- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа по химии для специальности 23. 02. 03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елманова О.Ю. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОГБпОУ «Кораблинский Агротехнологический техникум»
«Утверждаю»
директор огбпоу «КАтт»
Т.К. плотникова
«____»_______________20_____г.
_______________________________
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09. Химия
Для специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);
- Примерной программы учебной дисциплины ОУД.09.Химия;
- ФГОС среднего профессионального образования по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
- Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кораблинский Агротехнологический техникум»
Разработчик:
Елманова Ольга Юрьевна, преподаватель 1 категории
Рассмотрено
На заседании методической комиссии
Протокол №____________
От «____» ____________________ 20______г.
Председатель МК
_______________________________________СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
22
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
24
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09. Химия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
-
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам базовый уровень
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.09. Химия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования
гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической
информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
• предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
25
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
подготовка рефератов, докладов
12
работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами
4
решение вариативных задач
15
создание презентаций
8
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09. Химия
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Общая и неорганическая химия.
67(45)
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии.
Содержание учебного материала.
7(5)
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (озон, кислород), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
2
Практические занятия
2
Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Решение вариативных задач.
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
Содержание учебного материала.
9(6)
Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.
Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, p-, d-, f-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и химической картины мира.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.
2
Лабораторный опыт
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Практические занятия
1
Составление электронно-графических формул атомов элементов малых периодов.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка докладов по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».
Тема 1.3. Строение вещества.
Содержание учебного материала.
12(8)
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалия физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.
2
Лабораторные опыты
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Получение эмульсии моторного масла.
Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Практические занятия
1
Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
Контрольная работа №1 по темам 1.1-1.3
1
Самостоятельная работа обучающихся
4
Решение вариативных задач.
Создание презентаций по теме «Строение вещества».
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Содержание учебного материала.
8(5)
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и ее устранения. Минеральные воды.
2
Практические занятия
2
Приготовление раствора заданной концентрации.
Решение расчётных задач на определение массовой доли растворенного вещества.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Решение вариативных задач.
Создание презентаций.
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.
Содержание учебного материала.
12(8)
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашенная и негашенная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов.
2
Лабораторные опыты
Испытание растворов кислот индикаторами.
Взаимодействие металлов с кислотами.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями, с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами.
Взаимодействие щелочей с солями.
Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами.
Взаимодействие солей друг с другом.
Гидролиз солей различного типа.
Практические занятия
2
Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических и неорганических соединений.
Решение расчётных задач по уравнениям реакций.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Решение вариативных задач.
Создание презентаций.
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии.
Современное металлургическое производство.
Специальности, связанные с обработкой металлов.
Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли - галогены.
История шведской спички.
Химия металлов в моей профессиональной деятельности.
Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.
Тема 1.6. Химические реакции.
Содержание учебного материала.
9(6)
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.
Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.
Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.
2
Лабораторные опыты
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
Практические занятия
3
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.
Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».
Самостоятельная работа обучающихся
3
Решение вариативных задач.
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Химические реакции».
Тема 1.7. Металлы и неметаллы.
Содержание учебного материала.
10(7)
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Производство чугуна и стали.
Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.
Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.
2
Лабораторные опыты
Закалка и отпуск стали.
Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.
Распознавание руд железа.
Практические занятия
2
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Решение вариативных задач.
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Металлы», «Неметаллы».
Раздел 2. Органическая химия
50(33)
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
Содержание учебного материала.
9(6)
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений A.M. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации).
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
2
Лабораторный опыт.
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Практические занятия
2
Составление структурных формул изомеров и гомологов органических веществ с последующим названием их по международной номенклатуре.
Самостоятельная работа обучающихся:
3
Подготовка докладов и рефератов по темам:
«Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии»
«Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова»
«Витализм и его крах»
«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»
«Современные представления о теории химического строения».
Тема 2.2. Углеводороды и
их природные источники.
Содержание учебного материала.
13(8)
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Получение этилена (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация ацетилена, получение и применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В.Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и
назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.
2
Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
Практические занятия
3
Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элемента.
Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
Составление генетических цепочек.
Контрольная работа №2 по темам 2.1 и 2.2
1
Самостоятельная работа обучающихся
5
Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Экологические аспекты использования углеводородного сырья
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия
Углеводородное топливо, его виды и назначение
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.
Содержание учебного материала.
14(9)
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза →полисахарид.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.
Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.
Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
Лабораторные опыты
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непрерывного характера жидкого жира.
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).
Качественная реакция на крахмал.
Практические занятия
3
Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции.
Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
5
Решение вариативных задач.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Углеводы и их роль в живой природе.
Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
Развитие сахарной промышленности в России.
Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.
Метанол: хемофилия и хемофобия.
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Алкоголизм и его профилактика.
Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства (CMC): достоинства и недостатки.
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения.
Содержание учебного материала.
14(10)
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе его свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
2
Лабораторные опыты
Растворение белков в воде.
Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне.
Денатурация белка под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания.
Ознакомление с коллекциями «Пластмассы», «Волокна».
Практические занятия
4
Распознавание пластмасс и волокон.
Решение расчётных задач на «избыток-недостаток.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Дифференцированный зачет
1
Самостоятельная работа обучающихся
4
Решение вариативных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Аммиак и амины - бескислородные основания.
Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Аминокислоты - амфотерные органические соединения.
Аминокислоты - «кирпичики» белковых молекул.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
«Жизнь это способ существования белковых тел....»
Структуры белка и его деструктурированние.
Биологические функции белков.
Белковая основа иммунитета.
Всего:
117(78)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
Оборудование лаборатории:
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ - по количеству обучающихся;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
- термостат;
- сушильный шкаф.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. -6-е изд./ О.С Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2014. -336с.
2. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О.С.Габриелян, И.ГОстроумов. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
3. Габриелян О.С. Химия. 10кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. - 192с.
4. Габриелян О.С. Химия. 11кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М., 2006.- 224с.
5. Сборник задач по органической химии: Учебн. пособие /Под ред. А.Е.Агрономова. - М.: Изд-во МГУ, 2000 - 160 с.
Для преподавателей
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С Габриелян, И.Г. Остроумов - М, 2004.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004. - 284с.
3. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ.
4. Лидин Р.А. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р.А.Лидин, Е.В. Савинкина, Н.С.Рукк, Л.Ю.Аликберова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 230 с.
5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. Лаб.: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1996. - 94 с.
Интернет - ресурсы:
pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Предметные результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
письменная самостоятельная работа
тестирование
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
письменная самостоятельная работа
тестирование
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
практическая проверка
тестирование
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
письменная самостоятельная работа
тестирование
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
письменная самостоятельная работа
тестирование
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
практическая проверка
тестирование
6