- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по теме Окислительно-восстановительные реакции
Разработка урока по теме Окислительно-восстановительные реакции
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Платова Е.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о том, как различные факторы влияют на процессы окислительно-восстановительных реакций
Тип урока: Урок закрепления нового материала.
Вид урока: семинар-практикум.
Вид деятельности учащихся: создание монопредметного мини-проекта и его защита.
Ход урока
I Актуализация опорных знаний.
-
Беседа по материалу прошлого урока.
Вопросы к беседе:
-
Какие реакции называют окислительно - восстановительными?
-
Что такое окисление?
-
Какой процесс называют восстановлением?
-
Как называются частицы отдающие электроны?
-
Как называются частицы принимающие электроны?
-
Как изменяется степень окисления элемента при процессе восстановления?
-
Как изменяется степень окисления элемента при процессе окисления?
-
Как классифицируют окислительно - восстановительные реакции?
2.Задание. Из перечня ОВР выберите те, которые относятся к внутримолекулярным, межмолекулярным, реакциям диспропорционирования.
3. Задание. Посмотрите на уравнения реакций под №2, №8, №15. Какой у вас возникает вопрос? Какое вы видите противорчие? Как вы можете его объяснить? Почему взаимодействуют одни и те же вещества, а продукты реакции разные?
Учитель: Вот эту проблему мы и должны решить сегодня на уроке.
Предлагаю сделать мини- проект по этой проблеме. Итак, давайте вспомнит, что входит во вводную часть любого проекта? (решают с учащимися в процессе беседы»
Тема: Окислительно - восстановительные реакции и зависимость их от разных факторов.
Проблема: Одно и тоже вещество в процессе ОВР может давать различные продукты реакции. Почему?
Гипотеза: предполагается, что различные продукты в процессе ОВР образуются потому, что на это оказывают влияние различные факторы.
Объект: окислительно-восстановительные реакции
Предмет: факторы, влияющие на ОВР
-
Выявить области применения\ ОВР в практике и их значение в понимании общих вопросов естествознания.
Задачи: провести эксперимент, устанавливающий зависимость ОВР от различных факторов.
Методы: экспериментальные.
IIФормирование групп, выбор координатора группы.
III Работа над мини-проектами.
IV Защита проектов
V Подведение итогов.
Задание группе 1
Цель: Установить зависимость протекания ОВР от активности и концентрации реагентов.
Задачи: Экспериментально установить зависимость ОВР:
- от активности реагентов;
- от концентрации реагентов.
2. Привести примеры использования восстановителей в практике.
3. Из перечня ОВР выбрать те реакции, которые бы подтвердили гипотезу.
Алгоритм эксперимента.
-
В 4 пробирки налить по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В одну пробирку опустить кусочек железа, в другую - кусочек цинка, в 3-ю - кусочек алюминия, в 4-ю - кусочек меди. Какие металлы реагируют с кислотой. Запишите уравнения соответствующих реакций.
-
В 2 пробирки налить по 2-3 мл концентрированной серной кислоты. В одну пробирку опустить кусочек железа, в другую - кусочек меди. Содержимое слегка подогреть. Осторожно понюхать газ, выделяющийся из обеих пробирок. Сделать вывод, написать уравнения реакций.
-
Положить в две пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2-3 мл разбавленной азотной кислоты, а в другую - концентрированной. При необходимости немного подогреть. Наблюдать выделение газов. Обратить внимание на цвет. Какой газ образуется в 1-й пробирке? Какой во 2-й? Сделать вывод, написать уравнения реакции.
Сделать общий вывод о зависимости ОВР от активности реагентов и их концентрации.
Задание группе 2
Цель: установить зависимость процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.
Задачи:
-
Экспериментально установить зивисимость процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.
-
Привести примеры использования окислителей на практике.
-
Из перечня ОВР выбрать примеры, доказывающие, что степень окисления влияет на то, чем является реагент - окислителем или восстановителем.
Алгоритм эксперимента.
-
В пробирку налить 2-3 мл сульфата железа (II) и туда же налить хлорной воды. Обратить внимание на изменение цвета раствора Записать уравнение реакции.
-
Налить в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III) и добавить несколько капель раствора йодида калия и клейстера. Что наблюдаете? Как изменилась окраска клейстера? На что это указывает?
-
Налить в пробирку 2-3 мл раствора соли трехвалентного хрома и добавить по каплям раствор гидроклида натрия до растворения осадка. К полученному раствору добавить хлорной воды. Как изменится окраска раствора?
-
Налить в пробирку 2-3 мл раствора дихромата калия, додкислить серной кислотой а затем добавить 2-3 мл раствора сульфита натрия. Как изменится окраска раствора?
Сделать общий вывод о зависимости процессов окисления и восстановления от степеней окисления реагентов.
Задание группе 3
Цель: установить зависимость протекания процессов ОВР от реакции среды раствора.
Задачи:
-
Экспериментально установить зависимость протекания ОВР от реакции среды
-
Из перечня ОВР выбрать примеры, доказывающие, что при одинаковых реагентах продукты реакции получаются различными в зависимости от среды раствора.
Алгоритм эксперимента.
-
Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, подкислить несколькими каплями серной кислоты, прилить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.
-
Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, прилить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.
-
Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, 1-2 мл концентрированного раствора щелочиприлить 4-5 мл раствора сульфита натрия. Наблюдать изменение окраски.