Интеграция в обучении химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беркутова Ольга Ильинична

Учитель химии

МБОУ «Приуральская СОШ»




Интеграция в обучении химии

Интеграция - характерная примета нашего времени. она стала одним из определяющих факторов развития научного познания. Современная химия взаимосвязана со множеством различных научных направлен7ий.

Одна из главных задач, которую я стремлюсь решить в процессе обучения химии, - это формирование в сознании учащихся комплексного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение их способом применения приобретенных знаний в практической жизни. достичь этого, по моему мнению, можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук физики, химии, биологии, а окружающего мира в целом. Только интегрирование знаний всех наук может привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей в получении знаний, перенос теоретических знаний в практическую деятельность и их использование в нестандартных ситуациях. интегрирование способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формированию единой картины мира, созданию положительного эмоционального фона обучения. Интеграция между различными предметными областями устанавливает межпредметные связи на уровне фактов, понятий, законов.

Интеграция на уровне фактов способствует обобщению знаний об отдельных явлениях и объектах природы. Например, в курсах химии, биологии, физики изучают факты, раскрывающие связи между строением, свойствами и биологическими функциями органических и неорганических веществ в природе. Это тема: «Кислород», «Водород», Вода, Растворы», «Сложные эфиры», «Жиры», «Углеводы», «Аминокислоты. Белки» - в химии, «Клетка», «Химический состав клетки», «Обмен веществ» - в биологии. Частое обращение к этим фактам требует их обобщения и формирование в сознании учащихся понятия о наличии в природе закономерных взаимосвязей, строение - свойства - функция».

Формирование обобщенных межпредметных понятий происходит от конкретных представлений к абстрактным знаниям. Так понятие «электролитическая диссоциация в обобщенном виде вводится в курс химии 9 класса, но для осознания его учащимися необходима опора на усвоенные в курсе физики 8 класс понятия «Два вида зарядов», «Взаимодействие тел имеющих заряды», «Электролит», «Прохождение электрического тока в электролитах, а так же понятие «ион». Предварительное задание о повторении этих вопросов позволяет быстро включить учащихся в работу.

При изучении темы « Электрический ток в растворах и расплавах электролитов в химии 10 класс и «Законы электролиза» в 11 классе в физике мы проводим интегрированный урок с усилением дедуктивного подхода от более общего понятия «электролитическая диссоциация» к частному - электролиз.

На уроке учащиеся повторяют механизм электролитической диссоциации, учащиеся 10 класса знакомятся с процессом электролиза, а учащиеся 11 класса повторяют его механизм.

Вывод формулы, устанавливающий зависимость между массой выделившегося металла на катод от силы тока, заряда, прошедшего через электролит не составляет особую трудность.

Химия и физика изучают вещества и их свойства, но объектом физики является лишь молекулярный уровень строения, а объектом химии - атомный, биология изучает клеточный организменный, биоценозный уровень. Теория строения вещества - фундаментальная связь естественно научных предметов.

Полное обобщенное представление о конкретном понятии учащиеся получают при проведении межпредметных се6минаров.

Обобщающий семинар по теме «Природные источники углеводородов» в 11 классе дает возможность установить межпредметные связи между химией, физикой, географией, историей, экономикой.

В теме «Подгруппа углерода» 9 класс провожу семинар. «Роль и развитие силикатной промышленности». Учащиеся готовят материал по истории данного вопроса о гончарах, стеклодувах, об истории создания зеркал. Связь с литературой наблюдается в сообщениях учащихся об упоминании силикатных изделий в поэзии и литературных произведениях, например «Ода о пользе стекла» Ломоносова. Рассматриваем по карте России и атласу Оренбургской области основные месторождения и центры по производству изделий силикатной промышленности. Учитель ИЗО рассказывает о художественной росписи керамических изделий, о древнем искусстве гжельских мастеров, о дымковской игрушке.

На семинаре рассматриваем вопросы охраны природы и труда говорим о профессиях работников силикатной промышленности.

Интегрированным может быть домашнее задание. Индивидуально, по своим интересам и особенностям учащиеся выбирают домашнее задание к теме «Производство серной кислоты» Учитель указывает предмет, где и как можно подобрать необходимый материал.

Экономическая география: общая характеристика химической промышленности, центры производства серной кислоты.

Химия: химизм производства, сырье, отходы, технология.

Физика: принципы работы аппаратов условия.

Математика: расчеты выхода продукта в % к теоретическому, задачи на содержания премии.

Обществознание: охрана труда, и средняя уголовная ответсвенность за их нарушение.

Экология: загрязнение окружающей среды предприятиями данных производств.

Экономика: вопросы формирования цены на готовый продукт, сырье.

Контрольные вопросы могут включать межпредметные тесты, задания

Интегрированные учебные дисциплины естественно-научного направления и интегрированные занятия вполне гармонично сочетаются с самостоятельными предметами, изучаемыми в средней школе, обеспечивая развитие основных понятий, обогащение их новыми связями, формирование у учащихся адекватных представлений об окружающем мире.


© 2010-2022