Разработка урока на тему Кислоты

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему Кислоты.Разработка урока на тему Кислоты.Разработка урока на тему Кислоты.Разработка урока на тему Кислоты.Разработка урока на тему Кислоты.Урок №2

Тема: Химические свойства кислот. Реакции обмена.

Цель: изучить химические свойства кислот; выяснить значение понятия «индикатор»; объяснить использования индикаторов для определения кислой среды раствора; продолжить знакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов; выяснить содержание реакций обмена, продолжить работу над закреплением правил техники безопасности во время работы с кислотами.

Оборудование: Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», таблица «Химические свойства кислот», цветные таблички, штативы с пробирками, нагревательное оборудование.

Реактивы: Фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмусовая индикаторная бумага, гидроксид натрия (NaOH), нитрат серебра (AgNO3), растворы соляной и серной кислот, цинк, медь, оксид меди (CuO).

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.).

  2. Оглашение темы и ожидаемых результатов (2 мин.).

  3. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин.).

5. Изучение нового материла (15 мин).

6. Практическая часть - интерактивные упражнения (10мин).

7. Подведение итогов урока (рефлексия) (7 мин).

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности учеников методом беседы.

Беседа:

  • В чем сущность химических свойств веществ?

  • Какая существует форма выражения свойств химических свойств веществ?

  • Какие типы химических реакций вы уже знаете?

3.Оглашение темы и ожидаемых результатов.

Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучения класса кислот. Тема сегодняшнего урока: «Химические свойства кислот. Реакции обмена». Ожидаемые результаты: После изучение этой темы вы будете:

Уметь:

  • составлять уравнения реакций, которые подтверждают химические свойства кислот;

  • анализировать, сравнивать и использовать знания о кислотах на практике.

4. Актуализация опорных знаний.

Для этого этапа урока применяется технология «Работа в парах».

Задание: Заполните карточки. Каждый правильный ответ - 1 балл. После выполнения работы ученики обмениваются карточками, проверяют и выставляют баллы соседу.

Перфокарта 1

Название кислоты

Формула

Фторводородная

H2SO4

Кремниевая

H2S

HBr

Ортофосфорная

Перфокарта 2

Название кислоты

Формула

Сернистая

H2CO3

Йодоводородная

Азотная

Соляная

H2SiO3

5.Изучение нового материала.

Для предоставления необходимой информации по данной теме используется интерактивная технология «Ажурная пилка».

Для выполнения этого упражнения заранее были подготовлены таблички с цветными обозначениями.

Перед уроком учитель прорабатывает отдельно с каждой «домашней» группой материал новой темы, который был им задан, демонстрирует проведение опытов, дает консультации. См. Приложение 1

Каждый ученик будет входить в две группы: «домашнюю» и «экспертную». Затем на данном этапе урока образуются «экспертные» группы, используя цветные таблички. См. Приложение 2. В каждой «домашней» группе все ее участники должны иметь таблички разных цветов, а в каждой экспертной одинаковые. Каждая экспертная группа должна выслушать всех представителей экспертных групп (лаборантов - консультантов), при этом, наблюдая демонстрацию соответствующих теме опытов, и проанализировать материал в целом, провести его экспертную оценку в определенное время. После завершения работы предложите ученикам вернуться «домой». Каждый ученик должен поделиться информацией, полученной в «экспертной группе». Заданием «домашних» групп в этом случае уже является окончательная систематизация и коррекция всей информации.

6.Практическая часть.

Интерактивная часть урока проводится с применением технологий «Микрофон» и «Работа в парах».

«Микрофон»:

  • Как действуют растворы кислот на индикаторы?

  • Что такое индикаторы?

  • Какие вы знаете правила работы с кислотами?

  • Какие особенности взаимодействия кислот с металлами?

  • Как происходит взаимодействие кислот с основными оксидами?

  • Какие реакции называются реакциями обмена?

  • Взаимодействуют ли кислоты с основаниями?

  • Какие продукты образуются при реакции кислот и солей?

«Работа в парах».

Задание: Закончите уравнения, которые возможно и подчеркните реакции обмена. Каждое правильное уравнение - 2 балла. После выполнения работы ученики обмениваются карточками, проверяют и выставляют баллы соседу.

Вариант 1

СаО + Н3РО4 -----

Са + НСl -----

КОН + Н2SO4 -----

Вариант 2

СuO + HNO3 -----

Сu + HCl -----

СuCl2 + Н2SO4 -----


  1. Подведение итогов.

  • Анализ проведенного урока.

  • Оценивание учащихся.

  • Домашнее задание:

Параграф 33, выполнить задания №1, 2.

Объяснение домашнего задания.

  • Все учащиеся должны приготовить не менее 15 небольших карточек с вопросом, заданием или незаконченным уравнением.




Приложение 1

1 группа

Действие кислот на индикаторы. ( Изучить материал учебника - параграф 33).

Правила работы с кислотами.

Работа с кислотами требует большой осторожности. При разбавлении кислот необходимо вливать небольшими порциями, помешивая, кислоту в воду, но не наоборот. Это легко объяснить. При растворении кислот выделяется большое количество теплоты. Вода более теплоемка, чем кислота, поэтому если понемногу вливать кислоту в воду, то вся выделяющаяся теплота успевает поглотиться водой, если же вливать наоборот, то выделяющаяся теплота не успевает поглотиться кислотой, а идет на разогрев добавляемой воды. Вода вскипает и выплескивается наружу вместе с капельками кислоты. Это может привести к серьезному ожогу. При попадании кислоты на кожу следует немедленно смыть ее проточной водой до исчезновения чувства жжения, затем промыть раствором питьевой соды и обратиться в медпункт. При попадании кислоты в глаза необходимо промыть их водой и немедленно обратиться к врачу.

2 группа

Взаимодействие кислот с металлами. ( Изучить материал учебника -параграф 33).

3 группа

Взаимодействие кислот с основными оксидами. ( Изучить материал учебника - параграф 33).


4 группа

Взаимодействие кислот с основаниями.

Взаимодействие кислот с основаниями называется реакцией нейтрализации. Запишем уравнение реакции, например:

NaOH + НСl ----- NaCl +Н2О.

Нужно подчеркнуть, что гидроксильная группа оснований -ОН - обеспечивает щелочную среду раствора, а атом водорода - кислую. Вместе они образуют нейтральную среду. Продуктами реакции являются соль и вода. Кислоты взаимодействую и с растворимыми основаниями, и с нерастворимыми. По структуре такие реакции являются реакциями обмена.

5 группа

Взаимодействие кислот с солями.

Реакции взаимодействия кислот с солями являются реакциями обмена.

В результате таких реакций образуются другая соль, и другая кислота.

Наиболее результативны те реакции, при проведении которых соль выпадает в осадок:

НСl + AgNO3 ----- AgCl + HNO3.

В данном случае хлорид серебра (AgCl) образуется в виде белого, творожистого осадка.


Приложение 2








Описание применяемых технологий

«Ажурная пилка» - Технология используется для создания на уроке ситуации, которая дает возможность ученикам работать вместе для усвоения большого количества информации за относительно короткое время. Эффективная и может заменить лекцию в тех случаях, когда начальная информация должна быть донесена до учащихся перед проведением основного урока. Привлекает учеников помогать друг другу, учиться уча.

«Работа в парах» - технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работать в малых группах. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и др. При условии парной работы все дети в классе получают возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только тогда озвучить свои мысли перед классом. Она положительно влияет на развитие навыков общения, умение выражаться, умение переубеждать и вести дискуссию.



© 2010-2022