• Преподавателю
  • Химия
  • Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органических соединения. Предмет органической химии» Цель урока: сформировать представление о составе и строении органических соединений; рассмотреть отличия и особенности органических соединений; актуализировать понятие о структурных формулах; изучить понятия «гомология» и «гомологи», «изомерия» и «изомеры»; определить причины многообразия органических соединений Методы и методические приемы:1. Дискуссия.2. Сам...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органических соединения. Предмет органической химии»


Класс: 9

Продолжительность: 2 урока (80 мин.)

Цель урока:

  • сформировать представление о составе и строении органических соединений;

  • рассмотреть отличия и особенности органических соединений;

  • актуализировать понятие о структурных формулах;

  • изучить понятия «гомология» и «гомологи», «изомерия» и «изомеры»;

  • определить причины многообразия органических соединений

Задачи урока:

Обучающие:

  • научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда алканов;

  • познакомить учащихся с изомерией углеродного скелета;

  • научить учащихся составлять формулы изомеров и гомологов алканов;

  • познакомить учащихся с теорией химического строения органических веществ А.М. Бутлерова;

Развивающие:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию;

  • развивать творческую активность учащихся;

  • развитие умения логически мыслить, выделять главное;

  • создание мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование коммуникативной компетентности.

Воспитывающие:

  • продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;

  • продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учебная технология: адаптивная система обучения.

Планируемые результаты обучения:

  • знать особенности органических веществ,

  • различать понятия «гомолог», «изомер»;

  • иметь представления о теории химического строения органических веществ;

  • уметь составлять формулы гомологов и изомеров;

  • уметь выполнять задания на понимание и применение полученных знаний.

Методы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Прослушивание лекционного материала и выбор из него опорных слов и знаков.

  2. Практическая работа с учебными текстами, компьютерными презентациями.

Учебно-методическое сопровождение урока:

  1. Конспект урока

  2. Комплект учебников О.А. Габриелян «Химия, 9 класс»

  3. Раздаточный материал «Особенности органических соединений», «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова», таблицей «Органика в твоих руках».

  4. Компьютерная презентация 1 - «Предмет органической химии»

  5. Компьютерная презентация 2 - «Основные положения теории Бутлерова»

  6. Раздаточный материал «Алгоритм 1.Составление названия органических веществ», «Алгоритм 2. Составление полных и кратких структурных формул углеводородов», «Алгоритм 3. Составление формул гомологов», «Алгоритм 4. Составление формул изомеров».

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран, раздаточный дидактический материал по химии.

Методы и методические приемы:

1. Дискуссия.

2. Самостоятельная работа с текстом.

3. Проблемная ситуация.

5. Взаимопроверка в парах.

6.Самостоятельное составление формул изомеров гексана, составление названий изомеров.

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С. "Химия".9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2010.

  2. О.С. Габриелян "Химия", 9 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002.

  3. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 9 классе.

  4. Материалы Интернета.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся - везде перед очами нашими успехи её применения...»

М. В. Ломоносов.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Проверяю наличие учебных принадлежностей к уроку.

II. Мотивационный момент (2 мин.)

Мы закончили очередную тему из химии элементов. Прежде чем определиться с названием новой темы, вспомним те химические понятия, которые нам помогут в изучении нового материала.

  • Что изучает химия?

III. Актуализация знаний (3 мин.)

Ребята, напишите в центре страницы слова «химические вещества». Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Напишите примеры химических веществ в тетради, разместив их вокруг слов «химические вещества».

/оформляю ответы учащихся на доске в виде схемы, поочередно спрашивая всех и следя, чтобы названия веществ не повторялись/

В течении, почти, двух лет мы с вами изучали один из разделов химии под названием «неорганическая химия».

  • Посмотрите на схему и перечислите вещества, которые относятся к неорганической химии.


  • Какие вещества мы с вами еще не изучали? Назовите их.

Эти вещества относятся к органическим, и изучают их в разделе органической химии.

Окружающий нас мир построен главным образом из органических соединений; пища, топливо. одежда, лекарства, краски, моющие средства, взрывчатые вещества, материалы, без которых невозможно создание транспорта, книгопечатания, проникно-вение в космос и прочее, - все это состоит из органических соединений. Список органических веществ в настоящее время насчитывает около 27 млн наименований, причем каждый год он пополняется на 200-300 тыс. новых соединений. При этом общее число неорганических веществ около 700 000.

Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чем их особенность? Что общего в составе этих веществ? Почему данные вещества называются органическими? Ответы на эти вопросы мы попробуем получить сегодня на уроке.

  • Сформулируйте тему урока.

  • Чему мы должны научиться, какова цель нашего урока?

IV. Изучение нового материала

Ребята, чтобы ответить на вопрос, что такое органические вещества и органическая химия, вам необходимо поработать с учебником. Прочитайте первые пять абзацев § 32 учебника, с. 193. Составьте определения. Запишите их в тетрадь.


Вопросы учащимся для обсуждения:

  • Как произошел термин «органические вещества»?



  • Как называется раздел химии, изучающий органические вещества?

Слайд 3. Формулы органических веществ.

Ребята, обратите внимание на формулы веществ. Все это органические вещества. Сравните их.

Что общего у всех органических веществ?


Дайте определение предмету органическая химия.


  • Какие еще элементы находятся в составе органических веществ?

О, S, N, Р, галогены - эти элементы, применительно к органической химии, называют органогены.

Слайд 5.

  • Определите вид химической связи в органических веществах, исходя из их состава.

В строении органических веществ есть особенности. Чтобы их выявить рассмотрим строение атома углерода.


По отношению к органическим веществам используется понятие валентность, а не степень окисления.

  • Что такое валентность?

Ребята, прочитайте раздаточный материал «Особенности органических соединений».

Запишите признаки (особенности) органических веществ.

Слайд 6.




Посмотрите на Периодическую систему. Сейчас открыто более 110 химических элементов, и все они входят в состав неорганических веществ. Однако на сегодня известно менее миллиона неорганических соединений. В состав же природных органических веществ входят немногие элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, некоторые металлы. В последнее время синтезируют элементорганические вещества, расширяя этим спектр элементов, входящих в состав органических веществ.

  • В чём же причины такого многообразия органических веществ?

Запишите причины многообразия органических соединений.


Учитель объясняет номенклатуру ИЮПАК, алканы, гомологи. Слайды 8-11.

Работа с таблицей «Органика в твоих руках» позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.

Задание: Составить формулы двух гомологов для

вещества, имеющего строение и назовите их:

СН3 - СН - СН2 - СН3 Вариант 1

‌‌‌‌|

СН3

СН3 - СН2 - СН - СН2 - СН2 - СН3 Вариант 2

|

СН3

Проверка


В 1861 году А. М. Бутлеров сформулировал основные положения теории химического строения органических соединений.

Ребята, изучите раздаточный материал «Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова».

Запишите основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

  1. Атомы в молекулах соединяются в строго определенном порядке в соответствии с валентностью элементов.

  2. Свойства веществ зависят не только от их количественного и качественного состава, но и от того, в каком порядке соединены атомы в молекулах, т.е. от химического строения.

  3. Атомы в молекулах взаимно влияют друг на друга.

  4. Свойства веществ определяются их строением, и, наоборот, зная строение, можно прогнозировать свойства.

  5. Химическое строение веществ может быть установлено химическими методами.

Просмотр презентации «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова»

Задание:

1. Составьте структурные формулы изомеров для вещества С6Н14 .

2. Дайте им названия по систематической номенклатуре, пользуясь справочными материалами.

Во время самостоятельной работы учитель работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).

Проверка


V. Закрепление

Ребята, сегодня мы пытались найти ответы на многие вопросы, которые касаются органических соединений и органической химии. Подведем итог.

  • Что же изучает органическая химия?

  • Какие химические вещества называются органическими.

  • В чем состоит особенность органических соединений?

  • Какова валентность углерода в органических соединениях?

  • Какова его степень окисления?

  • Какое химическое свойство является общим для органических соединений?

Задание «Алгоритм составления названия органических веществ».

Составьте структурные формулы органических веществ. Определите валентность и степени окисления элементов.

И последнее:

- А каково же значение органических веществ?


Для того, чтобы оценить роль органической химии в нашей жизни, представьте, что станет с нашей жизнью, если из нее исчезнут изделия из дерева, пластмассы, ткани, встанет транспорт из-за отсутствия топлива, исчезнут лекарства, одежда, пища, ну, и мы с вами тоже, поскольку состоим из органических соединений.

  • Только ли положительное значение имеют органические вещества в жизни общества?

VI. Домашнее задание (1 мин)

  • § 32 ,

  • На «3» №1

  • На «4» №1, №6

  • На «5» №1, №6, Составить формулы изомеров С7Н16. Назвать все изомеры по систематической номенклатуре.

VII. Рефлексия (2 мин)

Я довольна вашей работой на уроке, вы умеете мыслить, рассуждать, доказывать свои предположения, делать выводы.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Что в материале показалось трудным?

С чем справились легко?

Полезен ли материал сегодняшнего урока?

VIII. Итог урока (2 мин)

Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке.


Приветствие.


Привлечение внимания

Фронтально отвечают.

Химические вещества и их превращения

Оформляют ответы в тетради



Фронтально высказывают ответы. Например: сера, кислород, карбонат натрия, вода, оксид магния, аммиак

Например: ацетилен, жиры, белки, , уксусная кислота, крахмал, метан.






Формулируют тему урока.

Ставят цель урока.

Работают с текстом учебника с. 193,

внимательно читают текст, после каждой смысловой части останавливаются, совместно обсуждают проблемные вопросы темы, ведут записи в тетради.

После прочтения первого фрагмента отвечают на вопросы учителя.


Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

Раздел химии, который изучает органические вещества, называют органической химией.

Фронтально отвечают

В состав всех органических

веществ входит химический элемент углерод. Помимо углерода в состав входит элемент водород.

Органическая химия - это химия соединений углерода.

Могут еще входить О, S, N и другие элементы.

Анализируют формулы органических веществ на слайде.

В органических веществах ковалентная полярная связь.

Индивидуальная работа у доски. Рассматривают электронную конфигурацию атома углерода, графическое изображение валентных электронов, переход атома в возбужденное состояние, наличие у атома углерода 4-х неспаренных электронов.

Валентность - способность атомов образовывать определенное количество ковалентных связей.

Работа в тетради.

Записывают признаки органических веществ:

1) валентность углерода в органических соединениях всегда равна IV;

2) связь в молекулах органических веществ ковалентная; молекулярная кристаллическая решётка.

3) горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов;

4) атомы углерода соединяются между собой в углеродные цепочки.




Записывают в тетрадь

Слайд 7.

Записывают причины многообразия органических соединений:

1. Соединение атомов углерода в цепи разной длины и кольца.

2. Образование атомами углерода простых, двойных и тройных связей с другими атомами и между собой.

Осмысливают, обобщают полученную информацию


Слайд 12 Самостоятельная работа с использованием алгоритмов

«Составление названия органических веществ», «Составление полных и кратких структурных формул углеводородов», «Составление формул гомологов».

Слайды 13-14 Взаимопроверка, осуществляемая в парах. Учащиеся оценивают работы друг друга по пятибалльной системе.



Работа в тетрадях.

Записывают основные положения

теории химического строения органических соединений.





Самостоятельная работа с использованием алгоритмов «Составление названия органических веществ»,

«Составление формул изомеров».


Самопроверка. Учащиеся оценивают свою работу по пятибалльной системе.

Отвечают фронтально.





Это продукты питания, одежда, обувь, синтетические материалы, полимеры, энергоносители, лекарственные препараты, синтетические моющие средства, различные краски, лаки, красители, зубная паста, шампуни и т.д.


Предполагают отрицательное влияние некоторых органических веществ на окружающую среду.


Записывают домашнее задание.



Анализируют свою деятельность на уроке

Интернет-ресурсы

1. xumuk.ru/

2. chem.msu.su/rus/elibrary/

3. hemi.nsu.ru/

4. ppt.3dn.ru/index/0-15

5. yakovleva.ucoz.ru/load/23

6. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com ХИМОЗА

7. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1366/

8. e-reading.club/bookreader.php/88413/Titarenko_-_Shpargalka_po_organicheskoii_himii.html

9.zvonoknaurok.ru/load/metodicheskaja_kopilka/khimija/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_na_urokakh_khimii_faktor_povyshenija_motivacii_obuchenija/95-1-0-2393

10. him.1september.ru/article.php?ID=200601803

ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздаточный материал (по 1 комплекту на парту)

Особенности органических соединений

В отличие от неорганических веществ органические вещества имеют ряд характерных особенностей:

1) атомы углерода способны соединяться друг с другом;

2) образуют цепи и кольца, что не так типично для неорганических соединений. Это одна из причин многообразия органических соединений;

3) одной из важных особенностей органических соединений, которая накладывает отпечаток на все их химические свойства, является характер связей между атомами в их молекулах.

Эти связи имеют ярко выраженный ковалентный характер. Органические вещества в большинстве неэлектролиты, не диссоциируют в растворах на ионы и сравнительно медленно взаимодействуют друг с другом.

Время, необходимое для завершения реакций между органическими веществами, измеряется часами, а иногда и днями.

Если ионные (неорганические) соединения легко диссоциируют в воде на ионы и реакции между ними протекают весьма быстро, то органические вещества, содержащие простые (одинарные) С - С и С - Н связи, взаимодействуют между собой с большим трудом.

При нагревании в пределах 400-600 °C органические соединения полностью разлагаются и обугливаются, а в присутствии кислорода сгорают. Это объясняется сравнительно небольшой прочностью связи между атомами углерода (355,6 кДж/моль);

4) важной особенностью органических соединений является и то, что среди них широко распространено явление изомерии;

5) имеется множество соединений углерода, которые обладают одинаковым качественным и количественным составом и одинаковой молекулярной массой, но совершенно различными физическими и даже химическими свойствами;

6) многие органические соединения являются непосредственными носителями, участниками или продуктами процессов, которые протекают в живых организмах, - ферменты, гормоны, витамины.

Особенности атома углерода объясняются его строением:

1) он имеет четыре валентных электрона;

2) атомы углерода образуют с другими атомами, а также друг с другом общие электронные пары. При этом на внешнем уровне каждого атома углерода будет восемь электронов (октет), четыре из которых одновременно принадлежат другим атомам.

В органической химии обычно пользуются структурными формулами, поскольку атомы имеют пространственное расположение в молекуле.

Структурные формулы - это язык органической химии.

В структурных формулах ковалентная связь обозначается черточкой. Как и в структурных формулах неорганических веществ, каждая черточка означает общую электронную пару, связывающую атомы в молекуле. Используются также эмпирические и электронные формулы.

e-reading.club/bookreader.php/88413/Titarenko_-_Shpargalka_po_organicheskoii_himii.html

Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова

Основные положения теории химического строения органических соединений были сформулированы профессором Казанского университета А. М. Бутлеровым в 1861 г.

  1. Атомы в молекулах соединяются в строго определенном порядке в соответствии с валентностью элементов.

  2. Свойства веществ зависят не только от их количественного и качественного состава, но и от того, в каком порядке соединены атомы в молекулах, т.е. от химического строения.

  3. Атомы в молекулах взаимно влияют друг на друга.

  4. Свойства веществ определяются их строением, и, наоборот, зная строение, можно прогнозировать свойства.

  5. Химическое строение веществ может быть установлено химическими методами.

Теория химического строения А.М. Бутлерова претерпела эволюцию, важнейшие направления которой:

  1. Появление электронных теорий в органической химии, позволявших сформулировать зависимость химического поведения органических веществ от электронного строения.

  2. Стереохимические представления, определившие связь химических свойств веществ с пространственным строением.

Особенности органических соединений, их многообразие определяются, прежде всего, электронным строением атома углерода, который в органических соединениях проявляет валентность равную четырем. Поэтому связь между атомами может осуществляться одной, двумя и тремя электронными парами, т.е. быть одинарной (σ - связь), двойной (1σ - связь и 1π - связь), тройной (1σ - связь и 2 π - связи). Исключительное свойство углерода - способность образовывать цепи атомов различной длины и циклические структуры.

Из второго положения теории строения вытекает наличие у органических веществ гомологии и изомерии. Гомологическим рядом называют совокупность органических соединений, обладающих сходным строением и свойствами и отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2-. Представителей одного гомологического ряда называют гомологами.

  • Изомеры - вещества, которые имеют одинаковый количественный и качественный состав, но различаются строением молекул, а, следовательно, и свойствами.

Алгоритм 1. Составление названия органических веществ.

1.Выбрать самую длинную углеродную цепь. Она определит название.

2.Пронумеровать атомы углерода в этой цепи с того края, к которому ближе разветвление. Если радикалов несколько и они равноудалены от концов главной цепи, то нумеруют с того края, к которому ближе радикал, имеющий более простое строение.

3.Обведите радикалы. Цифрой укажите, при каком атоме углерода находится радикал. Назовите их, начиная с простейшего. Если один и тот же радикал встречается несколько раз, используйте приставку ди-, три-, тетра- соответственно.

1 2 3 4 5 6

CH3-CH-CH2-CH-CH2-CH3

| |

CH3 CH3

2,4 - диметилгексан

Алгоритм 2. Составление полных и кратких структурных формул углеводородов

Задание. Составить полную и краткую структурные формулы пропана С3Н8.

Решение

1. Записать в строчку 3 атома углерода, соединить их связями:

С-С-С.

2. Добавить черточки (связи) так, чтобы от каждого атома углерода отходило 4 связи:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

3. Напротив каждой свободной связи расставить атомы водорода:

4. Записать краткую структурную формулу:

СН3-СН2-СН3

Алгоритм 3. Составление формул гомологов

Задание. Составить формулы двух гомологов для вещества, имеющего строение:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

Решение

1. Составляя формулы гомологов, увеличиваем или уменьшаем число групп СН2 в основной цепи, сохраняя строение (разветвление).

Приведены два низших гомолога:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

Алгоритм 4. Составление формул изомеров

Задание. Составить формулы изомеров пентана С5Н12.

Решение

1. Записать углеродные скелеты изомеров, уменьшая число атомов углерода в основной цепи, таким образом разветвляя углеродную цепь:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

2. Расставить атомы водорода и представить структурные формулы в сокращенном виде:

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

Применение технологии адаптивного обучения на уроках химии на примере изучения темы «Органические соединения. Предмет органической химии»

8


© 2010-2022