РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ















г. Челябинск, 2016

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Цикловой методической комиссией Зам. директора

ОПД и ПМ специальности

«Коксохимическое производство» ________/ И.Н. Тихонова
дисциплин (МетК) «___»__________20__ г.

Протокол № ____

«___»____________ 20__ г.

Председатель ЦМК

____________ В.А. Дружинина


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 07.05.2014 № 438.

Организация-разработчик:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Разработчик:

С.А. Амирова, преподаватель «ЮУМК»


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в укрупненную группу специальностей 180000 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 18.02.10 "Коксохимическое производство" и при подготовке по профессиям рабочих: 13321 "Лаборант химического анализа".

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в Математический и общий естественный цикл. (ЕН)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; использовать лабораторную посуду и оборудование; находить молекулярную формулу вещества; применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории; проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей); диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; классификацию химических реакций и закономерности их проведения; обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; основные понятия и законы химии; основы электрохимии; периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной); формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием средств автоматизации.

ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование

ПК 1.3 Контролировать сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.

ПК 1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.

ПК 2.1 Планировать собственную деятельность, работу подразделения, смены, участка, бригады, коллектива исполнителей

ПК 2.2 Обеспечивать выполнение персоналом требований безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.

ПК 3.1 Участвовать во внедрении новой технологии.

ПК 3.2 Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности инновационного мероприятия.

ПК 3.3 Оформлять результаты экспериментальной и исследовательской деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторные работы

10

практические занятия

6

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

- составление опорных конспектов (конспектирование учебников), их проработка;

- систематизация и проверка конспектов занятий;

- поиск информации литературы; доклады, письменное оформление материала;

- выполнение индивидуальных домашних заданий; решение расчетных задач;

- подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям, промежуточному текущему и итоговому контролю;

- составление уравнений реакций схем синтеза взаимосвязи неорганических веществ.

Итоговая аттестация в форме экзамена, 3семестр


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины, Общая и неорганическая химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Общая и неорганическая химия.

60


Тема 1.1.

Химия - наука о веществах.

Содержание учебного материала:

4

1.

Химия - наука о веществах

Состав вещества, измерение вещества. Агрегатные состояния веществ. Смеси и химические соединения.

2

1

2.

Законы химии

Закон постоянства состава, закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам и уравнениям.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, выполнение расчетов величин измерения веществ: масса атомов и молекул, массовая и объемная доля компонентов, молекулярный объем газа.

2


Тема 1.2

Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений о строении атома.

Содержание учебного материала:

4

1.

Строение атома.

Атом- сложная частица, состав атомного ядра. Электронная оболочка атомов.

2

1

2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов в группах и периодах. Значение Периодического закона и ПСЭ для развития науки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, составление электронных формул атомов элементов, характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе элементов (далее ПСЭ).

2


Тема 1.3

Строение вещества.

Содержание учебного материала:

4

1.

Понятие о химической связи. Виды химических связей.

Способность атомов образовывать молекулы. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная.

2

1

2.

Комплексообразование.

Понятие о комплексных соединениях, их номенклатура. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов, их значение.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка опорных конспектов занятий, составление схемы "Типы химических связей". Работа с комплексными соединениями.

2


Тема 1.4

Химические реакции.

Содержание учебного материала:

6

1.

Классификация химических реакций; вероятность их протекания.

Понятие о химической реакции. Типы реакций. Тепловой эффект химических реакций. Энтальпия. Энтропия.

2

1

2.

Скорость химических реакций.

Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

2

1

3

Химическое равновесие.

Обратимость химических реакций. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле-Шателье).

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспекта занятия, выполнение практических заданий на смещение химического равновесия, определение условий протекания обратимой реакции.

3


Тема 1.5

Растворы.

Содержание учебного материала:

12

1.

Понятие о растворах. Дисперсные системы. Концентрация вещества в растворе по массовой доле (в %), молярная и нормальная.

Физико-химическая природа растворов. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

2

1

2.

Теория электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Виды электролитов. Степень диссоциации. Диссоциация воды. Водородный показатель.

2

1

3.

Ионные реакции.

Реакции обмена в водных растворах электролитов, условия необратимости реакций в растворах.

2

2

4.

Гидролиз солей, его практическое применение.

Гидролиз - обменный процесс. Виды гидролиза. Значение гидролиза в химических процессах.

2

2

Лабораторные работы

2


1.

Реакции, идущие с образование осадка, газа или воды.

Практические занятия

2

1.

Приготовление растворов различных видов концентрации.

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, оформление лабораторной работы, выполнение расчетов, составление уравнений реакций ионного обмена и гидролиза солей.

6

Тема 1.6

Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.

Содержание учебного материала:

8

1.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

Степень окисления. Восстановители и окислители. Восстановление и окисление. Восстановительные свойства металлов - простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. Расстановка коэффициентов в ОВР методом полуреакций.

2

2

2.

Химические источники тока. Электролиз.

Электродные потенциалы. Гальванические элементы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

2

1

Лабораторные работы

2


1.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

Практические занятия

2

1.

Методы составления окислительно-восстановительных реакций.

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, оформление лабораторной работы, составление ОВР и уравнений электролиза расплавов и водных растворов веществ.

4

Тема 1.7

Классификация веществ. Простые вещества.

Содержание учебного материала:

8

1.

Основные классы неорганических веществ. Металлы и неметаллы.

Простые и сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Соли. Положение металлов и неметаллов в ПСЭ и особенности строения их атомов. Общие свойства металлов.

2

1

2.

Неметаллы, их водородные соединения. Кислоты.

Атомное и молекулярное строение неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов и их водородных соединений. Аммиак.

2

2

Лабораторные работы:

2



1.

Получение аммиака, его свойства.

Практические занятия

2

1.

Взаимосвязь между классами веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, подготовка опорного конспекта по теме "Благородные газы. Галогены", составление схем-синтеза между классами веществ.

4

Тема 1.8

Химия элементов.

Содержание учебного материала:

14

1.

Водород. Элементы IA, IIA-групп.

Двойственное положение водорода в Периодической системе, его свойства, получение и применение. Роль водорода в природе. Щелочные и щелочноземельные металлы. Общая характеристика металлов IA и IIA-групп по положению в Периодической системе и на основании строения атомов. Физические, химические свойства, получение и применение натрия, калия, кальция. Важнейшие соединения кальция, их значение, применение.

2

1

2.

p-Элементы. Алюминий и его соединения.

Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов и строения атома. Получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение.

2

2

3.

Элементы VA-группы, IVA-группы.

Азот и фосфор, углерод и кремний. Общая характеристика элементов этих групп на основании положения в Периодической системе элементов и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора и углерода, их физические и химические свойства. Водородные и кислородные соединения азота и углерода, их свойства, значение и применение.

2

2

4.

d-элементы. Металлы IB-VIIIB-групп.

Особенности строения атомов d-элементов. Медь, цинк, хром, железо, марганец, как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение, значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов.

2

1

Лабораторные работы:

4


1.

Получение гидроксида алюминия и цинка и исследование их свойств.

2.

Получение гидроксидов железа (+2, +3) и исследование их свойств, и окислительных свойств хрома (+6).

Контрольная работа.

2

1.

Взаимосвязь между простыми веществами и их соединениями.

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, выполнение отчетов по лабораторным работам, подготовка опорного конспекта по теме "d-элементы. Марганец и его соединения", подготовка к контрольной работе, решение расчетных задач, составление уравнений схем-синтеза рядов железа, хрома, алюминия.

7

Всего:

90




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химических дисциплин и лаборатории общей и неорганической химии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству учащихся;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- вытяжной шкаф;

- методическая документация, плакаты и таблицы.

Оборудование лаборатории и рабочих мест в лаборатории:

- наличие рабочих мест;

- вытяжной шкаф;

- приборы, реактивы, лабораторная химическая посуда, аналитические весы;

- плакаты и таблицы, методическая документация;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст] : учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 13-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011.

3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии [Текст]: учеб. Пособие для студ. Проф. Учеб. Заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева М.М.- М., 2007

Дополнительные источники:

1. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст] : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Юрий Михайлович Ерохин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) [Текст]: учеб. Пособие для студентов средн. Проф. Завед. - М., 2004.

3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях [Текст]: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

Интернет- ресурс:


  1. «Основы неорганической химии» [Электронный ресурс] // химия. - Режим доступа: InternetUrok.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

- Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; использовать лабораторную посуду и оборудование;

- находить молекулярную формулу вещества;

- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.

Должен знать:

- гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);

- диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; классификацию химических реакций и закономерности их проведения;

- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

- основные понятия и законы химии; основы электрохимии;

- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;

- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

- типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);

- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;

- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.

Устный опрос, письменные работы;

Лабораторные работы;

Практические задания;

Расчетные задачи;

Индивидуальные домашние задания;

Внеаудиторная самостоятельная деятельность, составление опорных конспектов;

Письменное оформление методов анализа;

Использование поиска информации для решения поставленной проблемы;

Проверка инструктажа, правил по технике безопасности;

Контрольная работа.

Обработка результатов анализа;

Промежуточный и текущий контроль.



© 2010-2022