Урок по химии для 8 класса «Нефть. А все ли мы о ней знаем?»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Цель урока - рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

Задачи урока

  • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

  • Компьютер, стенд «Способы переработки нефти»

Форма урока

Уроки изучения нового материала.

Урок по методу проектов.

Оборудование урока

Оборудование: пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II Изучение нового материала.

Урок начинается с постановки вопроса: О чём говорят эти высказывания:

Историки писали:

«У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на врага и сжигали дотла»

Римляне называли её - каменноемасло и использовали в военных целях.

Сообщение темы урока: «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

План урока:

  • Что это такое?

  • Откуда она появилась?

  • Для чего она нужна?

  • Как перерабатывают?

  • А так ли она необходима?

  • А как она влияет на окружающую среду…

  • Химическая лаборатория.

I группа учащихся сообщает о том, что такое нефть, какие виды нефти бывают по составу, от чего зависит её состав, основные месторождения нефти.

Лабораторный опыт «Ознакомитесь со свойствами нефти»

Инструктивные карты на столах учащихся

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к ли­цу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания учителя не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Опыт 1. Выявление свойств нефти

- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану

1.Агрегатное состояние

2.Цвет

3.Запах

4.Маслянистость

5.Плотность

6.Растворимость

7.Горючесть

1) - Определим первое свойство.

Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть. 2) - Какого цвета?

- Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

3) - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности.

- Что можно сказать о запахе нефти?

4) - Поставьте пробирку в штатив. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

5) - Какое следующее свойство нефти мы должны определить? - У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

- Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

- Нефть легче или тяжелее воды?

6) - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

- Какие вещества растворяются в воде?

- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

- Что вы можете сказать о нефти?

7) - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

ВЫВОД: Нефть горит

- Какие свойства нефти вы узнали?

II группа учащихся сообщение о гипотезах происхождения нефти

III группа учащихся сообщение об использовании нефти и продуктов её переработки в промышленности и повседневной жизни.

IV группа учащихся методы переработки нефти.

V группа учащихся сообщение о альтернативном нефти топливе

VI группа учащихся сообщение о вреде от аварий танкеров, влияние разливающейся нефти на окружающую среду.

III Закрепление изученного материала.

Проблемная ситуация.

Внимание ! Пришло сообщение!

Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть поступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи.

Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

Лабораторный опыт «Собирание нефти с поверхности воды»

В кристаллизатор с водой приливаем 1-2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

Лабораторный опыт «Определение качества бензина»

Для опыта необходимо иметь Н2О, йодную настойку, бензин. Возьмите 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки. (не содержит непредельные углеводороды.)

Весь ли бензин одинаковый? Как же его получить? Как улучшить бензин7 (работа с учебником)

IV Подведение итогов урока.

Проверяем, достигли ли мы цели урока.

Оцениваем успехи учеников.

Д\З §3.

Используемые ресурсы

Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя - М.: Дрофа, 2004 - с.46-52;

Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты по теме «Природные источники углеводородов» - Химия в школе, 1993 №3 - с.30-34;

Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 -11 классов - М.: ВЛАДОС, 2002 - с.94-95;

Я иду на урок химии: Книга для учителя - М.: Издательство «Первое сентября», 2000 - с.138-163;


© 2010-2022