- Преподавателю
- Химия
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Амирова С.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
г. Челябинск, 2016
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Цикловой методической комиссией Зам. директора
ОПД и ПМ специальности
«Коксохимическое производство» ________/ И.Н. Тихонова
дисциплин (МетК) «___»__________20__ г.
Протокол № ____
«___»____________ 20__ г.
Председатель ЦМК
____________ В.А. Дружинина
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 07.05.2014 № 438.
Организация-разработчик:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Разработчик:
С.А. Амирова, преподаватель «ЮУМК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в укрупненную группу специальностей 180000 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 18.02.10 "Коксохимическое производство" и при подготовке по профессиям рабочих: 13321 "Лаборант химического анализа".
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в Математический и общий естественный цикл. (ЕН)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; использовать лабораторную посуду и оборудование; находить молекулярную формулу вещества; применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории; проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей); диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; классификацию химических реакций и закономерности их проведения; обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; основные понятия и законы химии; основы электрохимии; периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной); формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием средств автоматизации.
ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование
ПК 1.3 Контролировать сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.
ПК 1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.
ПК 2.1 Планировать собственную деятельность, работу подразделения, смены, участка, бригады, коллектива исполнителей
ПК 2.2 Обеспечивать выполнение персоналом требований безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.
ПК 3.1 Участвовать во внедрении новой технологии.
ПК 3.2 Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности инновационного мероприятия.
ПК 3.3 Оформлять результаты экспериментальной и исследовательской деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
6
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
- составление опорных конспектов (конспектирование учебников), их проработка;
- систематизация и проверка конспектов занятий;
- поиск информации литературы; доклады, письменное оформление материала;
- выполнение индивидуальных домашних заданий; решение расчетных задач;
- подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям, промежуточному текущему и итоговому контролю;
- составление уравнений реакций схем синтеза взаимосвязи неорганических веществ.
Итоговая аттестация в форме экзамена, 3семестр
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины, Общая и неорганическая химия
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Общая и неорганическая химия.
60
Тема 1.1.
Химия - наука о веществах.
Содержание учебного материала:
4
1.
Химия - наука о веществах
Состав вещества, измерение вещества. Агрегатные состояния веществ. Смеси и химические соединения.
2
1
2.
Законы химии
Закон постоянства состава, закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам и уравнениям.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, выполнение расчетов величин измерения веществ: масса атомов и молекул, массовая и объемная доля компонентов, молекулярный объем газа.
2
Тема 1.2
Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений о строении атома.
Содержание учебного материала:
4
1.
Строение атома.
Атом- сложная частица, состав атомного ядра. Электронная оболочка атомов.
2
1
2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов в группах и периодах. Значение Периодического закона и ПСЭ для развития науки.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, составление электронных формул атомов элементов, характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе элементов (далее ПСЭ).
2
Тема 1.3
Строение вещества.
Содержание учебного материала:
4
1.
Понятие о химической связи. Виды химических связей.
Способность атомов образовывать молекулы. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная.
2
1
2.
Комплексообразование.
Понятие о комплексных соединениях, их номенклатура. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов, их значение.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка опорных конспектов занятий, составление схемы "Типы химических связей". Работа с комплексными соединениями.
2
Тема 1.4
Химические реакции.
Содержание учебного материала:
6
1.
Классификация химических реакций; вероятность их протекания.
Понятие о химической реакции. Типы реакций. Тепловой эффект химических реакций. Энтальпия. Энтропия.
2
1
2.
Скорость химических реакций.
Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
2
1
3
Химическое равновесие.
Обратимость химических реакций. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле-Шателье).
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспекта занятия, выполнение практических заданий на смещение химического равновесия, определение условий протекания обратимой реакции.
3
Тема 1.5
Растворы.
Содержание учебного материала:
12
1.
Понятие о растворах. Дисперсные системы. Концентрация вещества в растворе по массовой доле (в %), молярная и нормальная.
Физико-химическая природа растворов. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.
2
1
2.
Теория электролитической диссоциации.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Виды электролитов. Степень диссоциации. Диссоциация воды. Водородный показатель.
2
1
3.
Ионные реакции.
Реакции обмена в водных растворах электролитов, условия необратимости реакций в растворах.
2
2
4.
Гидролиз солей, его практическое применение.
Гидролиз - обменный процесс. Виды гидролиза. Значение гидролиза в химических процессах.
2
2
Лабораторные работы
2
1.
Реакции, идущие с образование осадка, газа или воды.
Практические занятия
2
1.
Приготовление растворов различных видов концентрации.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, оформление лабораторной работы, выполнение расчетов, составление уравнений реакций ионного обмена и гидролиза солей.
6
Тема 1.6
Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.
Содержание учебного материала:
8
1.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Степень окисления. Восстановители и окислители. Восстановление и окисление. Восстановительные свойства металлов - простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. Расстановка коэффициентов в ОВР методом полуреакций.
2
2
2.
Химические источники тока. Электролиз.
Электродные потенциалы. Гальванические элементы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.
2
1
Лабораторные работы
2
1.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Практические занятия
2
1.
Методы составления окислительно-восстановительных реакций.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, оформление лабораторной работы, составление ОВР и уравнений электролиза расплавов и водных растворов веществ.
4
Тема 1.7
Классификация веществ. Простые вещества.
Содержание учебного материала:
8
1.
Основные классы неорганических веществ. Металлы и неметаллы.
Простые и сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Соли. Положение металлов и неметаллов в ПСЭ и особенности строения их атомов. Общие свойства металлов.
2
1
2.
Неметаллы, их водородные соединения. Кислоты.
Атомное и молекулярное строение неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов и их водородных соединений. Аммиак.
2
2
Лабораторные работы:
2
1.
Получение аммиака, его свойства.
Практические занятия
2
1.
Взаимосвязь между классами веществ.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, подготовка опорного конспекта по теме "Благородные газы. Галогены", составление схем-синтеза между классами веществ.
4
Тема 1.8
Химия элементов.
Содержание учебного материала:
14
1.
Водород. Элементы IA, IIA-групп.
Двойственное положение водорода в Периодической системе, его свойства, получение и применение. Роль водорода в природе. Щелочные и щелочноземельные металлы. Общая характеристика металлов IA и IIA-групп по положению в Периодической системе и на основании строения атомов. Физические, химические свойства, получение и применение натрия, калия, кальция. Важнейшие соединения кальция, их значение, применение.
2
1
2.
p-Элементы. Алюминий и его соединения.
Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов и строения атома. Получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение.
2
2
3.
Элементы VA-группы, IVA-группы.
Азот и фосфор, углерод и кремний. Общая характеристика элементов этих групп на основании положения в Периодической системе элементов и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора и углерода, их физические и химические свойства. Водородные и кислородные соединения азота и углерода, их свойства, значение и применение.
2
2
4.
d-элементы. Металлы IB-VIIIB-групп.
Особенности строения атомов d-элементов. Медь, цинк, хром, железо, марганец, как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение, значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов.
2
1
Лабораторные работы:
4
1.
Получение гидроксида алюминия и цинка и исследование их свойств.
2.
Получение гидроксидов железа (+2, +3) и исследование их свойств, и окислительных свойств хрома (+6).
Контрольная работа.
2
1.
Взаимосвязь между простыми веществами и их соединениями.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, выполнение отчетов по лабораторным работам, подготовка опорного конспекта по теме "d-элементы. Марганец и его соединения", подготовка к контрольной работе, решение расчетных задач, составление уравнений схем-синтеза рядов железа, хрома, алюминия.
7
Всего:
90
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химических дисциплин и лаборатории общей и неорганической химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- вытяжной шкаф;
- методическая документация, плакаты и таблицы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест в лаборатории:
- наличие рабочих мест;
- вытяжной шкаф;
- приборы, реактивы, лабораторная химическая посуда, аналитические весы;
- плакаты и таблицы, методическая документация;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст] : учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 13-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011.
3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии [Текст]: учеб. Пособие для студ. Проф. Учеб. Заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева М.М.- М., 2007
Дополнительные источники:
1. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст] : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Юрий Михайлович Ерохин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) [Текст]: учеб. Пособие для студентов средн. Проф. Завед. - М., 2004.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях [Текст]: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Интернет- ресурс:
-
«Основы неорганической химии» [Электронный ресурс] // химия. - Режим доступа: InternetUrok.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен уметь:
- Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; использовать лабораторную посуду и оборудование;
- находить молекулярную формулу вещества;
- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.
Должен знать:
- гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);
- диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; классификацию химических реакций и закономерности их проведения;
- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
- основные понятия и законы химии; основы электрохимии;
- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;
- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
- типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;
- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
Устный опрос, письменные работы;
Лабораторные работы;
Практические задания;
Расчетные задачи;
Индивидуальные домашние задания;
Внеаудиторная самостоятельная деятельность, составление опорных конспектов;
Письменное оформление методов анализа;
Использование поиска информации для решения поставленной проблемы;
Проверка инструктажа, правил по технике безопасности;
Контрольная работа.
Обработка результатов анализа;
Промежуточный и текущий контроль.