Доклад на методическом объединении

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Как давно человек пытается защитить природу от самого себя, как давно он бьется над этой вековой проблемой - сохранить богатство и красоту окружающего мира".


Ч. Айтматов.

Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема - проблема окружающей среды.

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся подчеркнуть их значимость для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран, независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.

Общество, в котором мы живем, спешит завладеть материальными благами, забывая о морали, о том, что есть такие понятия, как Доброта, Любовь, Помощь, Спасение... Причина нравственной опустошенности людей заключается в погоне за деньгами, вещами, в пренебрежении нравственными ценностями. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущие воды». Многозначный афоризм заключает в себе то, что мы понимаем под словами экологическая культура. Это понятие возникло не так давно, но осознание человеком своей взаимосвязи с природой происходило во все времена, все эпохи. Широко известны прекрасные слова Ф.И.Тютчева, который сумел передать в поэтическом слове философскую глубину образа природы:

Не то, что мните, вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти слова, сказанные в XIX веке, заключают в себе цель экологического образования и воспитания подрастающего поколения. «Я люблю свое село, это мой дом, моя родина. Всё для меня здесь дорого - это бесценные дары природы, которые мы, к сожалению, не в силах сберечь. Каждый человек наводит порядок в своей квартире, но почему же мы не можем навести порядок в нашем общем доме под названием «Россия». Не можем или не хотим?!»

В современной школе нет предмета «Экология», но есть разделы «Химия и экология», «Биологически активные вещества» и, практически, в любой теме.

Именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты. Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.

Экология стала позицией для конкретной деятельности. Представленное обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет возрастных особенностей учащихся. И одним из условий успешности - единство классной и внеурочной деятельности. Через что: социально-экологическое, химико-экологическое и учебно-исследовательское направления. Чем: систематичность, непрерывность, преемственность, возрастные особенности. Для чего: осознанное восприятие окружающей действительности, развитие интеллекта и творческих способностей, формирование устойчивых познаний для деятельности, выбор порядка действий, способов и средств деятельности. Используя объяснительно-иллюстративное обучение, практический способ обучения, ИКТ, проблемное обучение, дифференциальное обучение.

Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом - планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт. Отходов в производстве не бывает, есть вовремя не использованные вещества. Считаю тему «Получение аммиака в промышленности», где показан циркуляционный безотходный метод идеальной.

Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой - ваша ответственность»

Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике - вот цель учителя.

Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды - биотестирования и простейшего химического анализа воды и почвы. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.

В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования - деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде - обязательное условие для их презентации. В свой видеопроект учащиеся включают авторские видеосъемки, фрагменты учебных видеопередач, иллюстрации из книг и журналов, синхронный текст и музыку.

Большой популярностью пользуются ученические проекты, выполненные по темам: «Что в капельке воды?», «Химия и цвет», «Кириешки и другие ешки», «Автомобиль - враг или благо человека?», «Утилизация бытовых отходов», «Металлы в организме человека», «Антропогенное загрязнение атмосферы табачным дымом» и другие.

.


© 2010-2022