• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад Совершенствование форм и методов формирования знаний у учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ

Доклад Совершенствование форм и методов формирования знаний у учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей
химии и биологии
Ромодановского района РМ







Доклад



«Совершенствование форм и методов формирования знаний у учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ»







Подготовила: С. В. Хапугина,

учитель химии МБОУ Липкинская СОШ»











2015 г

Анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет свидетельствует об общем повышении качества общеобразовательной подготовки выпускников, принимавших в нем участие. Например, можно констатировать, что ежегодно абсолютное большинство экзаменующихся показывали успешность усвоения (на базовом уровне) следующих элементов содержания курса: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; современные представления о строении атомов; характеристика свойств простых веществ - металлов; общая характеристика металлов IA - IIIA групп и неметаллов IVA - VIIA групп в связи с их положением в периодической системе и особенностями строения их атомов; электроотрицательность химических элементов; степень окисления; заряды ионов; классификация неорганических и органических веществ; характерные химические свойства веществ различных классов неорганических соединений; классификация химических реакций; реакции ионного обмена; реакции окислительно-восстановительные и др.

Вместе с тем результаты экзамена указывают и на то, что по-прежнему сохраняется определенное число элементов содержания, по которым не наблюдается заметного улучшения результатов.

Среди этих элементов присутствуют такие общие понятия, как «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «общие научные принципы химического производства». В числе недостаточно усвоенных элементов содержания можно также назвать «качественные реакции неорганических и органических веществ»; «характерные химические свойства представителей отдельных классов веществ» - неорганических и органических.

Обращает на себя внимание и тот факт, что экзаменуемые зачастую не различают отдельные понятия, переносят признаки одного понятия на другое; затрудняются в использовании теоретического материала для объяснения конкретных фактов и явлений; испытывают особые затруднения в тех случаях, когда необходимо применить знания в новой ситуации; слабо владеют химическим языком.

На основе полученных за годы проведения ЕГЭ результатов можно составить общее представление о том, как учащиеся усваивают материал курса химии, и высказать некоторые предложения по совершенствованию методики преподавания предмета.

Так, подтверждается необходимость усиления внимания к организации работы по подготовке к экзамену, которая в процессе повторения, систематизации и обобщения учебного материала должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности - взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.

Систематизация теоретических знаний поможет достаточно эффективно организовать повторение материала об отдельных химических элементах и их соединениях. Этот учебный материал проверяется в экзаменационной работе заданиями различного типа. Успешному выполнению их будет способствовать не столько использование подобных заданий в процессе тренировочных занятий при подготовке к экзамену, сколько применение определенного алгоритма в ходе систематизации и обобщения знаний об элементе, веществе и классе веществ.

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную деятельность ребёнка. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов ЕГЭ.

С чего начать и как спланировать подготовку школьника к ЕГЭ по химии?

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого должна осуществляться на первом занятии, для каждого учащегося желательно составить индивидуальный учебный план, мини-программы для повторения. Потому что и по времени, которое остается на повторение, и по пробелам в подготовке, все ученики будут отличаться. У каждого ученика свои слабые места, поэтому и акценты будут расставлены по-разному. Даже повторение с одними учениками я начинаю с общей химии, с другими - с органической. Но в каждом разделе химии я выделяю блоки, сгруппировав темы. Например, строение атома, периодический закон, химическая связь, типы кристаллических решеток мы повторяем на одном занятии. А такой теме как «Свойства простых веществ и образованных ими соединений» приходится уделять большее количество часов, так как это целый блок понятий, закономерностей и свойств веществ и их соединений.

Нужно не зубрить химию, а учиться ее понимать. В химии надо увидеть закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само собой. Если ученик знает законы химии, он сможет предсказать и описать свойства незнакомых ему веществ.

К имеющимся у всех учеников конспектам, где изложены основные положения теории химии, следует добавить тематические тесты.

Подготовка к ЕГЭ осуществляется мною по индивидуальным образовательным траекториям учащихся.

1. Химический элемент.

2. Вещество.

3. Химическая реакция.

4. Познание и применения веществ и химических реакций.

Исходя из строгой структуры содержания образовательных траекторий, становится возможной подготовка по пяти основным подходам:

- подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирование занятий за 1-2 года до экзамена);

- подготовка по вопросам ЕГЭ для учащихся со средним уровнем подготовки (30-60%) и планирование занятий менее чем за год до экзамена.

- подготовка к частям для учащихся с низким уровнем подготовки и большими пробелами в знаниях;

- подготовка для тех, кто отлично справился с подготовкой к частям A, В;

- комбинированная подготовка к ЕГЭ

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, т.е. начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

- основные классы неорганических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

- реакции в растворах электролитов, гидролиз;

- химическая кинетика и химическое равновесие.

Отмечу, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабые знания по разделу «Органическая химия», что вполне может быть связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, т.е. часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а углубляются знания в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоюсь этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений». «Цепочки превращений» хороши, на мой взгляд, тем, что с их помощью в короткие сроки можно изучить довольно большое число химических реакций. И не только изучить, но и закрепить полученные знания.

Опыт работы позволяет мне выделить основные проблемы у учащихся при подготовке к ЕГЭ:

1. Количество часов по программе базового уровня недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ.

2. Трудности при проведении практической части (реактивы, оборудование не все имеются в достаточном количестве).

3.Учащиеся, выбравшие химию для сдачи в форме ЕГЭ, имеют разный уровень подготовки.

4.Технические ошибки при заполнении КИМов.

5. Нерациональное распределение времени при выполнении заданий.

6. Слабые или недостаточные знания по математике и физике.

Все эти проблемы, конечно, звучат по многим предметам.

Очень многие преподаватели - коллеги, родители и сами учащиеся почему-то считают, что подготовка к ЕГЭ - это натаскивание на тесты. Вот это - самая большая ошибка. Мы, конечно, должны отрабатывать навык решения тестовых заданий, но выполнение тестовой части не возможно без прочных знаний теоретической части предмета. Натаскивание на тесты - это просто тренировка интуиции, вопросы на ЕГЭ все равно будут звучать по- другому. Те дети, у которых хорошие знания предмета, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ.

Кроме того, допустим, каким-то чудом ученик, натасканный на решение тестовых заданий, написал ЕГЭ, баллов хватило, он поступил в вуз. А учиться он как будет? Ведь это же не просто прихоть приемной комиссии - предметы, которые нужно сдавать. Это те знания, которые будут нужны для освоения вузовской программы. Поступить, а через год вылететь - не самая лучшая перспектива, верно? Вот поэтому и важна теоретическая база.

На самом деле, нет ничего сверхъестественного в том, как готовить к ЕГЭ. Не надо этого бояться. Я считаю, что если учитель хорошо знает, объясняет и любит свой предмет, умеет его преподнести, то обязательно сможет подготовить и к ЕГЭ по своему предмету. Ибо на самом деле нет волшебной методики подготовки к ЕГЭ.

С чего начать?

На первом же занятии я не только обязательно знакомлю со структурой КИМов, с правилами распределения времени при выполнении экзаменационных заданий, но и провожу входную диагностическую работу, которая даёт возможность проанализировать уровень готовности учащегося к итоговой аттестации. В дальнейшем такие работы проводятся регулярно после прохождения различных тем или блоков, что даёт возможность выпускнику получить информацию, необходимую для принятия продуктивных решений. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность включает механизмы саморазвития, предоставляет возможность стратегического прогнозирования конечного результата. Ученик сам видит, как изменяется уровень его подготовки.

Также на первом занятие я раздаю каждому ученику памятки «Добрые советы юному химику при подготовке к ЕГЭ»

Приведу их в пример.

Совет 1. Освойте химический язык.

Фосфат, нитрат, вольфрамат. Что у них общего?

Чем сульфат отличается от сульфида? А перманганат - от манганата?

Правила составления формул и названий в химии - универсальны.

Каждый суффикс или префикс соответствует определенной формуле.

Зная этот язык, вы по названию определите класс вещества и сможете описать его свойства.

Совет 2. Три главные таблицы - ваши официальные шпаргалки на экзамене.

На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.

Моя задача научить находить ответы в этих таблицах. Анализировать их.

Например, на каждом занятии при работе с таблицами, совершенствовать навыки, отрабатывать теоретические знания на практике, на таблицах делать пометки, схемы подсказки, которые в дальнейшем будут отработаны до автоматизма. Работая с ними, учащийся должен уметь ответить на любой вопрос, используя свои теоретические знания, если ему покорятся «Три Великие Шпаргалки!»

Давайте попробуем поэкспериментировать вместе.

Для примера возьмем таблицу Менделеева Д.И. и постараемся вместе ответить на такие вопросы:

- По какому принципу она построена?

- Что взял за основу Д. И. Менделеев при составлении периодической системы?

- Как атом распределяет электроны по энергетическим уровням, подуровням?

Работа с таблицами.

- для начало представим таблицу в виде многоэтажного дома, в котором семь этажей (задумаемся, почему семь?);

- рассмотрим принцип расселения жителей (электронов) по этажам (уровням).

- попробуем написать адрес каждого жителя нашего дома. Получается формула распределения электронов по энергетическим уровням?

А теперь, когда учащийся спокойно, запомнив правило распределения электронов, может показать это на любом химическом элементе. Я уделяю внимание химической терминологии и химическим понятиям на более углубленном уровне, что поможет учащимся ответить на многие вопросы части А в ЕГЭ.


Совет 3. Подтяните математику.

Если у вас не получаются задачи по химии - возможно, проблема с математикой?

Задачи на проценты, сплавы, растворы отработайте до совершенства.

Я считаю, что если ученик не может выразить неизвестную величину из формулы или с трудом решает уравнения - значит, я должна отправить его к математику.

Совет 4. Ничего не принимайте на веру. Задавайте вопросы.

Если учащийся не понимает, - нет смысла зубрить или просто конспектировать материал. Необходимо задавать вопросы себе и другим. Настойчиво, не стесняясь, добиваться полной ясности. Это путь к успеху.

Искать ответы в книгах, у преподавателя, на химических сайтах в интернете.

Если ученик вежливо меня слушает и не задаёт вопросов - значит, занятие проходит впустую. При подготовке к ЕГЭ по химии у учащихся есть возможность задать вопрос и получить ответ в любой момент и неважно урок это или элективный курс.

Они должны понимать, что я для них прежде всего помощник и друг, который вместе с ними найдет верный путь. Ведь мы являемся тем мостиком, который проложит его дорожку от теории к практике, а далее к успеху.

Совет 5. Считаю одним из важнейших. Уделяй повторению теоретического материала каждый день 20-30 минут.

Помни! Не зубрить, а именно читать, осмысленно анализировать. Чередуй чтение с выполнением тестовых, демонстрационных вариантов. Выбирай для этого время, когда тебе ничто не мешает сосредоточиться.

Вот здесь я уделяю много внимания прочитанному теоретическому материалу:

1 Обсуждение прочитанного текста.

  • Ответы на вопросы учителя;

  • Составление вопросов к тексту учениками и ответы на них;

  • Анализ текста, рисунков;

  • Выделение главного, существенного;

  • Смысловое свертывание фактов, мыслей, информации;

  • Систематизация, сопоставление, интерпретирование информации;

  • Дискуссия по заранее заданным позициям: составить вопросы к тексту, верные и неверные фразы, тезисы, выделить понятия, сформулировать выводы, оппонировать и т.д.

2. Обсуждение информации (первичное закрепление).

  • Работа в рабочей тетради на печатной основе, или по позиционным заданиям (вторичное закрепление);

  • Тестирование при работе с текстом учебника (после изучения главы);

  • Подведение итогов: формулирование выводов;

3. Положительные аспекты такой работы формируют:

  • читательские компетенции;

  • умение работать с текстом: анализ его и работа с ним по усвоению новых знаний;

  • умение сопоставлять, анализировать, обобщать; выделять главное, интерпретировать информацию;

  • смысловое чтение, свертывание фактов, мыслей, установление причинно-следственных связей;

  • совершенствование навыков поиска информации;

  • умение передавать информацию устно и письменно;

  • умение строить умозаключения, принимать решения.

Обращаю ваше внимание на ещё один из важных моментов при подготовке к ЕГЭ по химии. Очень результативным оказывается использование экспериментальных задач, при решении которых происходит самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана работы, анализ эксперимента, подведение итогов.

Ведь не секрет, что открытие, которое ученик делает сам, гораздо лучше запомнятся им, а это приведет к повышению положительного эмоционального настроя и уверенности в своих силах.

В заключение хотелось бы отметить, что самое главное при подготовке к ЕГЭ, чтобы дети заранее осознали, что это обыкновенная процедура, почувствовали уверенность в своих силах и по достоинству оценили свой уровень знаний. И мы с вами, коллеги, никогда не должны забывать о психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. И настраивать своих учеников на положительный результат, развеивать их страхи, учить сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса. Ведь жизнь не заканчивается экзаменом. И будущее в их собственных руках.

А моя задача как учителя встать на твердый путь знаний. И не забывать, что главный инструмент - это коллеги мы с вами.


© 2010-2022