Конспект урока на тему

Соединения щелочных металлов. Цели: ·         Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же  навыки самоконтроля. ·         Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного ме... Формула соли название применение NaHCO3 Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода   K2CO3 Карбонат калия, поташ   NaCl Хлорид натрия, поваренная соль   Na2SO4 ∙ 10 H2O Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль   Na2CO3 ∙ 10 H2O Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода   4.      Значение в жизнедеятельности организмов. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион. «Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений. Ионы калия  - поддерживают  работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника.  Соединения калия – устр...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соединения щелочных металлов.

Цели:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.

  • Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла - свойства простого вещества - свойства соединений щелочных металлов.

  • Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление ученикам темы: Соединения щелочных металлов, цели урока: обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций.

II. Проверка домашней работы.

Тест по теме: Щелочные металлы.

  1. К щелочным металлам не относится:
    а) рубидий; б) калий; в) цезий; г) медь.

  2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
    а) литию; б) калию; в) натрию; г) меди.

  3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

а) изменяется периодически; б) не изменяется;

в) увеличивается; г) уменьшается.

  1. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
    а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
    б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

  2. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а) +1; б) +2; в) +3; г) +4.

  3. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
    б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие.

  4. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:

а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль .

  1. При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с:

а) литием; б) калием; в) натрием; г) рубидием.

  1. Щелочные металлы не взаимодействуют с:
    а) неметаллами; в) водой;
    б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.

  2. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
    а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
    б) очень легкие; г) сильные окислители.

На тест отводится 8 мин

III. Домашнее задание

IV. Изучение нового материала.
По ходу объяснения материала учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.

  1. Оксиды щелочных металлов

а) физические свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
б) химические свойства: оксиды щелочных металлов - это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
Na2O + H2O → 2NaOH; Na2O + CO2 → Na2CO3; Na2O + H2SO4 → Na2SO4 + H2O

  1. Гидроксиды щелочных металлов
    а) физические свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
    б) химические свойства
    Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторного опыта

Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

  2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl → NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

  4. В пробирку с гидроксидом цинка осторожно добавьте гидроксид натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +Zn(OH)2 → Na2ZnO2 + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, амфотерными гидроксидами, с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.

в) применение

5. Гидроксид натрия - NaOH - едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия - КОН - едкое кали. NaOH и КОН - едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

  1. Соли щелочных металлов
    а) физические свойства: твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
    б) применение: заполнение таблицы. Работа с учебником выписать применение:

Формула соли

название

применение

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода

K2CO3

Карбонат калия, поташ

NaCl

Хлорид натрия, поваренная соль

Na2SO4 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль

Na2CO3 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода


  1. Значение в жизнедеятельности организмов.
    Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион. «Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений. Ионы калия - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. Соединения калия - устраняют отеки.

V. Закрепление. В ходе закрепления нового материала решаем задачу.
Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.

Задача.

В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

Дано: Решение:
mсут+) = 3,5г 100г(кураги) - 2, 034г(К+)
m1 (кураги) = 100г х г(кураги) - 3,5г
m (К+) = 2,034г х г = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г
Найти:
m(кураги) = ?г
Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.

VI. Итог урока. Выставление отметок.
Итог урока:

  1. Какие физические и химические свойства характерны для оксидов, гидроксидов щелочных металлов.

  2. Где применяются гидроксиды и соли щелочных металлов



© 2010-2022