- Преподавателю
- Химия
- Доклад на МО Учебно-исследовательская деятельность учащихся и учителей в современной школе
Доклад на МО Учебно-исследовательская деятельность учащихся и учителей в современной школе
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алхутова С.П. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ "Кегультинская средняя общеобразовательная школа"
Учебно-исследовательская деятельность учащихся и учителей в современной школе
Учитель химии Алхутова С.П.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой признан решать свои задачи. Исходя, из практического опыта деятельности целесообразно выделить 6 этапов.
1-й этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).
2-й этап. После того, как произошла постановка проблемы и определена мотивация, начинается очередной этап реализации творческой идеи. После обсуждения на секции ИОУ по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. В этой связи может возникнуть вопрос: насколько целесообразна и адекватна подобная процедура? Представляется, что в технологии исследовательской работы учащегося подобная практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, изучаемых в программе.
В-четвёртых, возникающая ситуация обсуждения исследовательских тем на заседании ШМО способствует росту уровня профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.
Нередко может возникнуть ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин. В этом случае определяется, кто из учителей-предметников будет курировать работу над разрабатываемым проектом. После завершения первых двух этапов организационно-подготовительного характера начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя.
3-й этап. Данный этап связан с представление собранного материала на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы. Подобные секционные заседания целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживает интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности школы.
4-й этап. По мере завершения исследовательской работы над проектами осуществляется их независимая экспертиза, проводимая в рамках экспертного совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей дают предварительную оценку проделанной работе, в процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Работа может в случае необходимости два-три раза рассматриваться с учётом исправления предыдущих замечаний на заседании экспертного совета ИОУ. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции при наличии положительного отзыва экспертного совета к участию в Ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся школы, а также в предметных школьных и районных олимпиадах.
5-й этап. На этом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях ИОУ, проводимых в рамках ученических чтений. К участию в чтениях привлекается как можно больший круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения.
6-й этап. Итогом исследовательской работы является проводимая в конце апреля каждого года конференция учащихся. Проведение подобной конференции стало одной из традиций нашей школы. Данная конференция превращается в мероприятие общешкольного значения, на неё приглашаются учащиеся и педагоги. В качестве почётных гостей в конференции участвуют родители учеников, что имеет немалое воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций, которые награждаются почётными дипломами. В заключении работы конференции слово предоставляется администрации, родителям.
Возможен вопрос: "не слишком ли длинна технологическая цепочка исследовательской работы?". Опыт показывает, что нет. Главное здесь заключается в чёткой организации самого процесса, умелой координации работ на всех этапах, наличии коллектива учителей и учеников, увлечённых общей идеей сотворчества, практической значимости выполняемой работы для всех её участников.
Работа в ИОУ имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в периодической печати. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в районных и республиканских конференциях и семинарах.
В-четвёртых, учащиеся имеют возможность выбрать свой профессиональный путь.
Проекты и материалы, представленные в ходе ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы, с ними можно познакомиться в ученическом фонде школьной библиотеки.
В школе создано исследовательское общество учащихся "Эрудит" - добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством учёных, педагогов, других специалистов. Общество осуществляет свою деятельность через своих членов.
Целью создания ИОУ является выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников.
Основные задачи общества:
◊ формирование системы научных взглядов учащихся;
◊ развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной
среды;
◊ развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся
социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего
мира;
◊ создание условий, способствующих повышению уровня образованности
учащихся;
◊ пропаганда знаний об окружающем мире;
◊ участие в проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах,
научно-практических семинарах.
Направления деятельности:
● организация исследовательской деятельности учащихся;
● организация семинаров, конференций в рамках деятельности школы;
● участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни школы, в
рамках школьного самоуправления;
● осуществление контактов с представителями академической науки,
общественных движений, других образовательных учреждений;
● распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.
Членом ИОУ может стать любой учащийся школы, рекомендованный преподавателем.
Руководящим органом ИОУ является совет общества, включающий в свой состав учащихся 8 - 11-х классов, руководителей предметных секций из числа преподавателей школы, учащихся.
Во главе общества стоит президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учащихся школы. совет общества во главе с президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Решения, принимаемые советом, являются обязательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже одного раза в месяц.
ИОУ нашей школы состоит из 3 секций: естественнонаучной, физико-математической, гуманитарной. Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы, рекомендованный М/О учителей. В рамках деятельности ИОУ осуществляет работу экспертный совет. В состав экспертного совета входят председатели М/О. Главная задача членов экспертного совета состоит в оказании профессиональной консультационной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также в независимой экспертизе работ, представленных на промежуточных и заключительной конференциях.
В конце учебного года проводится заключительная конференция на которой президент ИОУ отчитывается о проведённой в течение года работе, а также определяются победители в каждой предметной секции, награждаются победители. ИОУ заинтересовано в расширении числа своих членов и участников.
Организационная и финансовая поддержка ИОУ осуществляется педагогическим коллективом и администрацией школы.
Необходимость создания ИОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Идея создания общества принадлежит учащимся и педагогам школы, которые в 2005 году обратились с предложением к администрации школы. инициатива нашла поддержку, после чего началось организационное оформление.
НОУ имеет своё положение, концепцию, структуру.
Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом:
1.Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2.Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
3.Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи, к числу таковых представляется возможным отнести следующие:
1.Формирование научных взглядов.
2.Пропаганда знаний об окружающем мире.
3.Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.
4.Воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств.
5.Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
На заседании педагогического совета и ученического совета школы был принят Устав общества, составленный в результате работы инициативной группы. Согласно Уставу, ИОУ является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством педагогов. На сегодняшний день в обществе 51 человек.
Работа исследовательского общества осуществлена в нескольких
направлениях:
Первое направление - индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2 аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.).
Второе направление - групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать из разных предметных областей).
Третье направление - массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры.
Проводимая работа даёт свои результаты. За последние два года повысился уровень исследовательских работ, существенно расширился их тематический диапазон. В качестве примера можно привести перечень работ, представленных в последние два года на научно-практическую конференцию и вызвавших неподдельный интерес:
"Альтернативные источники электроэнергии" (I место на районной конференции "Первые шаги в науку" учащийся 10 класса, 2010 год);
"Изучение цветного звука в повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" (III место на районной конференции "Первые шаги в науку" ученица 8 класса);
"Диалект английского языка" (II место на районной конференции "Первые шаги в науку" ученица 9 класса);
"Прелестные жрицы науки" (ученица 9 класса);
"Хозяйство Кетченеровского района села Кегульты. Описание промышленного предприятия РГУ "Ергенинский мехлесхоз" (III место на районной конференции "Первые шаги в науку" ученица 10 класса). (2012 год).
"Мусорный язык рекламы" (I место на районной конференции "Первые шаги в науку", ученица 10 класса, 2013 год);
"Составление розы ветров села Кегульты в зимний период" (I место на районной конференции "Первые шаги в науку", ученица 9 класса, 2013 год);
"Прелестные жрицы науки" (III место на районной конференции "Первые шаги в науку", ученица 10 класса, 2011 год);
"Самодельный прибор блока питания для практикума" (I место на районной конференции "Первые шаги в науку", ученик 8 класса, 2010 год);
"Этнография села Кегульта" (III место на районной конференции "Первые шаги в науку" ученица 9 класса, 2014год ).
В 2014-2015 учебном году в феврале месяце прошла традиционная школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Лучшими работами признаны « Быстрый счёт» (учитель Менкенова Н.З.), «Мир героического эпоса «Джангар» (учитель Очирова Э.Б.), «Мой любимый йогурт» (учитель Королёва Н.Г.) и другие работы.
4