- Преподавателю
- Химия
- Использование элементов проблемного обучения для формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся на занятиях учебной дисциплины «Химия»
Использование элементов проблемного обучения для формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся на занятиях учебной дисциплины «Химия»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гамова Н.Ф. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессиональное образования (повышения квалификации) "Хабаровский кравевой институт переподготовки и повышения квалификациив сфере профессионального образования"
Итоговый проект:
Использование элементов проблемного обучения для формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся на занятиях учебной дисциплины «Химия».
Слушатель: Гамова Наталья Федоровна.
Должность: Преподаватель химии и биологии.
Место работы: КГБ ПОУ 2.
Хабаровск
2015г.
Содержание
Введение
-
Проблемного обучения как один из методов активного обучения.
-
Варианты использования элементов проблемного обучения на занятиях учебной дисциплины "Химия"
-
Заключение
Список литературы
Введение
«Чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать»
ДЕКАРТ
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране за последние десятилетия, изменили экономические и ценностные ориентации в обществе, что не могло не повлиять на качество содержания образования.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы, составленные в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ согласованные в Минобрнауки России, которые направлены, в том числе, на формирование общепрофессиональных компетенций обучающихся.
Цель проекта: показать, что в процессе изучения тем учебной дисциплины «Химия», использование элементов проблемного обучения, способствует, не только активизации познавательной деятельности, но и формированию основных компетенций обучающихся, включающих в себя способности:
-
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2);
-
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3);
-
осуществлять поиск информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4).
-
Проблемного обучения как один из методов активного обучения.
«Педагог - это не тот, кто учит,
а тот, у кого учатся».
Проблемное обучение является одним из методов активного обучения, которые позволяют организовывать обучение как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально-полноценного продукта. Методы активного обучения могут быть использованы на различных этапах учебного процесса:
-
первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.);
-
формирование профессиональных умений и развитие творческих способностей (моделирование, игровые и неигровые методики);
-
контроль знаний и профессиональных умений (коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.).
Основные концепции обучения в условиях МАО:
-
Учение в его организованных формах есть активная деятельность обучающегося;
-
Предметом и результатом учебной деятельности является сам субъект деятельности, который подвергается (как предмет) преобразованию, благодаря деятельности, и который в конце обучения предстает в измененом виде, как результат учебной деятельности;
-
Основным показателем успешной деятельности, ее результатом, является умение обучающегося мыслить, творчески решать позавательные и практические задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться в научных и практических проблемах, а знания служат материалом и средством мышления.
Проблемное обучение основано на создании педагогом проблемной ситуации и самостоятельном поиске обучающимися вариантов их разрешения, а также на проверке правильности этих вариантов. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающихся и развитие их творческих способностей. Проблемное обучение стоится в диалоге, предполагающий свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Разработчиками международного теста PISA-2003 выделяется шесть умений и навыков, необходимых для решения познавательных проблем. Обучающийся должен владеть компетенциями:
-
Аналитическое рассуждение;
-
Рассуждение по аналогии;
-
Комбинаторные рассуждения;
-
Умение различать факты и мнения;
-
Умение различать и соотносить причины и следствия;
-
Умение логически излагать свое решение.
Основополагающее понятие проблемного обучения - проблемная ситуация. Эта такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данный и он должен сам их искать.
Педагогическими понятия проблемного обучения являются:
-
проблемная задача - дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем или сформулированными обучающимися;
-
проблемный вопрос - входит в состав проблемной задачи или отдельно взятый, требующий ответа на него посредством мышления;
Проблемные вопросы начинаются:
-
Почему?
-
Отчего?
-
Каким образом?
-
Как доказать?
-
Как обосновать?
-
Какой вывод следует?
Проблемные вопросы не могут начинаться с вопросительных слов:
Как?…, что?.., где?... когда?…, кто?… (подразумевает ответ по памяти).
-
проблемные задания - это учебные задания, с целью постановки обучающимися в проблемную ситуацию;
-
проблемность как принцип обучения, суть которого состоит в том, что при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучающимся в готовом для запонимания виде, а дается в составе проблемной задачи, как неизвестное искомое.
Д.З. Кнебельман называет следующие особенности проблемных задач, вопросов:
-
Задача должна вызвать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
-
Информация особенно привлекает обучащихся, если она содержит противоречивость, хотя бы кажущуюся.
-
Проблемное задание должно вызвать удивление, создать эмоциональный фон.
-
Проблемные задачи обязательно должны содержать посильное познавательное или техническое затруднение. Казалось бы, видно решение, но мешает досадное затруднение, что неизбежно вызывает, их сравнения.
Мотивацию должен вызвать у обучающихся педагог, через обращение к индивидуальному опыту и потребностям, чтобы поставленная педагогом проблема стала значимой для всех обучающихся.
Процесс разрешения реализуется в трех фазах:
-
Создание проблемной ситуации
-
Формирование гипотезы
-
Проверка решений, систематизация полученной информации.
2. Варианты использования элементов проблемного обучения на занятиях учебной дисциплины "Химия"
При каких же условиях можно создать проблемные ситуации: [3]
Рисунок 1
Во-первых, проблемная ситуация возникает в случае осознании обучающимся недостаточности прежних знаний для объяснения нового материала.
Например, при изучении темы «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», рассматривая процесс распада электролитов на ионы, мы говорим о веществах с ионной связью, растворы которых проводят электрический ток, но и растворы кислот, образованные ковалентной связью, тоже проводят электрический ток. Почему? [рисунок 1]
При объяснении валентных возможностей атомов химических элементов в теме «Строение атома. Периодический закон», рассматриваем с обучающимися электронное строение атомов железа и сталкиваемся с проблемой: валентность железа может быть не только II (вторая), по количеству электронов на последнем энергетическом уровне, но и III, IV, VI. Проблемный вопрос: Как это обосновать?
Во-вторых, проблемная ситуация возникает при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Одним из примеров данного условия возникновения проблемной ситуации можно считать выполнение заданий лабораторных и практических работ, которые как раз и предусматривают применение знаний раннее изученного материала:
-
Как очистить железный гвоздь от ржавчины химическим способом?
-
Определить, в каких пробирках содержатся растворы: хлорида натрия, сульфата меди, карбоната калия.
-
Опытным путем доказать, что оксид магния обладает основными свойствами.
Рисунок 2
Еще один пример, в одной из тем раздела органической химии: качественная реакция на наличие двойной связи в молекулах непредельных углеводородов: алкенов и диенов является реакция присоединения, она же применима и для определения тройной связи в алкинах. [рисунок 2]
На занятии по теме «Химические реакции» сначала рассматриваем теоретический материал, знакомимся со схемами типов реакций, а затем на практике применяем их для конкретных примеров, записывая уравнения химических реакций. [рисунок 3]
В-третьих, проблемная ситуация возникает, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Рисунок 3
На занятии «Реакции в растворах электролитах» проблема заключается в том, что не все реакции обмена, которые рассматривались в теме «Химические реакции» являются реакциями ионного обмена, условиями их протекания являются: выпадение осадка, выделение газа, образование воды. Реакции обмена между молекулами веществ могут практически не осуществляться. Образованные в результате взаимодействия с диполями воды гидратированные ионы находятся в растворах в свободном виде и не взаимодействуют между собой. [рисунок 4]
Рисунок 4
В-четвертых, проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутыми результатами и отсутствием у обучащихся знаний для его теоретического обоснования.
Примеры:
-
Соединения некоторых металлов (Al, Zn, Cr,Fe) проявляют кислотные свойства. Проблемный вопрос: Какой вывод следует?
-
Оксиды металлов реагируют с водой с образованием оснований, оксид железа не реагирует с водой. Проблемный вопрос: Отчего?
-
Медь в ряду напряжений стоит после водорода, поэтому не реагирует с его соединениями (например, с соляной кислотой). Проблемный вопрос: Почему медь реагирует с азотной и серной кислотами.
-
У d-элементов на последнем энергетическом уровне в электронной формуле находятся от 1 до 2 электронной, однако данные элементы могут проявлять в соединениях и другие валентности III, IV, V,VI. Проблемный вопрос: Как обосновать? [рисунок 5]
Рисунок 5
3. Заключение
Результативность применения проблемного обучения в учебном процессе можно оценить по следующим критериям:
-
Наличие положительного мотива к деятельности в проблемных ситуациях («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться - смогу ли я разрешить проблему»)
-
Наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно».)
-
Переживание обучающимся субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я сам вывел закон»)
-
Отношение к новому знанию как к личной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»)
-
Овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выведением гипотез, проверкой их правильности, получение результата деятельности.
-
Формирование общих компетенций у обучающихся,
-
Высокие показатели качества знаний обучающихся.
Мониторинг качества знаний обучающихся 2010 по 2014 год по УД «Химия»):
Список литературы
-
Лернер И.Я. «Проблемное обучение». - М., 1974г.
-
Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе». - М.:Педагогика, 1977г.
-
Матюшкин А. М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» М.:Педагогика, 1972г.
-
Журнал «Химия» приложение к газете «Первое сентября»
№2 2007г., №21 2007г., № 16 2008г., № 17 2008г., №9 2009г.
Ссылки на сайты по теме:
-
den-za-dnem.ru/school.php?item=231
-
didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
-
ininfo.mggu-sh.ru/data/resources/collaborative-learning/book/problem-solving.htm
-
txtb.ru/88/36.html