Программа элективного курса Экология питания

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Экология питания» (10 класс)

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов (10 класс).

Цель курса - формировать у детей представления о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья относят к основным факторам, определяющим уровень здоровья населения России и сохранения его генофонда. Будущее России - это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного питания.

Положение дел с безопасностью продовольствия в РФ, особенно в последнее десятилетие, ухудшилось в связи увеличением объемов поставок некачественной продукции из-за рубежа, ослаблением государственного и общественного контроля производства и реализации продуктов питания. Бесконтрольное использование удобрений, средств защиты растений, консервантов, пищевых добавок, гормонов, трансгенных организмов при производстве продуктов питания в различных странах мира создает заметную экологическую опасность.

Возможность извлечения выгоды в виде финансовой наживы путем фальсификации многих продуктов питания при практически полной экологической безграмотности населения становится настолько реальной, что угроза здоровью человека здесь вполне очевидна. Особенно, если эта фальсификация связана с применением химических соединений, в том числе маскирующих микробиологическую порчу продуктов.

Если говорить об экологической безопасности пищевых продуктов, то здесь речь идет о соблюдении жизненно важных экологических интересов человека: на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Качество продуктов питания оказывает влияние на уровень жизни, социальную активность человека, влияет и на демографический аспект его существования.

«Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить», - пожалуй, основной прин­цип рационального питания, помогающего нам быть здоровыми на протяжении всей жизни.

Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека через продукты питания. У детей старшего школьного возраста сформирован достаточный уровень знаний для того, чтобы не только говорить о правильном питании, но и подтверждать сказанное собственными экспериментальными данными, заниматься научно-исследовательской деятельностью по данной тематике.

Реализация программы может осуществиться за счёт регионального компонента учебного плана курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Программа рассчитана на 17 часов.

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Питание древнего человека.

1

3

Естественное питание коренного населения разных климатических зон.

1

4

Права потребителей при покупке продуктов питания.

1

5

Фальсификация продуктов питания.

Лабораторные работы. 1.Определение соды, воды в молоке.

2.Определение крахмала, сахара, желатина в меде.

3.Определение присутствия в сливочном масле маргарина.

1

6

Экологическая безопасность продуктов питания.

1

7

Посуда и упаковка продуктов питания. Загрязнение продуктов питания.

Лабораторные работы.

1

8

Нитраты и пестициды в продуктах питания.

1

9-10

Современные проблемы экологии питания.

Конференция

2

11-12

Бактериальное загрязнение пищи.

Экскурсия на санитарно-эпидемиологическую станцию.

2

13

Заражение гельминтами посредством пищи.

1

14

Пищевая аллергия.

1

15

Роль микроэлементов для организма человека. Использование пищевых биодобавок.

Дискуссия

1

16

Ядовитые растения. Ядовитые макро- и микромикоты

Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями (презентация).

Определение ядовитых грибов (презентация)

1

17

Обобщение курса

Викторина «Что есть? Где есть? Когда есть?»

1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- об экологических факторах, снижающих качество продуктов питания;

- о мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

- критерии здорового питания;

- права потребителя на качественные продукты;

- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья и необходимости охраны

окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать состояние здоровья;

- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил

питания;

- оценивать качество продуктов питания.

Список литературы

1.Боярченко В. Н., статья « Экологическая безопасность и продукты питания», газета Биология, №10,2000.

2.Звездина М. Л. «Образ жизни и здоровье»: 8-10 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение -регион: Просвещение,2003г

3. Поддубная Л. Б.. Элективный курс « Секретные материалы о твоем здоровье».9 класс/Волгоград: Учитель-АСТ, 2005г

4. Средства массовой информации, Интернет.

5

© 2010-2022