Конспект урока на тему: Кислородные соединения азота

Данная разработка содержит конспект урока  химии в 9 классе на тему: "Кислороднные соединения азота". Конспект предназначен для учебника "Химия. 9 класс О.С. Габриелян". Цель урока: изучить свойства оксидов азота.Задачи: 1)    рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;2)  формирование научной картины мира;  р развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.На этом уроке  расс...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: «Кислородные соединения азота». 9 класс

Цель урока: изучить свойства оксидов азота.

Задачи:

  1. образовательные: рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;

  2. воспитательные: формирование научной картины мира;

  3. развивающие: развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

Несколько учащихся работают по карточкам, с остальными проводится фронтальный опрос по прошлой теме.

Дидактическая карточка №1

а) Напишите формулы следующих веществ: аммиак, нашатырный спирт, нашатырь

б) Напишите следующие уравнения реакции:

- качественную реакцию на катион аммония;

- взаимодействие сульфата аммония с хлоридом бария.

Дидактическая карточка №2

а) Напишите формулы следующих веществ: дихромат аммония, нашатырный спирт, сульфат аммония.

б) Напишите следующие уравнения реакции:

- взаимодействие хлорида аммония с нитратом серебра;

- взаимодействие карбоната аммония с соляной кислотой.

Фронтальный опрос:

1)Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

2)Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

3)Каким способом следует собирать аммиак? Почему? Как можно распознать аммиак?

5)Что такое нашатырь? Для чего его используют?

6)Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?

3. Актуализация знаний.

Расставьте степени окисления в оксидах азота:

N2O NO N2O3 NO2 N2O5

  1. Изучение нового материала.

Учитель сообщает тему, цель и план урока.

План:

  1. Классификация оксидов азота.

  2. Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I)».

  3. Физические свойства оксидов азота (самостоятельная работа с текстом учебника).

  4. Химические свойства, получении и применение оксидов азота, (рассказ и объяснение учителя).

Классификация оксидов азота. Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.

ОКонспект урока на тему:Кислородные соединения азотаКонспект урока на тему:Кислородные соединения азотаксиды азота

Несолеобразующие Солеобразующие

N2O NO N2O3 → HNO2

не взаимодействуют ни с кислотами, N2O5 →HNO3

ни со щелочами и не образуют солей NO2 → HNO2 и HNO3

Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I)».

Веселящий газ.

Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия NaNO2 в формамиде HCONH2. Внезапно началась бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия Na2S2O3. Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил термическое разложение нитрата аммония NH4NO3. Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.

Ученые получили один и тот же газ - оксид азота (I) N2O.

Далее учащиеся заполняют таблицу.

Формула оксида

Физические свойства

Химические свойства

Получение и применение

N2O

бесцветный негорючий газ с приятным сладковатым запахом и привкусом.

2N2O→2N2 + O2

NH4NO3→N2O+ 2H2O

Малые концентрации закиси азота вызывают лёгкое опьянение (отсюда название - «веселящий газ»). При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние опьянения и сонливость. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем в медицине её применяют в больших концентрациях.

NO

бесцветный газ, плохо растворимый в воде.

2NO + O2→2NO2

4NH3 + 5O2→4NO + 6H2O

Получение NO является одной из стадий получения азотной кислоты.

NO2

Ядовитый газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом или желтоватая жидкость. Лисий хвост.

NO2 + H2O→HNO2 + HNO3

4NO2 + H2O+ O2 →4HNO3

2NO2 + 2NaOH→NaNO3 + NaNO2 + H2O

2Cu(NO3)2→2CuO + 4NO2 +O2

В производстве серной и азотной кислот, в качестве окислителя в жидком ракетном топливе и смесевых взрывчатых веществах. Высокотоксичен. Он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает отёк лёгких.

N2O3

жидкость синего цвета (при н. у.), бесцветный газ (при стандартных условиях), в твёрдом виде - синеватого цвета.

N2O3 + H2O=2HNO2

N2O3 +MgO = Mg(NO2)2

N2O3 + 2 KOH = 2KNO2 +H2O

NO + NO2 =N2O3

Применяется в лаборатории для получения азотистой кислоты и её солей. Высокотоксичен. По действию на организм сравним с дымящей азотной кислотой, вызывает тяжёлые ожоги кожи.

N2O5

бесцветные, очень летучие кристаллы. Крайне неустойчив.

N2O5 + H2O= 2HNO3

N2O5 +CaO = Ca(NO3)2

N2O5 + 2 NaOH= 2NaNO3

2NO2 + O3=N2O5 +O2

N2O5 токсичен.

4.Закрепление. Упр.6

5. Рефлексия, подведение итогов. Оценки.

6. Домашнее задание §26.

© 2010-2022