Статья о роли учителя химии в переходный период на ФГОС ООО

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА ФГОС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В.МАКУРИНА

МОУ СШ №103 Волгограда

[email protected]

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Отличительной особенностью образовательных стандартов нового поколения является направленность на реализацию идеи перехода от предметно-знаниевого подхода при организации образовательного процесса к личностно ориентированному обучению. При этом показателями качества образовательных достижений следует считать функциональность предметных знаний, сформированность универсальных учебных действий, динамику личностного развития школьников [3]. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле «от действия - к мысли» [6].

Основным образовательным результатом в компетентностной парадигме как основе новой дидактической модели образования, используемой при разработке стандарта, является достижение стратегической цели российского образования - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Другими словами, ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Исходя из этого, цель профессиональной деятельности учителя в общем виде можно определить как создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной компетентностной личности средствами образовательной деятельности.

Данная цель определяет основные задачи профессиональной деятельности учителя:

- создать условия развития качеств нравственной личности в процессе образовательной деятельности;

- обеспечить достижение обучающимися требований стандарта к результатам (личностным,

метапредметным, предметным) освоениям основной образовательной программы основного общего образования;

- способствовать развитию ключевых компетентностей выпускника средствами предметной

образовательной деятельности [6].

Содержание школьного курса включает ознакомление обучающихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

В основе отбора содержания и построения школьного курса химии лежат следующие принципы:

- научности;

- системности и последовательности;

- доступности, наглядности;

- связи теории с практикой.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т. к. данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы [5].

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании значимости:

- научного знания, его практической значимости, достоверности;

- химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- правильному использованию химической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения [6].

Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, которые являются определяющим компонентом всего процесса и способствуют отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Основным элементом системы профессиональной деятельности любого учителя и учителя химии, в том числе является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой - урок.

Для того чтобы добиться успехов в обучении химии по требованиям нового ФГОС учителю необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная с пропедевтических курсов и завершая профильным обучением в 10-11-х классах. К основным компонентам процесса обучения химии относят цели и задачи обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность школьника, изучающего химию). Поэтому каждый урок должен начинаться с четко и аргументировано сформулированных и озвученных основной цели и задач урока. По возможности целеполагание должно осуществляется совместно с обучающимися, исходя из поставленной, желательно, самими обучающимися, проблемы. В этом случае образовательный процесс становится мотивированным, а обучение - более успешным.

В последнее время все больше возрастает роль учителя в обучении школьников осмыслению мотивов своей деятельности, формированию умений самостоятельно планировать достижение целей. Эти умения во многом определяют возможности самоорганизации обучающихся в познавательной деятельности. Самоорганизация невозможна без обучения умениям соотносить свои действия с планируемыми результатами, без умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, без самоконтроля и самооценки.

Учитель химии может сформировать интерес к уроку через решение актуальной проблемы или практической направленности содержания урока. Однако на каждом уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты, определенные программой.

Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока [7]. В этом процессе неоспорима роль учителя, т. к. итог обучения, являющийся завершающим компонентом учебного процесса, напрямую зависит от эффективности и своевременности мероприятий по контролю над выполнением всех учебных заданий на различных этапах урока, что обеспечивает текущую коррекцию образовательного процесса и в результате влияет на успех обучения каждого школьника.

В контексте системно - деятельностного подхода особое внимание на уроках химии уделяется работе обучающихся с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет. Развитию коммуникативной компетенции и освоению норм работы в коллективе может способствовать организуемая учителем химии парная или групповая работа, которая включает организационные формы, нацеливающие обучающихся на умения распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В то же время кооперация в обучении позволяет повысить уровень осмысления материала до практического использования в жизненных ситуациях, формировать познавательные универсальные учебные действия.

В выполнении ряда требований стандарта личностного уровня большие возможности представляются при изучении химии как предмета естественнонаучного цикла. На уроках химии большое значение имеет формирование научного мировоззрения. Его основой являются убеждения. Убеждения можно сформировать в том случае, когда в процессе обучения школьники постоянно будут обращаться к химическому эксперименту как критерию истинности знаний. В формировании убеждений большое значение имеет обучение методам познания, которые позволяют раскрыть перед обучающимися сущность процесса познания. Например, можно попытаться сразу сформировать у обучающихся от-носительно современные представления о строении атома, о химической связи, изучить периодический закон, а затем рассматривать химию элементов. Опыт нашей работы показывает, что такой путь не является благоприятным для формирования убеждений школьников. Знания даются в готовом виде, а сущность познания перед школьниками не раскрывается. Другие возможности для формирования убеждений предоставляются обучающимся в ситуации моделирования, когда та или иная теоретическая модель выстраивается по мере накопления необъяснимых фактов.

Метапредметные результаты освоения программы по химии в определенной мере находят отражение при постановке целей развития обучающихся на уроках химии. Эта группа требований отражает современные психологические представления о развитии школьников. Развитие осуществляется путем не прямого воздействия на мышление с помощью различных развивающих упражнений, а - обучения самостоятельному определению целей, осмысления мотивов деятельности, формирования умений самостоятельно планировать достижение целей. Эти умения во многом определяют возможности самоорганизации школьников в познавательной деятельности.

Государственный образовательный стандарт определяет шесть основных групп предметных требований освоения обучающимися образовательной программы по химии. Многие из этих требований традиционны, вместе с тем, новый стандарт требует в большей мере, чем ранее, осмысленности знаний, связи их с жизнью и способности использовать полученные знания в различных ситуациях [1; 2; 4].

Таким образом, роль учителя химии в период перехода российской школы на ФГОС должна заключаться во всестороннем внедрении системно - деятельностного подхода и создании новигации проектирования универсальных учебных действий. Новое время ставит перед учителем новые задачи в повышении его профессиональной и информационной компетентностей: освоение активных и интерактивных технологий, психологических знаний, умений, связанных с использованием компьютерной техники.

Предметные требования к освоению обучающимися образовательной программы по химии естественным образом следуют из передового педагогического опыта и вместе с тем сохраняют традиции обучения химии в российской школе. Однако наряду с личностными и метапредметными требованиями они составляют тот качественный скачок в развитии химического образования, необходимый в современное время, и выводят школу на новый уровень учитывающий как государственные и социальные, так личностные потребности ребенка.

Литература

1. Гильманшина С.И., Космодемьянская С.С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: Учеб. пособие. Казань : Отечество, 2012.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008.

3. Мещерякова Л.М., Шалашова М.М., Оржековский П.А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. 2013. №1.

4. Оржековский П.А., Маршанова Г.Л. Обучение химии, ориентированное на выполнение требований нового образовательного стандарта основной школы. URL : mioo.ru/projects/7/x22//Orgekovskiy_Marshanova.doc (дата обращения: 20.02.2013).

5. Примерные программы основного общего образования: химия. М. : Просвещение, 2010.

6. Примерные программы по учебным предметам. Химия 10-11 классы: проект. М. : Просвещение, 2010.

7. Ривин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя химии в период перехода на ФГОС основного образования: теория и технология. Волгоград : Учитель, 2013.

© 2010-2022