Статья на тему Интеграционные процессы в обучении

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБУЧЕНИИ

Головач О.В., преподаватель химии

Замечено, что не только учащиеся с низкой мотивацией, но и способные к успешному обучению дети совершенно не соотносят информацию о внешнем мире, полученную на одном уроке с информацией о том же предмете, которую им сообщают на других уроках. Ставя в процессе обучения в качестве основной задачи развитие личности, мы сталкиваемся с такими проблемами как:

  • многопредметность и в тоже время разобщенность учебных предметов;

  • недостаточная ориентация в содержании смежных дисциплин;

  • оторванность от жизни и отсутствие целостного восприятия картины мира;

  • неумение переносить знания от содержания одного предмета к другому;

  • перегрузка учащихся;

  • отсутствие мотивации к изучению предмета.

Предметная разобщенность становиться одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному ее восприятию. Учащиеся часто не связывают воедино разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Из этого можно сделать вывод, что большинство учащихся в процессе обучения, не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу, классификации и систематизации получаемой извне информации.

Причин этого явления множество - это и перегруженность ребенка, и возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий, а так же неподготовленность ребенка к чтению серьезных текстов ( учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далеком от ежедневной речевой практики учащегося) и т.д.

Поэтому в процессе обучения педагог должен акцентировать свое внимание на реализацию следующих задач:

  • создать условия для усвоения учащимися всей совокупности фактов и явлений в их развитии, овладения общей картиной мира;

  • содействовать интеграции содержания изучаемых предметов;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения;

  • повысить практическую направленность обучения.

Перечень можно было бы продолжать, поэтому и родилась идея интеграции. Содержание, которой заключается в объединении в целое разрозненных частей изучаемого материала, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной научной области. Она является возможным путем совершенствования предметной системы, преодоления ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязи между предметами.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Интеграция сегодня - это важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно связанной с принципом дифференциации. Объединение предметов может осуществляться на трех уровнях:

- межпредметные связи - этот уровень предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т.е. принцип «вторжения в другую область», что необходимо отражать в календарно-тематическом планировании;

- интегрированные уроки - этот уровень предполагает использование на уроках по разным предметам общих принципов, составляющих методологическую основу современного естествознания;

- интегрированные учебные курсы - этот уровень предусматривает рассмотрение комплекса проблем и явлений, которые по своей сути требуют знаний из разных дисциплин.

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни современного общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение разнообразными формами познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей профессиональной, научной и общественной жизни выпускников . С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность учащегося играют роль стартового побуждающего фактора. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность учащегося, а также элементы репродукции и самостоятельного поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности.

Далее следует отметить, что на основе межредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию обучения.

Интегрированные уроки развивают интеллектуальный потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные учебные занятия они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Формат проведения интегрированных уроков нестандартен, увлекателен и разнообразен. Использование различных видов работы, приемов и методов подачи материала поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о эффективности таких уроков. Они снижаю утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

Актуальность интеграции в обучении прослеживается в содержании новых учебных планов, в подходах к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном и компетентностном подходе. В учебных планах увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических предметов, в том числе географии, химии, биологии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики и требуют иных подходов в организации учебного процесса. Разрабатываются программы новых дисциплин, так например курс «Естествознания», который объединил в себе основы таких дисциплин, как химия, физика, биология. Разрабатываются альтернативные программы обучения по физике, математике, астрономии, информатике, биологии, географии, при внедрении которых интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. В ближайшей перспективе этап интегрированного обучения будет являться главной целью формирования научного стиля мышления и познания учащихся.

Таким образом, введение интеграции во всех ее видах способствует развитию научного стиля мышления учащихся; даёт им возможность широкого применения естественнонаучного метода познания; формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; повышает качество знаний учащихся и развивает интерес к предметам естественно-математического цикла и спецдисциплин, а так же формирует обобщённые умения и навыки, и убеждение учащихся, и приобщает учащихся к научно-исследовательской деятельности. Значение интегративных процессов в НПО и СПО представляется даже более существенным, если иметь в виду, что именно там происходит формирование первооснов научных представлений видения картины мира, так как формирование понимания гармонии мира является сверхзадачей процесса обучения.

© 2010-2022