- Преподавателю
- Химия
- Статья Формирование логического мышления
Статья Формирование логического мышления
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Казбекова Г.К. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование образов формирования логического мышления
на уроках химии.
Известно, что функция левого полушария - приём и обработка вербально - знаковой информации с компонентами чтения и счета. Мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации об отношениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. По этому поводу Б. Паскаль в своё время писал: "Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. У сердца свои законы, которых разум не знает". Поскольку школа усматривает одну из главных своих задач в развитии и тренировке логического мышления, то все усилия педагогов часто оказываются направленными на стимуляцию "левополушарных" возможностей, и видимо, в значительной мере именно этими усилиями объясняется сдвиг ассиметрии влево. Исследования показывают, что преобладание левого полушария наблюдается у 80% школьников.
Многие согласятся с тем, что школьные программы по химии слабо соотнесены с реальными психическими возможностями обучаемости значительной части подростков, а потому до 50% учащихся испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Философы, педагоги и психологи едины в утверждении: эффективность познавательной деятельности непосредственно зависит от степени её мотивированности. "Всякий труд осмыслен и свободен только тогда, когда он осознаётся... как моя собственная, чисто личная потребность" (А.Ф.Лосев)
В психолого-педагогической литературе рассматривается мотивация не только как побуждение или состояние, определяемое избирательной направленностью учащихся на усвоение учебного содержания, но как сложный, многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы волевые, познавательные и эмоциональные составляющие. В структуру мотивационной сферы входят потребности, мотивы, цели и интересы, среди которых главной характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на предмет. Мотивы, как известно, формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами). Познавательная активность слабо сформирована у некоторых учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация - источник многих проблем. Это и "обучение без вопросов", неприятие навязываемых целей учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, но и открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность. Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в целом - мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную окрашенность учебной информации.
При организации учебной деятельности важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая мотивационная тенденция. Одни ученики преимущественно руководствуются мотивом достижения; другие - мотивом избегания неудач. У части учеников нет и этого мотива. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач - с защитным поведением и тревожностью. У большинства наших учеников снижен уровень притязаний в учебной деятельности. Иногда приходится ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности усилий, которые якобы приложены учеником к решению конкретной учебной задачи.
И сегодня многие из них заранее уверены в том, что его, скорее всего, постигнет учебная неудача. Мало убеждает таких учеников утверждение учителя в том, что его неуспех обусловлен не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы \ чащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответсттш с таким подходом выделяют:
- словесные методы (источником знания является устное или печатное слово)
- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, _
явления, наглядные пособия);
- практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают мения, выполняя практические действия).
Традуктивные умозаключения - это рассуждения, в которых посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Если дедукция - движение мысли от общего к частному (или единичному) случаю, конкретизация общего положения (закона) к отдельному или нескольким случаям, а индукция - движение мысли от единичного или частного к общему, суммирующему все эти случаи, то традукция - это движение мысли от общего к общему, от частного к частному, от единичного к единичному. Традуктивными умозаключениями являются умозаключения отношения и умозаключения по аналогии:
Например:
Пять больше трех. Три больше двух. Пять больше двух.
Москва севернее Воронежа. Воронеж севернее Новочеркасска. Москва севернее Новочеркасска. В обладает признаками абс С обладает признаками абс.
Умозаключения по традукции основываются на двух общих, присущих миру отношений между предметами, явлениями, процессами, свойствах: на тождестве и на сходстве. Эти свойства закреплены в известных аксиомах математики и формальной логики (особенно современной), и в одинаковой степени, относятся к рассуждениям о соразмерности по величине, о соразмерности в пространстве, во времени и пр. Это такие свойства как рефлексивность, симметричность, асимметричность, транзитивность, коммутативность и пр. Социальные, нравственные отношения, чувства - довольно специфичный вид отношений и требуют особого подхода, они не всегда подпадают под особенности названных видов отношений.
Классификация методов обучения: (по Сшапкуну и Лернеру)
-
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
-
по степени взаимодействия учителя и учащихся; изложение, беседа, самостоятельная работа;
-
в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
-
по характеру познавательной деятельности учащихся и участия
в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский;
-
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
2. по характеру движения мысли от незнания к знанию:
индуктивный, дедуктивный, традуктивный.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трёх типов:
-
Заключение от частного к частному;
-
Заключение от общего к общему;
-
Заключение от единичного к единичному.
Желание любого учителя - заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения: химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения.
Словесно - традуктивиые методы:
Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания: могут быть различными: - найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д. Поэтому в практике работы результативно подведение учащихся под традуктивный вид умозаключений, т.е. использование сравнений и аналогий. К примеру, при изучении знаков химических элементов результативно будет сравнивать формы знаков химических элементов с известными в жизни предметами, животными и т. д. (символ химического элемента серы - со змеёй, вольфрама - с нитью накала лампочки); а способы разделения смесей изучать, к примеру, по путешествию крупинки соли в океане. В канву урока можно включать фрагменты из литературных произведений. Это оживляет рассказ, привлекает внимание учащихся, помогает увидеть химические явления в окружающей жизни. Образная, яркая речь художественного произведения будет повышать эмоциональность восприятия. Произведения художественной литературы совершенствуют образное мышление учащихся и оказывают благотворное влияние на развитие их воображения. (Ж.Верн "Таинственный остров". А.Беляев "Продавец воздуха", Е. Фёдоров " Каменный пояс").
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания проблемной ситуации можно зачитывать отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах? В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть -
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и: величие Любимейших поэм.
Без многословья книжного В ней смысла торжество,
И элемента лишнего В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. (Н. Глазков)
Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана. «Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить, и уходить. Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».
Одной из интересных тем: в восьмом классе является тема: «Вода. Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных произведений.
Физические свойства. «Коммунисты - подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала». (А. Фадеев «Молодая гвардия»).
Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?
Химические свойства.
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом - это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах. (С. Щипачев)
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии? Записать уравнение реакции.
2Н2 + 02 = 2Н20+ 572 кДж
Значение воды.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты - величайшее богатство в мире». (Антуан Де Сент - Экзюпери. «Планета людей»).
Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?
Большую помощь художественная литература может оказывать при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л, Бусеенара «Похитители бриллиантов».
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы: на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания: Составить и осуществить цепочку превращений.
Наглядно - традуктивные методы:
Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и
отвлеченными они ни были. Однако содержание умственных образов, условия их создания, оперирования ими в процессе деятельности существенно меняются, поскольку образ функционирует в мышлении не сам по себе, а в сложной структуре этой деятельности выполняет особую функцию планирующую, прогнозирующую, корригирующую, обеспечивающую не только восприятие заданного, но и порождение нового
неизвестного ранее или не существующего вообще. Таким: образом, мыслительный процесс протекает одновременно и в образах, и в понятиях (ибо нет образа вне понятия). В ходе усвоения предметного содержания знаний создание образов и оперирование ими слиты в единый процесс: создание образов предполагает их использование в решении задач; оперирование уже созданными образами (их сложными системами) обеспечивает создание новых образов.
Для усиления аспекта наглядности на уроках химии, демонстрации строения атомов химических элементов, простых и сложных веществ, а также демонстрационного эксперимента, не предусмотренного школьной материальной базой, на уроках химии можно использовать альбом компьютерной программы 1C "Химия. Репетитор". В соответствии с тематикой уроков могут проводиться различные компьютерные демонстрации, помогающие формированию научного мировоззрения обучающихся. В соответствии с базисным планом по химии была составлена тематическая программа использования видеофрагментов альбома.
Строение атома, молекулы простых и сложных веществ образно воспринимаются, когда собираются шаростержневые модели, при этом осознаётся их качественный и количественный состав. Восточная мудрость гласит: «Слушаю - забываю; слушаю и вижу - понимаю; слушаю, вижу и делаю - запоминаю». Поэтому целесообразно наряду с компьютерной демонстрацией, организовывать на уроке изготовление шаростержневых моделей атомов из пластилина и спичек.
Но суть происходящих реакций на молекулярном уровне представить может не каждый. Атом, молекула, электрон - это полная абстракция. Бывают ситуации, когда долгие объяснения учителя остаются бесплодными, т. к. учащиеся не могут представить, о чём идёт речь. На помощь здесь также могут прийти наглядные пособия, отражающие суть вещей посредством моделей, они помогают перейти от конкретного к абстрактному. Достаточно сложно объяснить строение молекул углеводородов, хотя во всех учебниках есть и рисунки, и таблицы. Шаростержневые модели хорошо передают взаимное расположение атомов, направление связей, но создают неправильное представление о заполнении внутримолекулярного пространства. Эта проблема может быть решена использованием плоских моделей электронных орбиталей из картона.
Большую роль в восприятии учебного материала играют опорные сигналы-схемы. Они могут быть яркими, чтобы вызвать соответствующие образы, или более схематичными, но где наглядно просматриваются причинно - следственные и логические связи между блоками изучаемого материала (коррозия металлов, железо, кислород, водород, типы кристаллических решёток).
Интересной формой работы в интернете может быть организация виртуальных экскурсий на различные производства, в Алмазный фонд и т. д. Учитель должен сам предварительно ознакомиться с информацией, определить цель и маршрут экскурсии, а также объем заданий по теме. Далее обучающиеся могут сами организовать Web-страничку с оформлением на ней усвоенных ими актуальных знаний, презентацией проекта... Выполнение такой работы потребует от учителя и ученика серьезной предварительной подготовки, прочных знаний, слаженных действий и творческого подхода. Но чем сложнее задача, тем больше радости будет испытывать ученик от выполненной работы, тем прочнее будут его знания по химии.
ОИсходя из вышеизложенного, в практике работы результативно будет подведение учащихся под традуктивный вид умозаключений, т.е. использование сравнений и аналогий. Это повысит эмоциональное восприятие учебного материала по химии. Стимуляция умственной деятельности учащихся, выбор форм и методов обучения, средств оценивания: подчеркнёт интеллектуальные достоинства каждого, даст
Исходя из вышеизложенного, в практике работы вечерней школы результативно будет подведение учащихся под традуктивный вид умозаключений, т.е. использование сравнений и аналогий. Это повысит эмоциональное восприятие учебного материала по химии. Стимуляция умственной деятельности учащихся, выбор форм, и методов обучения, средств оценивания подчеркнёт интеллектуальные достоинства каждого, даст возможность видения ситуации, которая может привести к определённым положительным результатам по итогам учебного года. Используя данный проект можно скорректировать противоречие между современными требованиями к личности и образованием. Создать условия для развития конкурентоспособной личности при большом объёме предметного материала и малом количестве урочных часов.
Данный проект можно использовать как рекомендации в подготовке к занятиям для учителей; можно рекомендовать для родителей при оказании помощи в подготовке домашнего задания своим детям.
Риски проекта
Несомненно, у каждой идеи есть свои недостатки и определённая доля риска при реализации в учебно-воспитательном процессе. При возникновении последних результативность может снизиться или стать отрицательной. В данном проекте риском можно назвать:
-
нехватка информации для использования метода сравнений и аналогий;
-
недостаточно самостоятельности у учащихся при подготовке домашнего задания;
-
нехватка времени у учащихся для изучения дополнительной литературы;
увлечение образом может отвлечь от собственно предмета изучения.
5