• Преподавателю
  • Химия
  • Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках химии

Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках химии

    Развитое исследовательское поведение можно рассматривать как неотъемлемую характеристику личности, как стиль жизни современного человека.     Работа является результатом многолетнего труда по формированию у ребят исследовательских навыков. В ней описаны методические приемы, которые позволят вовлечь школьников в исследовательсую работу на уроке химии, приведены задания, которые помогают развивать исследовательские навыки.    Анализируя свой педагогический опыт по организации исследовательской...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и молодежной политики

администрации Арзамасского района


Муниципальное образовательное учреждение

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»








Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии


(обобщение педагогического опыта

учителя высшей квалификационной категории

Шашунькиной Натальи Николаевны)













2011 год

Если все задачи исследовательского метода сводятся к тому, чтобы поощрять учащихся проявлять пытливость, любознательность, задавать вопросы и стараться находить ответы самостоятельно, то мы отстаиваем не более того, что давно исповедывали и осуществляли на практике хорошие учителя.

Ф. Резерфорд

Работаю в школе тринадцать лет, химию преподаю с 1997 года. Выбору темы обобщения опыта посодействовало то, что девять лет вела экологию, предмет, требующий творческого подхода, владения исследовательскими методами. Мои ученики вместе со мной занимались экологическими исследованиями, учились вместе со мной. Под моим руководством ребята выполнили исследовательские работы: «Растительные сообщества Бакалд», «Экологический паспорт Бакалд», «Наша экологическая тропа», «Школьный пруд: вчера, сегодня, завтра» и другие.

Преподавание экологии показало мне важность использования исследовательских методов в развитии творческой личности.

Поэтому необходимым условием формирования научного мышления у учащихся, на мой взгляд, является организация исследовательской деятельности на уроках химии и выход на уровень формирования компетентностей ученика. Использование исследовательской деятельности в целом и её отдельных элементов позволяет повысить мотивацию ученика к осознанному и самостоятельному восприятию знаний. Оно развивается через систематическую работу по приобретению интеллектуальных умений.

Исследовательскую деятельность учащихся определяют как совместный творческий процесс субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является выработка мировоззрения. Педагог в данном случае выступает её организатором. Благодаря этой работе старшеклассник учится подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской творческой позиции. Существенной задачей становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, т.е. переводе внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

Все усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, не на получение специальных предметных знаний, а на развитие научного мышления, на искреннюю заинтересованность в самостоятельном познании окружающей действительности. Сложность этой задачи заключается в необходимости отбора оптимальных методов, приемов и средств для организации мотивированной исследовательской деятельности с учетом индивидуальных творческих и учебно-познавательных способностей ученика. Кроме того, формирование мировоззренческих позиций личности, навыков научного мышления требует много времени и не может ограничиваться уроком или одним учебным этапом. Сложность заключается в том, что необходимо полное переосмысление системы работы учителя, погружение в теорию и методологию данного вопроса, систематическая работа по реализации ведущих идей темы в рамках классно-урочной системы с обязательным выходом на уровень самообразования ученика.

Основным методологическим подходом организации исследовательской деятельности в общеобразовательной школе является разделение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Их сравнение представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности


Линия сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Цель исследования

Производство новых знаний в общекультурном значении

Приобретение учащимися навыков исследования как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является самостоятельное приобретение новых, личностно-значимых знаний

Направленность исследования

Исследование - как способ получения результата, продукта

Исследование - как средство ориентации в окружающем мире

Организация деятельности

Опирается на нормы, выработанные в сфере науки за несколько последних столетий. Жестко нормируется выработанными научным сообществом традициями

Может моделироваться учителем с опорой на научные традиции, но с учетом специфики учебного заведения, предмета и объекта исследования, личности исследователя. Нет жестких норм

Субъект - объектные связи

Связь непосредственная: ученый - объект исследования

Связь опосредованная: ученик - учитель - объект исследования. Субъект - субъект - объективная связь, передача навыков практической деятельности от учителя к ученику

Методология

Наличие стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от предметной области: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, обобщение, собственные выводы, представление результата

Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Он заключается в опоре на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организацию субъект - субъектных связей на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, постоянную рефлексию внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его четко определенными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта в условиях свободного творчества и сотрудничество с учителем.

Организация учебно-исследовательской деятельности основана на использовании приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе исследовательской деятельности и выработать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления учащихся. Особенным является становление системного, логического, универсального мышления, которое позволит ему самостоятельно решать не только узкие проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного, философского решения проблемы.

Система работы учителя химии представляет собой совокупность различных видов деятельности:

  • диагностика уровня сформированности основных элементов исследовательской культуры как совокупности мотивов, интеллектуальных умений и навыков, стремления к самореализации в исследовательской деятельности;

  • постановка целей и задач;

  • отбор содержания;

  • выбор соответствующих методов, приемов и средств;

  • создание психолого-педагогических условий, способствующих наиболее эффективной организации деятельности учащихся;

  • рефлексия результативности деятельности учащихся и учителя.

На начальном этапе организации исследовательской деятельности с учащимися проводилась пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений в 6 и 7 классах на занятиях факультатива «Я - исследователь». Причем работа велась в одном из классов параллели в течение двух лет, 1 час в неделю.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность развития интересов к химии и процессам познания в целом.

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении химии;

В 6 классе работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

  2. Осуществление кратковременных исследований наблюдений с описаниями (под руководством учителя). Работа «Исследование состояния воздуха классных комнат».

  3. Осуществление коллективных исследований по определенному плану. Учитель организует совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы. Работа «Мой день».

  4. На занятиях предлагались задания, направленные на выявление различных свойств, сравнение предметов, составление последовательности действий. Проводилась работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

  5. Осуществлялась подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводилось под руководством учителя. Работы «Как можно очистить воду?», «Что такое вещество?» и др.

Наблюдаемые результаты: учащиеся приобрели достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о её назначении, представление о планировании работы, проведении вместе с учителем учебных исследований, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме.

В 7 классе:

  1. Учащиеся продолжали знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования).

  2. Проводились коллективные исследования на заданную тему, но у семиклассников активность стала выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

  3. Осуществлялось учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляли поиск информации, учились выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводили опросы, анкетирование.

  4. Ход исследования обсуждался, учителем оказывалась консультативная помощь.

  5. В конце года большая часть учащихся была уже способна самостоятельно выбрать тему исследования, составить план, определить 1-2 задачи, найти материал, представить доклад с материалом.

  6. Более грамотно обобщали полученные знания. Внимание уделялось умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

В ходе работы с учащимися экспериментального класса была выполнена коллективная исследовательская работа «Исследование микроклимата школы». Об овладении навыками исследовательской деятельности свидетельствуют разработанные исследовательские работы:

  • коллективная работа «Какие бывают вещества?»

  • 5 работ учеников класса представлено на школьной конференции «Мы и Земля»

Наблюдаемые результаты: учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при предоставлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

С приходом этих учащихся в 8 класс я провела диагностическое исследование сформированности исследовательских умений и навыков, сравнив показатели с результатом диагностики в 8-б классе, где пропедевтический курс не преподавался.

Нужно отметить, что мною осознается факт субъективности результатов в отношении представлений учащихся о содержании умений и навыков. Поэтому параллельно анкетированию проводилась оценка тех же умений и навыков у учащихся самим учителем (на практике).



Количество учащихся %:


Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках химии


Все учащиеся 8-а класса замотивированы на исследовательскую деятельность и уверены в её успешности, хотя еще не все овладели навыками учебно-исследовательской деятельности. В 8-б классе мотивация учащихся довольно высокая, а исследовательские навыки и умения развиты слабо.

Таким образом, проведенная диагностика подтверждает, что учебно-исследовательская деятельность является значимой для учащихся, уровень владения навыками этой деятельности в 8-а классе значительно выше, чем у учащихся другого класса. Это позволило определить цели и задачи по реализации данного направления учебной деятельности: продолжить формирование навыков и умений исследовательской деятельности у учащихся на уроках химии, а также во внеурочное время. Для этого в этом учебном году в 8-х классах введен факультативный курс «Учимся учиться химии».

Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках химии

Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность на уроках. Можно организовать эту работу, комбинируя объяснительно-иллюстративный метод обучения с эвристическим методом, проводя лабораторные и практические работы исследовательского характера, развивая навыки творческой работы с литературными источниками.

Сущность эвристического метода предлагаю рассмотреть на примере урока в 8-м классе по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». На первом этапе изучения темы учащиеся делают карточки со знаками химических элементов, изображая знаки металлов черным, неметаллов - красным цветом. На этих карточках указываются относительные атомные массы элементов, важнейшие характеристики как простых веществ, образованных атомами этих элементов, так и их соединений: оксидов и гидроксидов.

На следующем этапе учащиеся раскладывают эти карточки по мере увеличения атомных масс в один ряд, самостоятельно замечая в ходе работы периодичность в изменении свойств простых веществ и кислотно-основных характеристик соединений химических элементов. Чаще всего далее следует предложение разделить общий ряд карточек на самостоятельные подразделения, которые начинаются со щелочного металла и заканчиваются инертным газом. Так мы получаем периоды периодической системы химических элементов (ПСХЭ), даем им определение, отмечаем закономерности изменения физико-химических свойств простых веществ и соответствующих соединений.

Сформировав таким способом несколько периодов химических элементов, ребята понимают, что в столбцах друг под другом располагаются элементы со сходными характеристиками. В результате мы открываем группы ПСХЭ, даем им определение, отмечаем наличие главных и побочных подгрупп, закономерности изменения химических свойств в подгруппах.

Таким образом, в сущности, мы моделируем логику Д.И. Менделеева по открытию периодического закона.

Для учащихся старших классов аналогичный метод применяю в усложненном виде: периодический закон формулируется в свете теории строения атомов, прослеживаются закономерности изменения количества элементарных частиц, атомного радиуса.

При изучении строения глюкозы в курсе органической химии логика объяснения нового материала может быть обратная (от свойств - к строению): учащиеся проводят реакции раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра и раствора глюкозы со свежеприготовленным осадком гидроксида меди (II) при комнатной температуре. Первая реакция («серебряное зеркало») свидетельствует о наличии карбонильной группы, вторая - о присутствии нескольких гидроксигрупп в молекуле глюкозы. Далее поясняю, что 1 моль глюкозы вступает в реакцию этерификации с 5 моль уксусного ангидрида (CH3CO)2O. Следовательно, гидроксигрупп - пять. Таким образом, мы доказываем, что глюкоза - альдегидоспирт.

Использование в учебном процессе практических работ исследовательского характера способствует активизации познавательного интереса учащихся, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность. Современная программа курса химии О.С. Габриеляна позволяет проводить практические работы исследовательской направленности начиная с 8-го класса: «Наблюдения за горящей свечой», «Анализ почвы и воды». Для 9-го класса приводятся практические работы «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов», «Практическое осуществление превращений веществ», «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

В старших классах исследовательский характер практических работ усложняется: «Идентификация органических соединений», «обнаружение витаминов», «Действие ферментов на различные вещества» - в 10-м классе; «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств», «Сравнение свойств неорганических и органических соединений», «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» - в 11-м классе. При этом лабораторные и практические работы проводятся в течение изучения темы или сразу по её окончании, по «свежим следам». Это позволяет поддерживать интерес к изучаемому предмету.

Итак, цель исследовательского обучения - развитие исследовательских навыков и умений.

Одним из главных умений ученика - исследователя является умение видеть проблему. Оно характеризует мышление человека, развивается это умение в течение длительного времени. Для развития его применяю задания:

Задание 1. «Необычное в обычном»

Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда. Например, при рассмотрении свойств воды или низших спиртов учащиеся вдруг обращают внимание на то, что вода и этиловый спирт находятся в жидком состоянии при обычных условиях, несмотря на низкие значения относительных молекулярных масс, тогда как имеющие гораздо большие значения Мr хлор и бутан являются газами. Это - проблема, и её решение позволяет сформировать представление о водородной связи.

Задание 2. «Найти особенное и единичное в общем»

При рассмотрении физических свойств галогенов в 9 кассе по теме: «Галогены» ребята без труда выделяют единичное (вода - твердое вещество, бром - жидкое) и особенное (фтор и хлор - газы). А знакомство с их химическими свойствами дает возможность в общем (вытеснительный ряд галогенов: F - Cl - Br - I) показать особенное (вытеснение более активными галогенами менее активные из растворов их солей или бескислородных кислот, за исключением фтора) и единичное (способность фтора взаимодействовать с водой).

Задание 3. «Охарактеризовать химический объект многопланово»

Например, при изучении азотной кислоты, прошу дать её полную характеристику. Ребята дают ответ: это одноосновная, кислородосодержащая, растворимая, сильная кислота, которая необратимо диссоциирует по одной ступени и поэтому образует только один ряд солей - средние или нитраты.


Задание 4. «Увидеть в другом свете»

Здесь используется прием анимации, т.е. наделение неживых объектов учебного предмета (элементов, веществ или реакций) характеристиками, свойственными живому, в частности человеку, - своеобразное «очеловечивание» этих объектов.

Ученица 9-го класса А. Макина сочинила такую сказку про Ацетилен:

«В некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель жили-были царь по имени Карбид Кальция и царевна по имени Вода. Детей у них не было. Раз приснился царю сон, что если сильно захотеть, то родится у них сын по имени Ацетилен. Но для этого придется потратить много энергии. Для рождения сына ничего не жалко царю. Наконец родился у них долгожданный сын, который оказался ветреным мальчиком. Плохо он ладил он с матерью. В химических лабораториях пропадала бромная вода, а вместо неё образовывались ди - и тетрабромуглеводороды. Мальчик легко заводил друзей, например, дружил с Водородом, Бромом, Галогеноводородами, при особых условиях взаимодействовал с Водой. Хоть он и был шаловливым, но любил много работать. Так, мог тримеризоваться и полимеризоваться. Он принимал участие в изготовлении новых веществ для парфюмерии и медицины, в получении искусственных волокон, красителей и каучука, при резке металлов».

Решение проблемы достигается выдвижением догадок и гипотез. Гипотеза - кульминационный момент мыслительного процесса. Она дает нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.


Упражнения на развитие данных умений.

Делая предположение, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «что если…»

Задание 1.

Найдите возможную причину явления - почему загорелась лампочка прибора при испытании раствора на электропроводность?

Задание 2.

Предположите несколько разных гипотез по следующему поводу - почему бензол, имеющий по формуле Кекуле непредельный характер, не обесцвечивает бромную воду?

Важным умением является умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Например, все многообразие химических реакций можно проклассифицировать по следующим основаниям (принципам):

- числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции;

- фазовому состоянию веществ;

- тепловому эффекту;

- присутствию катализатора;

- изменению степеней окисления элементов, образующих вещества;

- направления протекания.

Задание 3. Рассмотрите реакцию синтеза NH3 по всем принципам классификаций:

N2 + 3H2 = 2NH3 + Q


Характеристика может быть следующей: реакция соединения (из двух простых веществ образуется одно сложное), гомогенная (все вещества, участвующие в ней, являются газами), экзотермическая (протекает с выделением теплоты), каталитическая (в синтезе аммиака используется катализатор - железо с добавками оксидов калия и алюминия), окислительно-восстановительная (элементы, образующие вещества, изменяют степени окисления, азот - окислитель, водород - восстановитель), обратимая (протекает в двух взаимно противоположных направлениях). Обратная реакция - разложение аммиака - эндотермическая, а катализатор в равной мере увеличивает скорость как прямой, так и обратной реакции.

Сравниваем результаты, обсуждаем их и обобщаем10

Требованиями сегодняшнего дня является то, что ученик должен уметь учиться. Состав этой компетенции представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Состав компетенции - умение учиться


Формулирование намерений

Определить мотивацию своего обучения (зачем или почему я хочу научиться этому)

Самоутверждение, карьерный рост, повышение личного статуса, интерес

Формулирование долгосрочных и краткосрочных целей обучения

Убедиться, что поставленные действительно отражают те образовательные результаты, к которым вы стремитесь

Определить способы достижения результатов обучения

Использовать различные источники информации для определения способов достижения необходимых результатов в выбранной вами сфере (в ОУ, личной жизни, карьере)

Определить те критерии, по которым вы сможете оценить степень достижения ваших намерений

Определить систему оценивания степени достижения образовательных результатов

Определить состав и порядок действий по достижению целей. Выделить наиболее приоритетные

Убедиться, что определены все необходимые действия и они действительно направлены на достижение нужных вам образовательных результатов

Спланировать время достижения краткосрочных и долгосрочных целей

Убедиться, что отпущенное время на обучение соответствует вашим условиям и возможностям

Определить, к кому нужно обратиться за помощью

Проверить, что этот человек (люди) действительно может помочь вам в обучении


К выходу из школы у выпускника необходимо сформировать множество ключевых компетенций, в том числе и исследовательских. Считаю, что я на уроках химии могу сформировать исследовательские компетенции, поэтому развитие их у учащихся - одна из задач моей работы.

Таблица 3.

Уровни достижения исследовательских компетенций

(по Оксфордско - Кембриджской программе

обучения ключевым компетенциям, 2000 г.)

Уровни достижения

1

2

3

Уметь:

  • определять или выбирать тему исследования с помощью преподавателя;

  • описать явление и сформулировать вопрос;

  • сформулировать свою гипотезу, объяснение причин данного явления

Уметь:

  • сформулировать цель и объект исследования;

  • выделить предмет исследования;

  • составить программу и план исследования;

  • сформулировать проблему исследования;

  • составить программу и план исследования (последовательность действий для достижения требуемого результата и примерные сроки)

Уметь:

  • объяснять результаты при помощи теорий;

  • выводить следствия из теорий;

  • поставить эксперимент и объяснить его результаты;

  • проводить измерения и пользоваться математическим аппаратом для описания законов и закономерностей;

  • проводить требуемые вычисления и обобщать полученные данные в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем;

  • написать отчет о проведенных исследованиях и защитить его в ходе публичного обсуждения;

  • представить результаты своего исследования, в т.ч. при помощи электронной презентации;

  • написать короткую статью о проведенных исследованиях и их результатах



Цель моей педагогической работы сейчас - создание условий для развития учебно-исследовательских умений. Этими условиями являются:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений провожу в классе постоянно как в урочной, так и во вне урочной деятельности. Для этого я изменила подход к организации урока. Основным требованием к его построению стали целостность и вовлечение каждого ученика в активные формы деятельности на уроке: дискуссии, «круглые столы», межгрупповой диалог. А домашние задания стали носить исследовательский характер: «Что произойдет, если на сырой картофель капнуть капельку раствора йода?» или «Что будет, если к раствору лимонной кислоты прилить молоко?»

Мотивированность. Помогаю ученикам видеть следы их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Всегда создаю ситуацию успеха - даю посильные (дифференцированные) задания, хвалю за любой положительный сдвиг.

Творческая среда. Способствую созданию творческой рабочей атмосферы и поддерживаю интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Поощряю творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Моя задача - не подавлять желания, творческие идеи, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не так (не то)» блокируют желание работать и двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность учителя. Стараюсь работать творчески, учу и учусь вместе с учениками.

Учет возрастных особенностей. Очень важно учитывать психологически особенности учащихся каждого возраста. Стараюсь обучать исследовательским умениям на доступном для восприятия уровне, чтобы самоисследование было посильным, интересным и полезным.


Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках химии

Анализируя свой педагогический опыт по организации исследовательской деятельности на уроках, я пришла к выводу: работа над исследованием стимулирует познавательную мотивацию школьников, способствует повышению интереса к химии; у учащихся появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и достичь хороших результатов проделанной работы. За три года заметно повысился уровень активности и качество знаний по предмету у учащихся 8-11 классов (таблица 4).

Таблица 4.

Качество знаний, %


2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

I полугодие

2013-2014 уч.г.

8-е классы

72%


68%

8-а кл. - 75%

(пропедевтика)

Показатель качества знаний по школе

65%

61%

61%


Другим показателем интереса к предмету, качества умений и навыков являются выбор учащимися химии, как предмета для выпускного экзамена.

Применяя исследовательский метод обучения, я уверена, что меняется не только качественные показатели качества знаний и умений учащихся. Изменения происходят и с личностью ученика-исследователя. Спонтанный интерес учащихся к природным объектам и явлениям переходит к конструктивным, сознательным, логически выверенным действиям. Приобретенные навыки и умения исследовательской работы помогут учащимся найти верный путь решения повседневных бытовых проблем. И кроме того, ученик становится более ответственнее, дисциплинированнее, аккуратнее. Поэтому, развитое исследовательское поведение можно рассматривать как неотъемлемую характеристику личности, как стиль жизни современного человека.

И, безусловно, использование в обучении исследовательского подхода способствует совершенствованию и моего педагогического мастерства.

На сегодняшний день я и мои ученики находимся на первом уровне развития исследовательских компетенций. Потом потребуются другие методы и умения для реализации исследовательских компетенций в учебном процессе, но самое главное - то, что мне придется вырабатывать новые ценности и принципы работы с учениками.





© 2010-2022