- Преподавателю
- Химия
- Обобщение опыта работы по теме Система работы с одарёнными детьми по химии
Обобщение опыта работы по теме Система работы с одарёнными детьми по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Айметова Г.Я. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Айметова Г.Я., МБОУ «СОШ №10», г. Троицк
В статье обобщён опыт по работе с одарёнными детьми по химии в МБОУ «СОШ№10». Обосновывается значимость работы с одарёнными детьми в школе, показана технология выявления одарённых детей и формы работы с ними. Результативность работы представлена в Приложениях в виде таблиц.
Система работы с одарёнными детьми по химии в МБОУ «СОШ№10»
(из опыта работы)
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Любому обществу нужны талантливые, одарённые люди. К сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит в этом направлении и от семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым мало школьного учебника, они ищут ответы на свои вопросы в дополнительной литературе. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы и бытия рождается именно в детстве. Американские психологи, проведя тесты на творческую активность, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых только 2%. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полно раскрыть свои способности. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения. В нашем понимании одарённые дети - это дети, интеллектуально развитые, высокомотивированные на учебную деятельность, испытывающие удовольствие от умственного труда.
Таким образом, к группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя выявление данных детей, работа с ними во время уроков и во внеурочной время, а также мониторинг участия их в различных интеллектуальных, творческих конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня. Ни одна из этих форм не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.
Какова технология выявления и работы с детьми по химии в МБОУ «СОШ №10»? За долгие годы работы в школе сложилась отработанная система выявления способных к химии учащихся.
Первый этап: ребята начинают изучать химию в нашей школе с 7 класса. Значение первых уроков для будущих «химиков» очень важно. На первых уроках я затрагиваю вопросы истории химии, становление знаний о мире, знакомства с историей известных веществ, показываю занимательны опыты, которые поражают воображение детей. Всё это закладывает основы интереса к новому предмету - химия.
Второй этап: на уроках и качестве домашнего задания даю творческие задания, задачи, выходящие за рамки школьной программы, практико-ориентированные задачи. В результате выявляется группа ребят, у которых интерес к химии на достаточно высоком уровне.
Третий этап: индивидуально-групповые занятия «За страницами школьного учебника химии», где учащиеся решают олимпиадные задания, выполняют различные проекты, проводят исследовательский эксперимент. К концу года кто-то «отсеивается», но остаются несколько человек - самых стойких и любознательных. Занятия с ними ведутся индивидуально.
3) Рассмотрим более подробно, как ведётся работа с детьми в данном направлении. Каковы формы работы с одарёнными и способными к химии детьми?
А) Индивидуальные.
-
Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В первую очередь - это Всероссийская олимпиада по химии (школьный, муниципальный и региональный этапы). Это заочные олимпиады УрФО, заочная Олимпиада МГУ факультета биоинженерии и биоинформатики, Молодёжный Всероссийский химический чемпионат (г. Пермь) и др.
За годы работы накопилась большая подборка олимпиадных заданий. Кроме этого Интернет предлагает сайты, на которых имеются хорошие задания для подготовки ребят.
Эти учащиеся влюбляются в химию уже навсегда. За всю жизнь только один случай был, когда девочка после полутора лет индивидуальных занятий не захотела их продолжить. Но в конце предыдущего учебного года, она попросила вернуться к нашим занятиям в этом учебном году
-
Подготовка и участие в научно-практических конференциях различного уровня, где ребята защищают свои исследовательские и проектные работы.
Началось всё с 2007 года, когда с Леной Ращектаевой (11 класс) была написана исследовательская работа «Наука и промышленность - вот мои мечты…» и она прошла в финал Всероссийского конкурса исследовательских работ, посвящённых 175-летиюсо дня рождения Д.И.Менделеева. Когда мы с ней съездили в Москву (правда, призового места не заняла её работа), но я получила колоссальный заряд энергии, увидела уровень представленных работ, побывали мы в имении Д.И. Менделеева - Боблово и др.
С тех пор практически каждый год мы с ребятами пишем исследовательские и проектные работы. Результаты за последние четыре года представлены в Приложении.
-
В 2011 - 2012 учебном году Амиров Денис был отправлен на три недели в Летнюю химическую школу "Уроборос", которая проводится на базе санаторно-лесной школа им. Ю.А.Гагарина, относящегося к Озерскому городскому округу. Деньги на оплату мне пришлось искать у спонсоров. Но я не жалею потраченного времени и сил, так как в этой школе настолько были хорошо организованы занятия и отдых, что на следующий год он поехал в эту школу уже за свой счёт. В этом году Денис поступил в ЧелГУ на химический факультет (бюджет)
Б) Групповые:
-
Элективный курс (8,9 классы) «Химия в нашем доме». Ребята с удовольствием посещали эти занятия, о чём говорят их отзывы. В этом учебном году в рамках областного проекта «ТЕМП» планирую вести элективный курс в 9 классе «Химическая технология»
-
Индивидуально-групповые занятия:
- «За страницами школьного учебника химии». Занятия направлены на расширение, углубление знаний. В 7-8 классах занятия проводятся в занимательной, игровой форме: «Приключения на затерянной планете», «Задачи исследователя-практиканта», «Задачи самаркандского купца», «Задачи бухарского эмира» и т.д. Но занимательность проявляется только в форме, по содержанию - это сложные, глубокие задачи. 9,10,11 классы - это серьёзная проработка олимпиадных заданий различного уровня.
- «Подготовка к ЕГЭ, «Подготовка к ГИА». Для успешной сдачи экзаменов только уроков недостаточно, потому ежегодно для учащихся проводятся данные ИГЗ. Результаты сдачи ЕГЭ по химии и поступление выпускников за 2014- 2015 уч. год представлены в таблице (см. Приложение)
-
Групповые проекты. В 2012-2013 уч. году в 10 классе был сформирован естественно- математический профиль, в рамках которого на преподавание химии отводилось 3 часа в неделю. Естественно, что интерес к химии у этих ребят был большой. Мы решили всей командой (6 человек) поучаствовать во Всероссийском Интернет-проекте «Путешествие в мир химии», проводимом Ярославским Специализированным Центром по работе с одарёнными детьми. Проект состоял из следующих этапов: визитка команды, расчётная задача, оформленная в таблице Ехсеl, творческое задание «Углеводы в нашей жизни». По результатам этого проекта мы набрали32 балла из 34 возможных, заняв по рейтингу 4 место из 1248 участников. Все участники команды получили электронные сертификаты. Ребятам настолько понравилось работать над этим проектом, что на следующий год они сами предложили снова участвовать, что мы успешно и сделали. Творческое задание было интересным. Мы разработали бизнес-план создания предприятия по производству лекарственных глин «Уральские глины - лечебные глины». В 40 км от Троицка имеется Нижнеувельское месторожденияе глин. Задача вновь созданного предприятия - очистить добываемую глину, обогатить микроэлементами, расфасовать и доставить в аптеки близлежащих городов.
Любая система подразумевает конечный результат. Результат моей работы с одарёнными детьми (за последние четыре года) представлен в таблицах. (см. Приложения)
В заключении я хочу сказать, что самый главный результат для меня - это то, что работа по данному направлению не даёт мне «закиснуть», остановиться. Я вместе с ребятами расту, что-то узнаю новое. Пока учитель живёт, он всегда учится. Спасибо за внимание.
Приложение
Таблица№1
Итоги участия обучащихся МБОУ «СОШ №10»
в олимпиадах и интеллектуальных состязаниях 2011 -2012уч.г. - 2014 -2015 уч.г.)
-
№ п/п
Название олимпиады, конкурса и т.д.
Участники
класс
результат
2011 - 2012 уч.год
1
Муниципальная олимпиада «Юные физики»
Коноплёв Павел
6
призёр
Щербинина Настя
5
участие (4 место)
2
Муниципальная олимпиада «Юные химики»
Журавлёв Сергей
7
призёр
3
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии
Амиров Денис
8
победитель
Нассонова Валерия
8
призёр
Смоленцев Саша
9
призёр
Маколов Егор
9
участие
4
Олимпиада УрФО по химии
I этап: 6 чел.
9-11
3 чел. прошли во II этап
2012 - 2013 уч.год
1
Муниципальная олимпиада «Юные химики»
Переводчикова Ира
7
победитель
2
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии
Гибадуллина Алина
9
победитель
Амиров Денис
9
призёр
Смоленцев Саша
10
участие
Ахметгалеев Илья
11
призёр
3
Олимпиада УрФО по химии
I этап: 8 чел.
9-11
3чел. прошли во II этап
4
Региональный этап Всероссийской олимпиады по химии
Амиров Денис
9
участие
Гибалуллина Алина
9
участие
5
Областная олимпиада «Юные химики»
Переводчикова Ира
7
участие (13 место из 35 участников)
2013 - 2014 уч.год
1
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии
Гибадуллина Алина
10
призёр
Амиров Денис
10
победитель
Черепова Юлия
9
призёр
2
Олимпиада УрФО по химии
I этап: 6 чел.
9-10
2 чел. прошли во II этап
2014 - 2015 уч.год
1
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии
Амиров Денис
11
призёр
Гибадуллина Алина
11
участие
2
Олимпиада УрФО по химии
I этап: 2 чел.
11
участие
3
Региональный этап Всероссийской олимпиады по химии
Амиров Денис
11
участие
Таблица №2
Итоги участия обучащихся МБОУ «СОШ №10»
в научно-исследовательских конференциях 2011 -2012уч.г. - 2014 -2015 уч.г.)
-
№ п/п
Название олимпиады, конкурса и т.д.
Участники
класс
результат
2011 - 2012 уч.год
1
IX открытая конференция (5 - 8 классы) научно-исследовательских и проектных работ в лицее №13
Карачёва Настя
Тема: «Исследование состава и технологии изготовления мороженого»
8
III место
2
Городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ (5 - 8 классы)
Волынщиков Леонид, Ослаповский Иван
Тема: «Исследование осмотического давления в растениях»
5
III место
Пустаханова Лера, Власова Виолетта
Тема: «Исследование процесса и продуктов горения свечи»
6
III место
Щербинина Настя
Тема: «Исследование качественного состава яблок»
5
II место
3
Региональный очно-заочный конкурс исследовательских работ и проектов «Природа - бесценный дар, один на всех» (в рамках экологического марафона «Планета детей - 2011»)
Рудакова Алёна
Тема: «Влияние пива на организм подростка»
11
II место
2012 - 2013 уч.год
1
XII открытая конференция (5 - 8 классы) научно-исследовательских и проектных работ в лицее №13
Суслов Альберт
Тема: «Исследование свойств индикаторов, полученных из растений»
6
I место
2
Городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ (5 - 8 классы
Суслов Альберт
Тема: «Исследование свойств индикаторов, полученных из растений»
6
II место
Волынщиков Леонид, Нелюбин Олег
Тема: «Влияние синтетических моющих средств на окружающую среду»
6
участие
3
VII Открытая международной научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в городе Самаре (Защита проходила в режиме он-лайн)
Карачёва Настя
Тема: «Исследование состава и технологии изготовления мороженого»
9
участие
4
Городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ «Интеллектуалы XXI века» (9 - 11 классы)
Карачёва Настя
Тема: «Алхимия как прообраз современной химии»
9
участие
Тимерянова Алина
Тема: «Роль физических и химических методов в криминалистике»
9
III место
2013 - 2014 уч.год.
1
Международный Интернет-проект «Путешествие в мир химии», проводимый Ярославским Специализированным Центром по работе с одарёнными детьми.
Команда: Амиров Денис, Гибадуллина Алина, Гуреева Ксения, Нургалиева Аида, Тимофеева Наташа, Травкина Даша
10
по рейтингу 4 место из 1248 участников.
2014 - 2015 уч. год
1
Международный Интернет-проект «Путешествие в мир химии», проводимый Ярославским Специализированным Центром по работе с одарёнными детьми
Команда: Амиров Денис, Гибадуллина Алина, Гуреева Ксения, Нургалиева Аида, Тимофеева Наташа.
11
участие
(из-за моей болезни пропущена химическая викторина)
2
Городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку» (5 - 8 классы
Анисимова Дарья
Тема: «Исследование физических и химических свойств куриного яйца»
7
III место
Волынщиков Леонид
Тема: «Роль учёных-химиков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года».
8
участие
3
Городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ «Интеллектуалы XXI века» (9 - 11 классы)
Подгайко Богдан
Тема: «Оценка способов очистки гидросферы от нефтяных загрязнений»
9
I место
Пустаханова Валерия, Власова Виолетта
Тема: «Сравнительный анализ способов получения эфирных масел»
9
III место
4
Заочный Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» (г. Обнинск)
Анисимова Дарья
Тема: «Исследование физических и химических свойств куриного яйца»
7
Лауреат III степени. Рекомендовано выступить на очной конференции.
5
XIV городская экологическая конференция старшеклассников и студентов в УГАВМ «Химические основы экологии. Проблемы жизни на Земле»
Подгайко Богдан
Тема: «Оценка способов очистки гидросферы от нефтяных загрязнений»
9
I место (работа напечатана в Сборнике)
Таблица №3
Итоги поступления выпускников 11 класса(естественно-математический профиль)
в 2014 - 2015 учебном году
ФИО выпускника
Результаты ЕГЭ по химии
Учебное заведение
Амиров Денис
75 баллов
ЧелГУ, химический факультет, направление - фундаментальная и прикладная химия (бюджет)
Гибалуллина Алина
77 баллов
Челябинская медакадемия, факультет - лечебное дело (бюджет); Московский химико-технологический институт им. Д.И.Менделеева (МХТИ) (бюджет)
Гуреева Ксения
66 баллов
г. Екатеринбург, УрФУ, институт естественных наук, направление - химия (бюджет)
Нургалиева Аида
59
Челябинский медколледж