Разработка урока по теме Окислительно-восстановительные реакции

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о том, как различные факторы влияют на процессы окислительно-восстановительных реакций

Тип урока: Урок закрепления нового материала.

Вид урока: семинар-практикум.

Вид деятельности учащихся: создание монопредметного мини-проекта и его защита.

Ход урока

I Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа по материалу прошлого урока.

Вопросы к беседе:

  1. Какие реакции называют окислительно - восстановительными?

  2. Что такое окисление?

  3. Какой процесс называют восстановлением?

  4. Как называются частицы отдающие электроны?

  5. Как называются частицы принимающие электроны?

  6. Как изменяется степень окисления элемента при процессе восстановления?

  7. Как изменяется степень окисления элемента при процессе окисления?

  8. Как классифицируют окислительно - восстановительные реакции?

2.Задание. Из перечня ОВР выберите те, которые относятся к внутримолекулярным, межмолекулярным, реакциям диспропорционирования.

3. Задание. Посмотрите на уравнения реакций под №2, №8, №15. Какой у вас возникает вопрос? Какое вы видите противорчие? Как вы можете его объяснить? Почему взаимодействуют одни и те же вещества, а продукты реакции разные?

Учитель: Вот эту проблему мы и должны решить сегодня на уроке.

Предлагаю сделать мини- проект по этой проблеме. Итак, давайте вспомнит, что входит во вводную часть любого проекта? (решают с учащимися в процессе беседы»

Тема: Окислительно - восстановительные реакции и зависимость их от разных факторов.

Проблема: Одно и тоже вещество в процессе ОВР может давать различные продукты реакции. Почему?

Гипотеза: предполагается, что различные продукты в процессе ОВР образуются потому, что на это оказывают влияние различные факторы.

Объект: окислительно-восстановительные реакции

Предмет: факторы, влияющие на ОВР

  1. Выявить области применения\ ОВР в практике и их значение в понимании общих вопросов естествознания.

Задачи: провести эксперимент, устанавливающий зависимость ОВР от различных факторов.

Методы: экспериментальные.

IIФормирование групп, выбор координатора группы.

III Работа над мини-проектами.

IV Защита проектов

V Подведение итогов.

Задание группе 1

Цель: Установить зависимость протекания ОВР от активности и концентрации реагентов.

Задачи: Экспериментально установить зависимость ОВР:

- от активности реагентов;

- от концентрации реагентов.

2. Привести примеры использования восстановителей в практике.

3. Из перечня ОВР выбрать те реакции, которые бы подтвердили гипотезу.

Алгоритм эксперимента.

  1. В 4 пробирки налить по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В одну пробирку опустить кусочек железа, в другую - кусочек цинка, в 3-ю - кусочек алюминия, в 4-ю - кусочек меди. Какие металлы реагируют с кислотой. Запишите уравнения соответствующих реакций.

  2. В 2 пробирки налить по 2-3 мл концентрированной серной кислоты. В одну пробирку опустить кусочек железа, в другую - кусочек меди. Содержимое слегка подогреть. Осторожно понюхать газ, выделяющийся из обеих пробирок. Сделать вывод, написать уравнения реакций.

  3. Положить в две пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2-3 мл разбавленной азотной кислоты, а в другую - концентрированной. При необходимости немного подогреть. Наблюдать выделение газов. Обратить внимание на цвет. Какой газ образуется в 1-й пробирке? Какой во 2-й? Сделать вывод, написать уравнения реакции.

Сделать общий вывод о зависимости ОВР от активности реагентов и их концентрации.

Задание группе 2

Цель: установить зависимость процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.

Задачи:

  1. Экспериментально установить зивисимость процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.

  2. Привести примеры использования окислителей на практике.

  3. Из перечня ОВР выбрать примеры, доказывающие, что степень окисления влияет на то, чем является реагент - окислителем или восстановителем.

Алгоритм эксперимента.

  1. В пробирку налить 2-3 мл сульфата железа (II) и туда же налить хлорной воды. Обратить внимание на изменение цвета раствора Записать уравнение реакции.

  2. Налить в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III) и добавить несколько капель раствора йодида калия и клейстера. Что наблюдаете? Как изменилась окраска клейстера? На что это указывает?

  3. Налить в пробирку 2-3 мл раствора соли трехвалентного хрома и добавить по каплям раствор гидроклида натрия до растворения осадка. К полученному раствору добавить хлорной воды. Как изменится окраска раствора?

  4. Налить в пробирку 2-3 мл раствора дихромата калия, додкислить серной кислотой а затем добавить 2-3 мл раствора сульфита натрия. Как изменится окраска раствора?

Сделать общий вывод о зависимости процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.

Задание группе 3

Цель: установить зависимость протекания процессов ОВР от реакции среды раствора.

Задачи:

  1. Экспериментально установить зависимость протекания ОВР от реакции среды

  2. Из перечня ОВР выбрать примеры, доказывающие, что при одинаковых реагентах продукты реакции получаются различными в зависимости от среды раствора.

Алгоритм эксперимента.

  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, подкислить несколькими каплями серной кислоты, прилить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.

  2. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, прилить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.

  3. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, 1-2 мл концентрированного раствора щелочиприлить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.



© 2010-2022