- Преподавателю
- Химия
- Программа элективного курса Экология питания
Программа элективного курса Экология питания
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Т.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
«Экология питания» (10 класс)
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов (10 класс).
Цель курса - формировать у детей представления о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.
Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья относят к основным факторам, определяющим уровень здоровья населения России и сохранения его генофонда. Будущее России - это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного питания.
Положение дел с безопасностью продовольствия в РФ, особенно в последнее десятилетие, ухудшилось в связи увеличением объемов поставок некачественной продукции из-за рубежа, ослаблением государственного и общественного контроля производства и реализации продуктов питания. Бесконтрольное использование удобрений, средств защиты растений, консервантов, пищевых добавок, гормонов, трансгенных организмов при производстве продуктов питания в различных странах мира создает заметную экологическую опасность.
Возможность извлечения выгоды в виде финансовой наживы путем фальсификации многих продуктов питания при практически полной экологической безграмотности населения становится настолько реальной, что угроза здоровью человека здесь вполне очевидна. Особенно, если эта фальсификация связана с применением химических соединений, в том числе маскирующих микробиологическую порчу продуктов.
Если говорить об экологической безопасности пищевых продуктов, то здесь речь идет о соблюдении жизненно важных экологических интересов человека: на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Качество продуктов питания оказывает влияние на уровень жизни, социальную активность человека, влияет и на демографический аспект его существования.
«Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить», - пожалуй, основной принцип рационального питания, помогающего нам быть здоровыми на протяжении всей жизни.
Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека через продукты питания. У детей старшего школьного возраста сформирован достаточный уровень знаний для того, чтобы не только говорить о правильном питании, но и подтверждать сказанное собственными экспериментальными данными, заниматься научно-исследовательской деятельностью по данной тематике.
Реализация программы может осуществиться за счёт регионального компонента учебного плана курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 17 часов.
№
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Питание древнего человека.
1
3
Естественное питание коренного населения разных климатических зон.
1
4
Права потребителей при покупке продуктов питания.
1
5
Фальсификация продуктов питания.
Лабораторные работы. 1.Определение соды, воды в молоке.
2.Определение крахмала, сахара, желатина в меде.
3.Определение присутствия в сливочном масле маргарина.
1
6
Экологическая безопасность продуктов питания.
1
7
Посуда и упаковка продуктов питания. Загрязнение продуктов питания.
Лабораторные работы.
1
8
Нитраты и пестициды в продуктах питания.
1
9-10
Современные проблемы экологии питания.
Конференция
2
11-12
Бактериальное загрязнение пищи.
Экскурсия на санитарно-эпидемиологическую станцию.
2
13
Заражение гельминтами посредством пищи.
1
14
Пищевая аллергия.
1
15
Роль микроэлементов для организма человека. Использование пищевых биодобавок.
Дискуссия
1
16
Ядовитые растения. Ядовитые макро- и микромикоты
Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями (презентация).
Определение ядовитых грибов (презентация)
1
17
Обобщение курса
Викторина «Что есть? Где есть? Когда есть?»
1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- об экологических факторах, снижающих качество продуктов питания;
- о мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- критерии здорового питания;
- права потребителя на качественные продукты;
- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья и необходимости охраны
окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил
питания;
- оценивать качество продуктов питания.
Список литературы
1.Боярченко В. Н., статья « Экологическая безопасность и продукты питания», газета Биология, №10,2000.
2.Звездина М. Л. «Образ жизни и здоровье»: 8-10 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение -регион: Просвещение,2003г
3. Поддубная Л. Б.. Элективный курс « Секретные материалы о твоем здоровье».9 класс/Волгоград: Учитель-АСТ, 2005г
4. Средства массовой информации, Интернет.
5