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» имени А.М.Мамонова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________________________ХИМИЯ__________________________
(наименование учебного предмета (курса)
________основного общего образования (8-9 классы)_______________
(уровень образования)
___________________________базовый_________________________________
(базовый/профильный уровень)
Некрылова Татьяна Николаевна, учитель химии
(Ф.И.О. составителя программы, должность)
Старый Оскол
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 78с
Изучение химии в 8-9 классах в средних общеобразовательных учреждениях (базовый уровень) направлено на достижение следующей цели: формирование основ химического знания - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера. Настоящая программа направлена на решение следующих задач:
-
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
-
формирование умений организовывать свой труд, пользоваться учебником, другой литературой, соблюдать правила работы;
-
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
-
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
-
формирование умений сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
-
выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности
Для достижения поставленной цели при освоении тематики программы используется УМК под редакцией под редакцией Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян.- 16-е изд., стереотип.- М,: Дрофа, 2010.-270 и
«Химия, 9 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян.- 12-е изд., стереотип.- М,: Дрофа, 2007.-267 с.
Рабочая программа вносит следующие изменения в авторскую программу. В связи с тем, что в авторской программе на изучение химии в 8 классе предусмотрено 102/68 часов (34 учебных недели), а учебный план рассчитан на 35 недель, 105/70 часов соответственно, в рабочей программе 3 часа дополнительного учебного времени в тех классах, где на изучение химии отводится 105 часов в год распределены по одному часу в темы «Изменения, происходящие с веществами», «Портретная галерея великих химиков» и для итогового урока. А в тех классах, где на изучение химии отводится 70 часов в год 2 часа дополнительного учебного времени распределены в тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Программа рассчитана на 173/138 учебных часов
8 класс - в год 105/70 в неделю 3/2 часа
9 класс - в год 68 в неделю 2 часа
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные и письменные ответы учащихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения программы учащимися в рамках комбинированных уроков проводятся также предметные письменные проверочные тестирования.
Формы контрольных работ
8 класс - письменные контрольные работы, практические работы.
9 класс - письменные контрольные работы, практические работы.
Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированный. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок - лекция
Урок - исследование
Комбинированный урок
Урок решения задач
Урок - тест
Урок - самостоятельная работа
Урок - контрольная работа
Урок - практическая работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
8 класс
Учащиеся должны знать:
-
основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
-
основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
-
типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
-
название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления - восстановления.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
-
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества.
-
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
-
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений;
-
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
-
класс
Учащиеся должны знать:
-
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева;
-
общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
-
общие физические и химические свойства неметаллов основные свойства и применение важнейших соединений неметаллов
-
качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;
-
причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
-
строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
-
строение, свойства и практическое значение сложных эфиров, жиров, аминокислот, белков и углеводов; реакции этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
-
давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
-
характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
-
распознавать важнейшие катионы и анионы;
-
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
-
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
-
распознавать важнейшие органические вещества.
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-
решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п.п.
Наименование разделов и тем
Количество часов на раздел
8 класс
11
Введение
6/4
22
Атомы химических элементов
13/10
33
Простые вещества
9/7
44
Соединения химических элементов
16/12
55
Практикум № 1
5/5
66
Изменения, происходящие с веществами
14/10
77
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
26/19
88
Практикум № 2
4/2
99
Портретная галерея великих химиков
7/0
110
Учебные экскурсии
4/0
111
Итоговый урок
1/0
Итого
105/70
9 класс
11
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
6
22
Металлы
15
33
Практикум № 1
3
44
Неметаллы
23
55
Практикум № 2
3
66
Органическая химия
10
77
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
8
Итого
68
Итого всего (8-9 кл.)
173/138
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
Введение 6/4 часа
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе. Превращения веществ. Химическая символика. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура.
Атомы химических элементов 13/10 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Ионная связь. Ковалентная связь. Металлическая связь.
Простые вещества 9/7 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы и неметаллы.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Соединения химических элементов 16/12 часов
Степень окисления. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Основания, кислоты, соли, их представители. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Практикум № 1 5/5 часов
-
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
-
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
-
Анализ почвы и воды.
-
Признаки химических реакций.
-
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Изменения, происходящие с веществами 14/10 часов
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 26/19 часов
Растворение как физико-химический процесс.
Понятие об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, основания, соли: их классификация, диссоциация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Практикум № 2 4/2 часов
-
Ионные реакции.
-
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
-
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
-
Решение экспериментальных задач.
Портретная галерея великих химиков. 6/0 часов
Повторение материала 8 класса - основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью учёных, осуществивших их открытие.
Учебные экскурсии. 4/0 часа
Агрохимлаборатория, аптеки, местное производство.
9 класс
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса 6 часов
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления - восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химически элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, их значение.
Металлы 15 часов
Характеристика положения элементов - металлов в Периодической системе. Металлические кристаллические решётки. Металлическая химическая связь. Физические свойства простых веществ - металлов.
Сплавы. Восстановительные свойства металлов. Способы получения металлов. Коррозия металлов.
Общая характеристика щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Алюминий и его соединения.
Железо и его соединения.
Качественные реакции на катионы.
Практикум № 1 3 часа
-
Осуществление цепочки химических превращений металлов.
-
Получение и свойства соединений металлов.
-
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Неметаллы 23 часа
Положение элементов - неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ - неметаллов. Аллотропия.
Водород: Общая характеристика галогенов.
Сера. Серная кислота. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот, аммиак, соли аммония, азотная кислота. Фосфор и его соединения. Углерод и его соединения.
Кремний.
Качественные реакции на анионы.
Практикум № 2 3 часа
-
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода.
-
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода.
-
Получение, собирание и распознавание газов.
Органические соединения 10 часов
Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан. Этилен. Двойная связь.
Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры.
Понятие об аминокислотах, белках.
Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал и целлюлоза.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы 8 часов
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления .
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
класс
Количество контрольных работ
Количество практических работ
8
6/6
9/7
9
6
6
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество
примечание
по требованию
фактически
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
5
Программа курса химии для 8- -11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 78 с.
Д
Д
Химия, 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян.- 16-е изд., стереотип.- М,: Дрофа, 2010.-270
К
К
Химия, 9 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян.- 12-е изд., стереотип.- М,: Дрофа, 2007.-267 с.
К
К
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 350 с.
Д
Окислительно - восстановительные реакции/ Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева. - М.: Дрофа, 2005. - 318 с.
Д
Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно - метод. пособие/О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. - М.: Дрофа, 2005. - 304 с.
Д
Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. - М.: Дрофа, 2005. - 350 с.
Д
Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА - 9: учебно - методическое пособие/под ред. В.Н. Доронькина. - изд. 2-е, исправ. и дополн. - Ростов н/Д: Легион, 2011 - 368 с.
Д
Химия. 8 класс. Тесты: В 2 ч./Е.П. Ким. - Саратов: Лицей, 2011.
Д
Химия. 9 класс. Тесты: В 2 ч./Е.П. Ким. - Саратов: Лицей, 2011.
Д
Серия инструктивных таблиц по химии
Д
Д
Серия таблиц по неорганической химии
Д
Д
Серия таблиц по органической химии
Д
Д
Серия таблиц по химическим производствам
Д
Д
Технические средства обучения и оборудование кабинета
22
Компьютер
1
1
Экран
1
1
Мультимедийный проектор
1
1
Экранно-звуковые пособия
33
Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия 8-8 класс» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Металлы» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Неметаллы» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Инструктивные таблицы» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Растворы. Электролитическая диссоциация» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Начала химии. Основы химических знаний» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Строение вещества. Химические реакции» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Химические производства. Металлургия» ООО «Экзамен-Медиа», 2013
Д
Д
Интерактивное учебное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8-9 класс»
Д
Д
Учебно-практическое и лабораторное оборудование
44
Нагревательные приборы (спиртовки)
К
К
Доска для сушки посуды
1
Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
Д
Д
Аппарат (прибор) для получения газов
К
К
Весы
Д
Д
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента
К
К
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)
К
К
Штатив лабораторный химический ШЛХ
К
К
Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов
К
К
Оборудование класса
55
Столы ученические
15
15
Стулья ученические
30
30
Стол учительский
1
1
Стул учительский
1
1
Мойка
1
1
Вытяжной шкаф
1
1
Комплект настенных таблиц
1
1