• Преподавателю
  • Химия
  • Программа по факультативному курсу «Решение расчетных задач по химии различными способами»

Программа по факультативному курсу «Решение расчетных задач по химии различными способами»

Актюбинская областьКобдинский район Кобдинская средняя школа Пояснительная записка Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актюбинская область

Кобдинский район

Кобдинская средняя школа





П Р О Г Р А М М А

факультативного курса

«Решение расчетных задач

по химии различными

способами»

10 класс




2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор школы: Председатель районной

_______________ экспертной комиссии:

Балгарина Г.К _________________

Тукушева Ж.К.



Автор: Смирнова Марина Алексеевна - учитель химии

Р Е Ц Е Н З И Я

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Пояснительная записка


Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа факультативного курса предназначена для учащихся 10 классов рассчитана на 34 часа. факультативный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
    ^ Цели курса:
    - конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
    - развитие навыков самостоятельной работы;
    - развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
    - развитие учебно-коммуникативных умений.

    Задачи:
    - совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

  • решение расчетных задач повышенной сложности;

  • формирование навыков исследовательской деятельности.
    Особенности курса:

  • использование знаний по математике, физике, биологии;

  • составление авторских задач и их решение;


  • использование местного материала для составления условий задач.



Знания, умения и навыки, формируемые факультативным курсом:

По итогам факультативного курса учащиеся должны знать:

  • химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;

  • признаки, условия и сущность химических реакций;

  • химическую номенклатуру.


По итогам факультативного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:

  • по формулам и уравнениям реакций;

  • определение компонентов смеси;

  • определение формул соединений;

  • растворимости веществ;

  • вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;

  • переход от одного способа выражения концентрации к другому.




Содержание программы


Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема 2. Задачи на газовые законы: Газовые законы. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов.Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 5. Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента»


Календарно-тематическое планирование

1

Расчёты по химическим уравнениям (если одно из веществ содержит примеси).

1

2

Расчёты по химическим уравнениям (на выход продукта реакции от теоретически возможного).

1

3

Расчёты по химическим уравнениям (если одно из веществ взято в избытке).

2

4

Решение комбинированных задач.

1

5

Расчёты по химическим формулам (вычисление массы сложного вещества по массе элемента).

1

6

Вычисления, связанные со смешением и разбавлением растворов. «Правило креста».

1

7

Переход одних форм выражения состава раствора к другим.

1

8

Решение комбинированных задач.

1

9

Задачи с производственным содержанием.

1

10

Решение задач производственного содержания с использованием стехиометрических схем.

1

11

Решение экспериментальных задач по распознаванию катионов металлов.

1

12

Выполнение тестовых заданий по теме «Металлы».

1

13

Расчёты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

1

14

Вывод химических формул неорганических веществ по массовой доли элемента в соединении.

1

15

Вычисления состава смесей.

1

16

Решение задач по теме «Электролиз».

2

17

Осуществление цепочек превращения неорганических веществ.

1

18

Вычисление массовой доли элемента в смеси.

1

19

Решение комбинированных задач.

1

20

Решение экспериментальных задач по разделению смесей.

2

21

Вычисление массовой доли питательного элемента в удобрениях.

1

22

Выполнение тестовых заданий по теме «Неметаллы».

1

23

Изомеры и гомологи органических веществ.

1

24

Вывод химических формул органических веществ по массовой доли элемента в соединении.

1

25

Вычисление состава газовых смесей.

1

26

Решение экспериментальных задач по распознаванию анионов.

1

27

Решение задач, предложенных на районной олимпиаде.

1

28

Решение задач, предложенных на областной олимпиаде.

1











Методические рекомендации

Занятия по данной программе состоят из практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.
Умение решать задачи - интегрированный показатель того, насколько учащийся владеет химическим материалом, физикой и математикой, и, несомненно, мыслительных способностей. Поэтому решение задач является не только одним из ведущих методов обучения, но и самым информативным способом контроля. Общепринято, что процесс усвоения знаний может быть условно разделен на четыре этапа:

  • понимание,

  • запоминание,

  • применение в "стандартных" условиях,

  • применение в новых, нестандартных условиях и различных сочетаниях.

На всех этих этапах для обучения и контроля могут использоваться различные типы задач. В настоящее время особенно востребованными являются умения решать задачи на самом сложном четвертом этапе - задачи химических олимпиад и вступительных экзаменов.
Все методы решения задач можно условно разделить на две группы: метод последовательных приближений и системный подход. Однако независимо от подхода в решении любой задачи выделяют четыре основных этапа. Самый главный этап - анализ условия задачи. Применительно к химической задаче учащийся должен понять химизм происходящих процессов и качественно представить их физический смысл. Часто решение задачи заканчивается уже при возникновении затруднений на этом этапе, так как учащимся не хватает простой суммы знаний (незнание химической номенклатуры, формул, определений, химических свойств веществ, закономерностей прохождения реакций и т. д Учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач одного типа они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач. Приобретенные знания они применяли при решении новых задач, так как начинали понимать, что во многих случаях при выполнении заданий по химии используются сходные приемы и одинаковые или похожие формулы, при расчетах выполняются одинаковые действия.

Во время реализации программы используются различные справочные таблицы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Ряд напряжений металлов
- Таблица растворимости
- Номенклатура неорганических и органических веществ
- Электронные эффекты и химические словари.






Литература для учителя

  1. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. М.:ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО « Издательство « Мир и Образование», 2003.- 640 с.

  2. Мильчев В. А., Ковалева З. С. Типовые расчетные задачи по химии. - М.: Аркти, 2002.

  3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: « Издательство Новая Волна», 2003.-278 с.

  4. Краткая химическая энциклопедия. Ред. кол. И. Л. Кнунянц (отв.ред.) и др.: В 5 т.-М., "Советская энциклопедия", 1961-1967. - Т. 1-5.

  5. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств - М: Просвещение, 1998.

  6. Холин Ю.В., Слета Л.А. 2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов. - Харьков: Фолио, 2003.

  7. Холин Ю.В., Слета Л.А. Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов. - Харьков: Фолио, 1998.

Литература для учащихся

  • Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: « Издательство Новая Волна», 2003.-278 с.

  • Хомченко Г. П. Химия для поступающих в вузы. Москва: Высшая школа, 1998.

  • Кузьменко Н. Е., Ереми


© 2010-2022