• Преподавателю
  • Химия
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Большое значение имеет правильный выбор диаметра отвер­стия, подготовленного для нарезания резьбы. Если диаметр боль­ше, чем следует, то внутренняя резьба не будет иметь полного профиля. При меньшем диаметре отверстия вход метчика в него затруднен, что ведет либо к срыву ниток резьбы, либо к закли­ниванию и поломке метчика. Следует иметь в виду, что при наре­зании резьбы под действием усилия подачи и вращательного дви­жения метчика металл заготовки не только режется, но и «течет» в направлении д...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ

Карагандинский железнодорожный колледж



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


ТЕМА: Подготовка отверстия для

нарезания резьбы метчиком



Мастер п\о: Ненахова Н.В


Караганда 2014


План урока производственного обучения



«______ »2014г

Сабақ/Урок №____

Тобы/ группа:

Раздел: Слесарные работы.

Тема урока: Подготовка отверстия для нарезания резьбы метчиками.

Сабақтың мақсаты/ Цели урока:

Білімдік/Учебная: Научить учащихся подбирать свёрла и сверлить отверстие под нарезку резьбы, нарезать резьбу метчиком.

Дамытушылық/Развивающая: Развивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при работе с инструментом.

Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитать у учащихся любовь к труду и бережное отношение к инструменту.

Сабақтың түрі/ Тип урока: комбинированный

Сабақтың әдісі/Метод проведения: лекция с элементами беседы, практическая работа, применение интерактивной доски.

Формы обучения: групповые.

Оқу материалын жабдықтау/Учебно- материальное оснащение: доска, мел, плакаты, слесарный верстак, метчики, свёрла под резьбу, подобранные по таблицам соответствующих справочников, зенковки 90-120 градусов, штангерцикули(0,1мм), вороток.

Пән аралық байланым/Межпредметные связи: материаловедение, черчение.

Сабақтың барысы/Ход урока:

Ұйымдастыру кезені

Организация учебного процесса: 09.00 - 09.05

  • приветствие

  • проверка численности учащихся

  • проверка внешнего вида

  • наличие школьных принадлежностей

  • сообщение новой темы

  • проверка домашнего задания

  • инструктаж по техники безопасности

Вводный инструктаж: 09.05. -10.30

Актуализация прежних знаний (повторение материала)

1)Нарезание наружной резьбы.

2)Определение плашки.

3)Виды плашек

4)Применение круглых плашек вручную

5) Зенкование

6)Техника безопасности при организации рабочего места


вопроса


Вопрос


ответа


Ответы


1.


Нарезание резьбы-это

инструмент для нарезания или накатывания наружной резьбы вручную или на станках

2.

Определение плашки-

плашки, предназначены для нарезания наружной резьбы диаметром до 52 мм в один проход.


3.

Виды плашек:

Нарезные плашки бывают круглые (лерками), раздвижные (клупповые).


4.

Применение круглых плашек вручную

обработка верхней части отверстия для получения фаски. Выполняется зенкование с помощью зенковок или сверлом большего диаметра.


5.

Зенкование-это

Операция по получению на поверхности детали винтовой канавки с помощью специальных инструментов







Сообщить тему и цель урока

Объяснение нового материала:

1.Выбор диаметров сверл для сверления отверстии под резьбу.

2. Подготовка отверстия для нарезания резьбы.

3. Вороток для метчиков.

4. Определение и виды метчиков.

5. Нарезание резьбы метчиком.

6. Техника безопасности при сверлении отверстия.

7. Техника безопасности при нарезании резьбы.

1.Выбор диаметров сверл для сверления отверстии под резьбу.

Большое значение имеет правильный выбор диаметра отверстия, подготовленного для нарезания резьбы. Если диаметр больше, чем следует, то внутренняя резьба не будет иметь полного профиля. При меньшем диаметре отверстия вход метчика в него затруднен, что ведет либо к срыву ниток резьбы, либо к заклиниванию и поломке метчика. Следует иметь в виду, что при нарезании резьбы под действием усилия подачи и вращательного движения метчика металл заготовки не только режется, но и «течет» в направлении действия осевого усилия, т. е. частично выдавливается, причем в разной степени у различных материалов. Металлы твердые

и хрупкие дают меньшие изменения величины отверстия при нарезании резьбы, чем металлы вязкие и мягкие. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ рис.1

Если подготовить отверстие точно по размеру внутреннего диаметра резьбы, то выдавливаемый в процессе резания резьбы металл уменьшит диаметр отверстия, будет чрезмерно давить на зубья метчика, способствовать их усиленному нагреву и прилипанию частиц металла к зубьям. Резьба в этом случае получится низкого качества, с рваными нитками, а в ряде случаев возможно заклинивание метчика в отверстии и поломка инструмента. Особенно заметно это сказывается при нарезании резьбы в мягких и вязких материалах. В итоге при нарезании резьбы материал частично выдавливается, поэтому свёрла должны быть несколько меньше, чем внутренний диаметр резьбы.

Диаметр сверла берут подбирая по таблице. 2. Табл.

Диаметр резьбы,мм

Диаметр отверстия,мм

1,0

0,75

1,2

0,95

1,4

1,1

1,7

1,35

2,0

1,6

2,3

1,9

2,6

2,15

3,0

2,5

3,5

2,9

4

3,3





2. Подготовка отверстия для нарезания резьбы

Для нарезания внутренней резьбы метчиком вначале готовят отверстие под резьбу путём сверления. Полученное отверстие под резьбу зенкуют на глубину 1…1,5 мм конической зенковкой с углом 90°. После подготовки

отверстия подбирают комплект метчиков в соответствии с размером резьбы. Рабочую часть первого (чернового) метчика смазывают маслом и вставляют его заборной частью в отверстие так, чтобы ось метчика совпала с осью отверстия. В отверстиях, подготавливаемых под нарезания в них резьбы, со стороны входа метчика должны быть сняты фаски под углом 60 градусов и высотой не менее одного шага резьбы. Диаметр отверстия под метрическую резьбу приближенно можно вычислить по формуле

где а - диаметр нарезаемой резьбы, мм. Размеры воротка для закрепления метчика выбирают в зависимости от диаметра нарезаемой резьбы. Примерная длина воротка может быть определена по формуле

L = 20D+100 мм,

где D - диаметр резьбы, мм.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 3

3.Вороток для метчиков

Предназначен для крепления хвостовика метчиков при нарезании внутренних резьб. Метчик хвостовой частью крепится в вороток, рабочей частью вставляется в отверстие, в котором при проворачивании воротка возвратно-поступательными движениями нарезается резьба. Задняя поверхность для исключения трения её об обрабатываемую деталь выполняется затылованной (некруглой). Профиль резьбы метчика должен соответствовать профилю нарезаемой резьбы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ рис.4.Метчик, закреплённый в вороток

4.Определение и виды метчиков.

Метчик- это стержень с винтовой нарезкой.
Метчик состоит из двух частей: рабочей и хвостовика. На рабочей части различают заборную (внизу) и калибрующую (вверху). Метчики обычно бывают трех разновидностей: для предварительной нарезки (нанесена одна риска), для углубления резьбы (нанесено 2 риски) и для калибровки, чистовой нарезки (3 риски или без них). Кроме того, есть метчики "три в одном",- позволяющие за один проход нарезать полноценную резьбу. Метчики изготавливают из углеродистой, быстрорежущей стали.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ рис. 5. Виды метчиков

Чтобы понять, чем отличаются метчики с разными рисками посмотрим на фотографию, с укрупненными профилями режущей кромки. Как видим метчик слева нарезает резьбу не полностью, метчик в середине нарезает ее глубже, и только метчик справа прорезает ее до конца. Конечно, можно нарезать резьбу сразу чистовым метчиком, только во первых для этого понадобится большее усилие, в результате чего метчик можно сломать, а во вторых долго он не прослужит.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ рис. 6. Отличие метчиков

Поломка метчика требует большой затраты времени на его извлечение и, кроме того, портит резьбу, а иногда даже приводит к браку детали. Для предотвращения поломки необходимо работать внимательно, пользоваться исправным и острым метчиком, чаще вынимать метчик для удаления стружка.

Рваная резьба обычно получается при работе тупым метчиком, при отсутствии смазки и неправильной установке метчика относительно нарезаемой детали. Неполная резьба получается тогда, когда диаметр отверстия под резьбу больше, чем это требуется для данных условий работы (материала детали и размера резьбы), а также, когда диаметр стержня под резьбу меньше установленного. Срыв резьбы происходит в тех случаях, когда диаметр просверленного отверстия под резьбу меньше требуемого, когда применяется тупой метчик стружка забивается в канавки.

5.Нарезание резьбы метчиком.

После подготовки отверстия под резьбу и выбора вороток деталь закрепляют в тисках, черновой метчик смазывают и в вертикальном положении вставляют в нарезаемое отверстие. Надев на метчик вороток и слегка прижимая его к детали левой рукой, правой осторожно поворачивают вороток вправо до тех пор, пока метчик не врежется в металл, и его положение в отверстии не станет устойчивым. Затем вороток берут двумя руками и плавно вращают.

Рис. 7

После одного-двух полных оборотов возвратным движением метчика примерно на четверть оборота ломают стружку, это значительно облегчает процесс резания. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ рис. 8МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Закончив нарезание, вращением воротка в обратную сторону вывертывают метчик из отверстия или пропускают его насквозь.

Второй в третий метчики смазывают маслом и вводят в отверстие без воротка; только после того, как метчик правильно установится по резьбе, накладывают вороток и продолжают нарезание резьбы.

6.Техника безопасности при сверлении отверстия.

  • Правильно без перекосов и прочно закреплять сверло в патроне коловорота и дрелей.

  • Запрещается коловорот и дрели держать повернутыми сверлом к себе.


  • При сверлении отверстий не нажимать сильно на коловорот грудью или подбородком. Подачу вести легко и плавно.

  • Не допускать падения сверл на пол; сверла при заточке следует прочно закреплять в тисках.

  • Прочно закреплять обрабатываемое изделие на верстаке или на станке.

7.Техника безопасности при нарезании резьбы:

  • Метчик надежно закрепить в ворот;

  • Соблюдать осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой воротом и опорой;

  • Смазку производить при помощи кисточки или масленки

  • Для удаления стружки пользоваться щеткой-сметкой;

  • Не допускать попадания масла на одежду и руки.

Тақырыпты қорытындылау

Закрепление новой темы: устный опрос, тест

Тест-опросник.

Нарезание наружней резьбы.

1. Инструмент для нарезания наружной резьбы.

1) плашка

2) метчик

3) вороток

4) сверло

2.Под каким углом устанавливают стержень в тисках при нарезании наружной резьбы?

1) 25 градусов

2) 30 градусов

3) 45 градусов

4) 90 градусов

3.Для чего плашку поворачивают в обратную сторону при нарезании резьбы?

1) для смазки

2) для слома стружки

3) для отдыха рук

4) для безопасности

4.Для чего отверстия в плашке?

1) для вентиляции

2) для смазки

3) для схода стружки

4) для уменьшения веса

5.Металлический стержень с обеих сторон которого резьба называется:

1) гвоздем

2) шурупом

3) винтом

4) шпилькой

Самостоятельная работа учащихся: 10.30 - 13.5

Текущий инструктаж:

Получение задания.

Подготовка рабочего места и инструмента.

Выполнение работы.

Выполнения контроля и взаимоконтрля.

Целевые обходы рабочих мест с целью:

  • проверка своевременного начала работы

  • проверка соблюдения безопасности труда

  • проверка правильности выполнения приемов и операций

  • оказание практической помощи учащимся

Заключительный инструктаж: 14.00 - 14.50

  • Подвести итоги проведенного занятия

  • Отметить лучшие работы

  • Разобрать типичные ошибки

  • Убрать рабочее место

  • Сообщить оценки

Үй тапсырмасы/Домашнее задание:


Мастер п\о Ненахова Н.В


© 2010-2022