Конспект урока по химии на темуКислоты в свете ТЭД (8 класс)

Конспект урока   составлен с учётом требований ФГОС в виде технологической карты. Тип урока: открытие нового знания с использованием деятельностного метода.  В конспекте указана образовательная цель и планируемый результат обучения, в том числе УУД. На первом этапе урока организуется познавательная деятельность  учащихся, включающая полётный опрос, самостоятельную работу. проблемнуюд ситуацию.На втором этапе выдвигается гипотеза и предлагаются действия по её проверке. С целью проверки гипотезы о...
Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Зараевой Ирины Алексеевны, учителя биологии и химии филиала МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина Долгоруковского муниципального района Липецкой области в с. Меньшой Колодезь

Предмет: химия

Уровень образования: основное общее

Тема урока: Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Тип урока: открытие нового знания с использованием деятельностного метода

Форма проведения урока

Время проведения: IV четверть

Участники: учащиеся 8 класса

Цель урока: формирование знаний у учащихся о химических свойствах кислот; формирование умений записывать химические уравнения с учетом ТЭД, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости, формирование умений прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирования УУД:

Предметные: Формулируют и воспроизводят понятия о кислотах как электролитах на основе из состава, химических свойств, проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Преобразуют практическую задачу в познавательную, планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своих действий, управляют своей деятельностью на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД: Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку группой, под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы, устанавливают связи между целью учебной деятельности и уё мотивом.

Основные понятия: электролиты, , электролитическая диссоциация, степень диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, ионы, реакции ионного обмена, кислоты, ряд активности металлов.

Межпредметные связи: биология

Ресурсы: 1. О.С.Габриелян «Химия» 8 класс, учебник. 2. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя». Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002. 3.Презентация по теме 4. Презентация ученика по теме 5. Компьютер 6. Мультимедийный проектор 7. Экран 8. Микро-лаборатория

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся. ФОУД

Формирование УУД.

Этап 1. Определение потребностей и мотивов

Предлагает оценить своё настроение (слайд 2)

Организует познавательную деятельность учащихся:

Предлагает ответить на вопросы, которые указывают на связь изученного материала с новой темой.

Полётный опрос по ранее изученному материалу: ионы, электролиты, электролитическая диссоциация, неэлектролиты, степень диссоциации, анионы, реакции ионного обмена, сильные электролиты, катионы.

(слайд 3)

Помещают на «Древо настроения» соответствующий смайлик»

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками, умение точно и полно, грамотно выражать свои мысли

Даёт задание: Используя все вышесказанное, в данном перечне выберите формулы электролитов: СaCl2; C2H5OH; H2SO4; BaSO4; NaOH; O2; Cu(OH)2 и напишите для них уравнения ЭД (слайд 4).

Предлагает проверить правильность выполнения работы (слайд 5)

Самостоятельно выполняют задание.

Самопроверка

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности

Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир, кока-кола.

Подсказка: Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.

Предлагает сформулировать тему урока

Корректирует тему урока: « Кислоты в свете ТЭД» (слайды 6-7)

Формулируют проблемный вопрос: Что объединяет эти продукты?

Предлагают варианты ответов.

Формулируют тему урока

«Кислоты»

Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение

Личностные: смыслообразование, учебно-познавательный интерес

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагает слайд-шоу «Кислоты вокруг нас»

(опережающее задание).

Предлагает сделать вывод о значении кислот для человека.


Кислоты обладают многими общими признакам. (слайд 8)

Предлагает составить синквейн о свойствах кислот.

Они

Едкие, жидкие

Жгут, разъедают, кислят

Хорошо смешиваются с водой

Кислоты (слайд 9)

Предлагает сформулировать гипотезу (слайд 10)

С какими веществами будут реагировать кислоты?

План изучения нового материала:

  1. Взаимодействие растворов кислот с металлами.

  2. Взаимодействие растворов кислот с оксидами металлов

  3. Взаимодействие растворов кислот с основаниями.

  4. Взаимодействие растворов кислот с солями

  5. Отношение к индикаторам (слайд 11)

Один ученик делает сообщение

Остальные слушают.

Формулируют вывод: Кислоты очень важны для человека, поскольку широко встречаются в природе, выполняют важные функции в организме человека, используются в практической деятельности. Но кислоты могут нанести вред и требуют аккуратного обращения с ними.

Предлагают разные варианты синквейна.


Формулируют гипотезу: если кислоты обладают общими свойствами, то они имеют общие признаки в составе и строении.

Выдвигают план действий, планируя доказать опытным путём.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: целеполагание, планирование путём достижения целей

Познавательные: выдвижение гипотезы

Этап 3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.

С целью изучения химических свойств кислот создаёт 4 группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования

( Приложение 1). (слайд 12)

Проводит инструктаж по ТБ (слайд 13)

Предлагает результаты эксперимента оформлять в виде таблицы (Приложение 2) (слайд 14-16)

Выводы

Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в РА до водорода, с основными оксидами, с основаниями, с солями, если образуется осадок или газ.

Распознать кислоты можно с помощью индикаторов. (слайд 17)

Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода, т.е. растворы кислот имеют общие признаки в составе и строении (слайды 18-19)

Работают в группах, обсуждают результаты, делают выводы, фиксируют содержание изученного учебного материала на уроке в таблице

Отчёт групп, вносят информацию в таблицу

Делают общий вывод в виде опорной схемы.


Опровергают или подтверждают гипотезу

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, учёт мнения других, аргументация своей точки зрения, умение высказывать свои мысли, владение диалогической и монологической речью.

Этап 4. Итоговый самоконтроль и самооценка. Рефлексия.

Тестовый контроль знаний с целью самооценки учащихся

Письменное задание (Приложение 4) (слайды 20-22)

Предлагает высказывать своё мнение:

- Что запомнили?

(Кислоты - электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка)

- Чему научились?

(Различать кислоты с помощью индикаторов, проводить химические реакции с ними, составлять химические уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде)

-Что удивило?

- Что осталось непонятным?

-Какое настроение осталось после урока?

(слайд 23)

Выполняют тест, задание

Проверяют правильность выполнения теста, задания.

Высказывают своё мнение



Помещают на «Древо настроения» соответствующий смайлик.

Регуляторные: умение самостоятельно контролировать своё время, умение оценивать результаты своей работы.

Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждений, умение делать выводы, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, управлять своим поведением.

Этап 5.

Домашнее задание

Открывает слайд с домашним заданием

(слайд 24)

Параграф 38, упр.4 с.214

Отвечает на уточняющие вопросы обучающихся, подводит итог урока, выставляет отметки.

Воспринимают информацию, фиксируют задание в дневник, задают уточняющие вопросы.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем.

Приложение 1

Инструкция по проведению химического анализа.

1 группа

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами - цинком и медью.

Порядок действий:

1. Проделайте химические реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами. Для этого:

- в 1 пробирку поместите 2 гранулы цинка (обратите внимание на положение цинка в ряду напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

- во 2 пробирку поместите медную проволоку (обратите внимание на положение меди в ряде напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

3. Составьте уравнение реакции соляной кислоты с цинком (укажите тип реакции) и запишите её в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

4. Сделайте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения в электрохимическом ряду напряжений и запишите его в тетрадь.

Отчёт: __________________________________________________________________

Признак реакции: _____________________

Вывод:

Металлы, находящиеся в ряду напряжений до водорода _________________ с кислотами с образованием растворимой ____________ и выделением ____________________

Металлы, находящиеся в ряду напряжений после водорода не _______________ с кислотами.

Тип реакции _______________________

Инструкция по проведению химического анализа.

2 группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди.

2. Для этого в пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) чёрного цвета прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (Укажите тип реакции)

4. Сделайте вывод о взаимодействии оксидов металлов с кислотами и запишите в тетрадь.

Отчёт: ______________________________________________

Признак реакции: ______________________________________

Вывод: Оксиды металлов ____________________ с растворимыми кислотами с образованием ______________ и _________________

Тип реакции _______________________

Инструкция по проведению химического анализа.

3 группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с основаниями.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с растворимым основанием NaОН.

Для этого: в пробирку поместите 2 мл раствора NaОН и 2 капли фенолфталеина (почему раствор приобрёл малиновую окраску?), добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (укажите тип реакции)

4. Сделайте вывод о взаимодействии оснований с кислотами и запишите в тетрадь..

Отчёт:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признак реакции: ______________________________________

Вывод: Основания ______________ с кислотами, с образованием __________________ и _____________

Тип реакции______________________

Инструкция по проведению химического анализа.

4 группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с AgNO3 и Na2CO3.

Порядок действий:

1. Поместите в пробирку 2 мл раствора AgNO3 и добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

2.Поместите в пробирку 2 мл раствора Na2CO3 и добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

3. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями запишите в тетрадь.

Отчёт:_________________________________________________

Признак реакции: ______________________________________

Вывод: Соли _____________________с кислотами только в том случае, если образуется __________________ или __________________

Тип реакций____________________

Приложение 2

Таблица. Общие химические свойства кислот в свете ТЭД

п/п

Свойство

Признак реакции

Тип реакции

Условия протекания

Признак общий для всех реакций

1.

Взаимодействие с металлами

Выделение

Н2

замещения

Металл до водорода

Образование катионов водорода

2.

Взаимодействие с основными оксидами

Изменение цвета

обмена

Образование растворимой соли

Образование катионов водорода

3.

Взаимодействие с основаниями

Изменение цвета

обмена

Образование растворимой соли

Образование катионов водорода

4.

Взаимодействие с солями

Образование газа или осадка

обмена

Образование газа или осадка

Образование катионов водорода


Приложение № 3

Тест «Проверь себя»

1.Формула кислоты это: а) NaOH б) CuCl2 в) HCl г) SO3

2. Метиловый оранжевый в растворе серной кислоты: а) синий б) фиолетовый в) бесцветный г) красный

3. С раствором серной кислоты взаимодействует: а) оксид магния б) оксид фосфора в) оксид углерода г) сера

4. Соляная кислота не взаимодействует с металлом: а) алюминием б) серебром в) железом г) цинком

5. Пара веществ взаимодействующих друг с другом: а) H2SO4 u SiO2 б) Сu u H3PO4 в) CuO u Na2O г) НСl u NaOH

6. Кислота взаимодействует а) со всеми оксидами б) только с оксидами неметаллов в) только с оксидами металлов

7. При взаимодействии магния с соляной кислотой образуется а) MgCl2 и H2 б) MgCl2 и H2O в) MgCl2

8. Сульфат цинка и вода образуются при взаимодействии а) Zn и H2SO4 б) ZnSO4 и HCl в) ZnO и H2SO4

9. Взаимодействие кислоты с основанием относится к реакции а) обмена б) замещения в)соединения

10. При внесении лакмусовой бумажки в раствор кислоты индикатор становится а) синим б) красным в) желтым

Задание.

Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

1.HNO3 + NaOH =

2. Cu +HCL =

3.K2O + H2SO4 =

4.Fe + HCL =

5.Pb + H2SO4 =

6.HNO3 + CaCO3 =


© 2010-2022