• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа по химии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа по химии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБпОУ «Кораблинский Агротехнологический техникум»



«Утверждаю»

директор огбпоу «КАтт»

Т.К. плотникова


«____»_______________20_____г.


_______________________________








рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.09. Химия



Для специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»



















2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);

- Примерной программы учебной дисциплины ОУД.09.Химия;

- ФГОС среднего профессионального образования по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

- Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кораблинский Агротехнологический техникум»

Разработчик:

Елманова Ольга Юрьевна, преподаватель 1 категории






Рассмотрено

На заседании методической комиссии


Протокол №____________


От «____» ____________________ 20______г.


Председатель МК


_______________________________________СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6



  1. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины


22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


24


  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09. Химия

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО по специальности

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.


  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам базовый уровень

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.09. Химия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в

избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

• метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных

интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования

гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической

информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.

• предметных:

- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

- сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.



  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

25

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


подготовка рефератов, докладов

12

работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами

4

решение вариативных задач

15

создание презентаций

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09. Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

67(45)


Тема 1.1. Основные понятия и законы химии.

Содержание учебного материала.

7(5)

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (озон, кислород), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.


2

Практические занятия

2


Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.


Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение вариативных задач.


Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.


Содержание учебного материала.

9(6)

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.

Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, p-, d-, f-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и химической картины мира.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.


















2











Лабораторный опыт


Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Практические занятия

1

Составление электронно-графических формул атомов элементов малых периодов.


Самостоятельная работа обучающихся

3

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка докладов по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».


Тема 1.3. Строение вещества.




Содержание учебного материала.

12(8)

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалия физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.
















2








Лабораторные опыты


Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

Получение эмульсии моторного масла.

Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Практические занятия

1

Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.


Контрольная работа №1 по темам 1.1-1.3

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач.

Создание презентаций по теме «Строение вещества».

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.


Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.


Содержание учебного материала.

8(5)

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и ее устранения. Минеральные воды.





2

Практические занятия

2


Приготовление раствора заданной концентрации.

Решение расчётных задач на определение массовой доли растворенного вещества.


Самостоятельная работа обучающихся

3

Решение вариативных задач.

Создание презентаций.

Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.

Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.


Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.











Содержание учебного материала.

12(8)

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашенная и негашенная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов.











2









Лабораторные опыты






























Испытание растворов кислот индикаторами.

Взаимодействие металлов с кислотами.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями, с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами.

Взаимодействие щелочей с солями.

Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами.

Взаимодействие солей друг с другом.

Гидролиз солей различного типа.


Практические занятия

2

Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических и неорганических соединений.

Решение расчётных задач по уравнениям реакций.


Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач.

Создание презентаций.

Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:

Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

История отечественной черной металлургии.

История отечественной цветной металлургии.

Современное металлургическое производство.

Специальности, связанные с обработкой металлов.

Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Инертные или благородные газы.

Рождающие соли - галогены.

История шведской спички.

Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.


Тема 1.6. Химические реакции.








Содержание учебного материала.

9(6)

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.
























2

Лабораторные опыты


Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Практические занятия

3

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.

Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».


Самостоятельная работа обучающихся

3

Решение вариативных задач.

Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Химические реакции».


Тема 1.7. Металлы и неметаллы.





Содержание учебного материала.

10(7)

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.






















2

Лабораторные опыты


Закалка и отпуск стали.

Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.

Распознавание руд железа.

Практические занятия

2

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.


Самостоятельная работа обучающихся

3

Решение вариативных задач.

Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Металлы», «Неметаллы».


Раздел 2. Органическая химия

50(33)

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.







Содержание учебного материала.

9(6)

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений A.M. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации).

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.






















2

Лабораторный опыт.


Изготовление моделей молекул органических веществ.

Практические занятия

2

Составление структурных формул изомеров и гомологов органических веществ с последующим названием их по международной номенклатуре.


Самостоятельная работа обучающихся:

3

Подготовка докладов и рефератов по темам:

«Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии»

«Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова»

«Витализм и его крах»

«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»

«Современные представления о теории химического строения».


Тема 2.2. Углеводороды и

их природные источники.










Содержание учебного материала.

13(8)

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Получение этилена (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация ацетилена, получение и применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В.Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и

назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.
























2

Лабораторные опыты




















Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Практические занятия

3

Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элемента.

Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.

Составление генетических цепочек.


Контрольная работа №2 по темам 2.1 и 2.2

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Экологические аспекты использования углеводородного сырья

Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья

История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации

Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия

Углеводородное топливо, его виды и назначение

Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов


Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

















Содержание учебного материала.

14(9)

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза →полисахарид.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.

Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.























































Лабораторные опыты


Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непрерывного характера жидкого жира.

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).

Качественная реакция на крахмал.

Практические занятия

3

Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции.

Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических соединений.


Самостоятельная работа обучающихся

5

Решение вариативных задач.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

Углеводы и их роль в живой природе.

Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

Развитие сахарной промышленности в России.

Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.

Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Алкоголизм и его профилактика.

Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

Жиры как продукт питания и химическое сырье.

Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

Синтетические моющие средства (CMC): достоинства и недостатки.


Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения.








Содержание учебного материала.

14(10)

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе его свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.











2

Лабораторные опыты





























Растворение белков в воде.

Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне.

Денатурация белка под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания.

Ознакомление с коллекциями «Пластмассы», «Волокна».

Практические занятия

4

Распознавание пластмасс и волокон.

Решение расчётных задач на «избыток-недостаток.

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.


Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Аммиак и амины - бескислородные основания.

Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

Аминокислоты - амфотерные органические соединения.

Аминокислоты - «кирпичики» белковых молекул.

Синтетические волокна на аминокислотной основе.

«Жизнь это способ существования белковых тел....»

Структуры белка и его деструктурированние.

Биологические функции белков.

Белковая основа иммунитета.


Всего:

117(78)



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории химии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- комплект заданий для тестирования и контрольных работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска.

Оборудование лаборатории:

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ - по количеству обучающихся;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;

- термостат;

- сушильный шкаф.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. -6-е изд./ О.С Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2014. -336с.

2. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О.С.Габриелян, И.ГОстроумов. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.

3. Габриелян О.С. Химия. 10кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. - 192с.

4. Габриелян О.С. Химия. 11кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М., 2006.- 224с.

5. Сборник задач по органической химии: Учебн. пособие /Под ред. А.Е.Агрономова. - М.: Изд-во МГУ, 2000 - 160 с.

Для преподавателей

1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С Габриелян, И.Г. Остроумов - М, 2004.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004. - 284с.

3. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ.

4. Лидин Р.А. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р.А.Лидин, Е.В. Савинкина, Н.С.Рукк, Л.Ю.Аликберова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 230 с.

5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.

6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. Лаб.: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1996. - 94 с.

Интернет - ресурсы:

pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Предметные результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

письменная самостоятельная работа

тестирование

владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

письменная самостоятельная работа

тестирование

владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

практическая проверка

тестирование

сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

письменная самостоятельная работа

тестирование

владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

письменная самостоятельная работа

тестирование

сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

практическая проверка

тестирование


6


© 2010-2022