- Преподавателю
- Химия
- Конспект интегрированного урока алгебры и химии
Конспект интегрированного урока алгебры и химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баймашкина Т.А. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
«Способы решения задач на растворы»
Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук химии и математики. Мы с вами увидим как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
ДЕВИЗ УРОКА:
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
Ребята давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем дружны и активны, собраны и внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Мы будем решать задачи на растворы, которые встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но «решение задач - практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов».
Отгадайте, пожалуйста, следующие шарады:
1) Мой первый слог - предлог, а во втором мы проживем все лето, а целое от нас и вас давно уж ждет ответа (задача).
2) Чтобы слово написать, его надо отгадать. Кричат солдаты на параде иль ребятишки, когда рады. К нему предлог поставим, частицу к ним добавим. И чтобы слово завершить, к нему ты "ние" допиши (уравнение).
3) Слово вы должны прочесть: в первом слоге нота есть, во втором стоит предлог, он в письме тебе помог. Пишет ученик в тетради, а учитель на доске, что проходят на уроке, - это ставим мы в конце (система).
Сегодня мы с вами еще раз убедимся, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).
Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).
А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди.
Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока «Способы решения задач на растворы»
ЦЕЛЬ УРОКА:
-- Объединить знания по химии и математике при решении расчетных задач.
-- Выяснить, для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни человека.
-
Итак, давайте начнем наш урок с устной работы:
В начале нашего урока мы просмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос « Что такое доля?». Итак, АПЕЛЬСИН.
-
Просмотр мультфильма «Апельсин».
- Что такое доля? (Часть от числа.)
- Чем она может быть выражена? (Дробью.)
- Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа? (Процент.)
Что такое процент? (Процентом числа называется сотая часть этого числа.)
- Как найти число, если известно сколько процентов оно составляет от целого? (разделить целое на сто и умножить на количество процентов.)
- Что мы называем отношение двух чисел? ( частное двух чисел)
- Как узнать какую часть число А составляет от числа В ?
(нужно записать частное А:В в виде дроби и если нужно эту дробь сократить)
- Что в математике называют пропорцией? (равенство двух отношений)
-Сформулируйте основное свойство пропорции
(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)
- Выразите в виде десятичной дроби 18%, 30%, 7%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 20%, 25%, 15%, 9%
- Установите соответствие
40% 1/4
25% 0,04 интерактивный плакат
80% 0,4
4% 4/5
Одним из основных действий с процентами - нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Выполните устно следующие задания: (на слайдах)
1) 20% от 70
2) 6% от 20
3) х% от 7
4) 10% от 30
Устно решаем задачу: В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?
Решение:
- как запишем условие задачи?
73,5 т составляет 7 частей
х т составляет 3 части
-составляем пропорцию
73,5 : х = 7 : 3
Один из учащихся рассуждает с места
7х = 220,5
Х = 220,5 : 7
Х = 31,5 Ответ: 31.5 тонны примесей
Учитель химии
- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
- Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие "раствор" мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
- Что такое массовая доля растворенного вещества?
(Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
- Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (Карточки на доске)
(w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w ), плотность
Учитель Давайте решим такую задачу 1:
Баба ЯГА варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100 г растертых волчьих когтей, 10 г дегтя и 300 г слез кикиморы. Сколько процентов варева составляют слезы кикиморы?
Решение: 1) 1500+100+10+300=1919 (г) - масса зелья
2) (300:1910)*100%=15,7% -слезы кикиморы
Задачи на высушивание 2. Заполните таблицу по условию задачи и решите ее самостоятельно
Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?
Масса, кг
Содержание, %
воды
сухого вещества
Свежие цветы
8
85
100 - 85 =15
Высушенные цветы
x
20
100 - 20=80
(проверка ответа на доске)
0,15*8 = 1,2(кг) - масса вещества в 8 кг.
1,2 кг сухого вещества - 80% массы высушенных цветков, тогда
1,2:0,8 = 1,5 (кг) - масса высушенных цветков. Ответ: 1,5 кг.
Учитель химии 3:
Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 40 г.)
Решение.
Дано: ω% = m(в-ва)= m(р-ра) •ω
ω%=15% m(в-ва)=500•0,15=75г
m(р-ра)=500г
m(в-ва)=?
Ответ: 75 г марганцовки.
-Рассмотрите задачу с точки зрения математики.
Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500
500*0,15=75(г)- марганцовки.
Ответ: 75 г марганцовки.
- Как видите, задачи, которые вы встречаете на уроках химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Учитель химии:
Рассмотрим еще один раствор - это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача 4 .
Определить массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора уксусной кислоты с массовой долей 5%.
m 1(в-ва)= 20∙ 0,7= 14 г
0,05= 14/ 20+х
х=260 г
Задача 5. Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе? (9%)
Решение:
m1 (в-ва)=m(р-ра) ∙w(в-ва)
m1(в-ва)= 150 ∙ 0,12=18 г
m2(в-ва)=300∙ 0,07= 21 г
W3(в-ва) = 18+21/150+300= 0,09 ( 9%)
Учитель6 А вот как прозвучала бы эта задача на уроке математики.
Смешали 150 г 12% водного раствора некоторого вещества с 300 г 7% раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
k
чистm
общm
1раствор
12%=0,12
150∙0,12=18
150г
2 раствор
7%=0,07
300∙0,07=21
300г
смесь
39:450∙100≈9%
39г
450г
Задача 7
К 15 г 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Сколько добавили граммов 5% раствора соли?
Для того чтобы решить задачу воспользуемся старинным способом решения. Запишем концентрации растворов следующим образом
W1 W2 - W
W
k2
W2 W - W1
Эта схема похожа на рыбку, поэтому такой способ решения задач называется способ «рыбки». Этот способ справедлив не только, когда выполняется условие W1 < W < W2, просто надо из большего вычитать меньшее. Впервые в России такой способ решения задач был описан в арифметике 18 века, автором которой был Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) . эта арифметика так и называется «Арифметика Магницкого». Этот учебник М. В. Ломоносов назвал «вратами учености».
3
10%
8%
2
5%
, х = 10
Решим таким же способом задачу 4. Будем считать, что вода имеет концентрацию равную 0.
65
0%
5%
70%
5
; х = 260.
Учитель химии.
- Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
- Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
- Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Учитель химии: Оба подхода к решению задач имеют право на существование. Те, кто лучше понимают математику, пусть решают математическим способом. Те ученики, кто лучше понимают и любят химию, пусть решают химическим способом. Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно. Мы увидели, что знания по химии помогают решать задачи из ЕГЭ по математике.
В математике и химии нет прописных истин и «царских дорог». К решению каждой задачи надо подходить творчески.
13 этап Рефлексия «А ларчик просто открывался»
Наш урок подошел к концу. Сейчас каждый из вас оставит на парте тот смайлик, какое настроение вы приобрели на уроке.
Сегодня на уроке я много узнал
Урок был очень интересным
Это сложно для меня
Спасибо за урок!
Домашнее задание
Задача 1. В 150 г воды растворили 50 г фосфорной кислоты. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе. ( 3 балла)
Ответ: 0,25 или 25%
Задача 2. Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80 г 5%-го раствора? (3 балла)
Ответ: 4 г нитрата натрия и 76 г воды.
Задача 3. Найдите массу азота, полученного из 280 л воздуха, если известно, что объемная доля азота в воздухе составляет 78%. (3 балла)
Ответ: 273 г .
Задача 4. К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, в результате чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание? (4 балла)
Ответ: 160 г воды и 20%
Задача 5. Имеется два слитка серебра с оловом. В первом слитке содержится 360 г серебра и 40 г олова. Во втором слитке - 450 г серебра и 150 г олова. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г и содержится в нем 81% серебра? ( 5 баллов)
Ответ: 80 г и 120 г.
Количество набранных баллов
отметка
14-18
5
10-13
4
6-9
3