- Преподавателю
- Химия
- Статья на тему: Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов на уроках химии
Статья на тему: Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабанова И.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Шабанова Инна Александровна учитель химии
Муниципальное образовательное учреждение № 80
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Речь идет о формировании обучающихся современных ключевых компетенций общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
-
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
-
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
-
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности
На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания химии, которая востребует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, который осуществляется по-разному. Метод проектов не нов в дидактике, скоро можно будет отвечать его столетие. Но это теоретически. Что касается школьной практики, к сожалению, приходиться констатировать - не часто описываются проекты по химии в научно - методической литературе и еще реже реализуются учителями в школьной практике. На мой взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
Основными достоинствами этого метода являются:
проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала; наличие противоречий, плюралистичность подходов, решений, толкований задаёт обучению диалогичность;
потенциальная эписистемность знаний; проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного;
проект - надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое "по душе";
развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
создание ситуации успеха для каждого ученика.
Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:
совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании;
коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними; определение групп взаимодействия;
самостоятельная работы участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя (возможно приглашение другого лица);
презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта;
подведение итогов, саморефлексия.
С 2001 года я начала использовать систему проектной деятельности учащихся при обучении химии.
В практике своей работы я реализую проектную деятельность через:
урок как таковой или практическое занятие;
внеурочную деятельность (предметная деятельность);
научно-практичную деятельность учащихся (защита рефератов);
систему дополнительного образования (практический спецкурс по химии, факультатив, предметный кружок, элективные курсы);
За этот период мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, игровых.
Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемыми учащимися самостоятельно(в парах, группах, индивидуально с целью практического или теоретического решения значимой проблемы
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках.
Исследовательские проекты - имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.
Эти проекты создавались старшеклассниками во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практической конференции. Тематика этих проектов в профильных классах должна затрагивать содержание профильных предметов (для химико-биологических классов - это физика, химия, биология). Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной ими сфере исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов - различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.
Примеры творческих проектов:
"Новогоднее путешествие химических элементов" - коллективный проект на параллели 8-х классов. Организация работы над данным проектом осуществлялась с помощью учащихся 10Б класса. Форма представления результатов - написание сказки.
"Периодическая система химических элементов "-коллективный проект, где в роли консультантов выступили ученики 11Б класса. Форма представления результатов - авторская "периодическая таблица".
"Любой яд есть лекарство, и любое лекарство есть яд - все зависит лишь от дозы". Эти слова Парацельса стали названием для коллективного проекта на параллели 10-х классов, который проводится в течении трех последних лет. Форма представления результатов - сочинения.
Игровые проекты - предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить начало работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода
работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами
-
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
-
увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
-
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, "пригодятся в жизни");
-
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
-
у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения
-
(проблематизация,целеполагание,планирование),
-
поисковые (исследовательские) умения,
-
коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения;
-
учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных, зональных, областных олимпиадах; участвуют в областных фестивалях учебных проектов.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.